«МЕТОД ГРЁНХОЛЬМА» Жорди Гальсерана
в постановке Театра Наций (на сцене Театра им. Пушкина)
режиссёр Явор ГЫрдев (Болгария)
Очень понравилось. Два часа театрального драйва. Спектакль из серии «такого больше нигде». Если не считать зрительских комментариев и звонков мобильников (что, похоже, становится нормой и само по себе ни о чём не говорит), зал сидел не дыша. Если в Театре наций все спектакли такого класса, как «Рассказы Шукшина» и этот, то у меня, пожалуй, появился любимый театр.
Современная модификация «хорошо сделанной пьесы», в лучшем смысле этого понятия. Сегодняшняя хорошо сделанная пьеса имеет сложную жанровую природу: интеллектуальная драма, «чёрная» комедия, триллер и почти детективная история отбора претендентов на должность топ-менеджера крупной компании. Больше всего ассоциаций с фильмами Квентина Тарантино (стиль) и детективами Агаты Кристи (непрогнозируемые повороты сюжета и гадание, кто есть кто, вплоть до самого финала).
На сцене четверо персонажей. Четыре человеческих типа, четыре характера из сегодняшнего дня и… сегодняшнего кино. Блестящие актёрские работы Сергея Чонишвили, Игоря Гордина, Виктории Толстогановой. Максим Линников побледнее и иногда говорит так тихо, что в первых рядах партера не слыхать, но в целом тоже на месте. Стерильное, серое пространство офиса, лампы дневного света, за стеклянными дверьми тёмные провалы и вдали огни, как будто три убегающих вдаль туннеля: образ развилки с проблемой выбора? Туманной перспективы? Бесцельной и бесконечной гонки? А над ними огромный аквариум инсталляция по мотивам Дэмиена Хёрста - мёртвая акула в формалине. Деловые костюмы дорогостоящих брендов, у героини - брючный костюм из чёрного шёлка или атласа. Музыка КАлина НИколова... Не музыка - звуки, выбивающие ритмы сегодняшнего дня. Сценография НикОлы ТоромАнова. Оба - постоянные соавторы Гырдева, как сказано в программке.
Набросать сюжет спектакля, не впав в спойлерство, практически невозможно. Но суть в том, что миром правят психологи из отдела кадров. Герой, который побеждает в кастинге коммерческих директоров ценой многократных отступлений от чувства собственного достоинства, т.е. как бы чемпион по прагматизму, оказывается сущим младенцем против настоящих акул бизнеса.