На войне как на войне

May 19, 2015 01:38

«ВОЙНА» (По мотивам романа «Смерть героя» Р. Олдингтона, «Илиады» Гомера и «Записок кавалериста» Н. Гумилева)
Постановка - Владимир Панков.
Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова, Эдинбургский международный фестиваль в сотрудничестве с SounDrama Studio.
Премьера - 9 августа 2014


Read more... )

Панков, Война, Чеховский фестиваль

Leave a comment

skaska_skazok May 31 2015, 19:40:35 UTC
ну, с одной стороны, я иначе прочитала замысел: родители (или родина-мать - "старая дивная Англия") здесь не герои, на протяжении спектакля они только упирались, упорствовали, и я бы не решилась утверждать, что их заминка в финале - это то самое долгожданное осознание, которое требуется. скорее, их неосознанность - это фактор трагедии: войны, гибели сына. не настаиваю, но я поняла так.

с другой стороны, для меня проблема этого спектакля (а также других политических памфлетов Панкова) лежит в области не ЧТО, а КАК. Того, как это сделано: каким языком, какими средствами выразительности, с каким эффектом, каким художественным итогом. Это имеет отношение к смыслу, потому что то, как это сделано, удешевляет этот смысл.

Но и на уровне темы этот спектакль бьёт мимо цели. И этот поиск виноватых сам по себе сегодня "не то это всё, и не про то". Если наложить (а можно ли этого избежать?) созданную режиссёром картинку на обстоятельства украинской войны, то возникают вопросы: кто этот парень с его патриотическими ожиданиями сегодня, и кто виноват в том, что эти ожидания не сбылись? родители? кому адресовано его восхищение солдатами (кто это сегодня - "ополченцы" ДНР, "заблудившиеся добровольцы" или кто?) А если этот спектакль не имеет в виду сегодняшнюю войну, это промах вдвойне: это промах на уровне повестки дня. непонимание того, что сегодня эти два контекста не могут не резонировать, не соотноситься друг с другом. Это какое-то самоутоляющее плацебо: придумать себе иллюзорную рану, чтобы не болела настоящая, и драматизировать эту иллюзию.

Reply

baby_frances May 31 2015, 20:42:12 UTC
Аня, тысячу лет хотела тебя спросить, зачем ты все время комментарии правишь))

я откровенно не люблю воспринимать спектакли как риторические высказывания, поэтому /для меня/ они мимо цели в плане мимо повестки газет бить не могут. Ну то есть попадание в актуальность - это вот вообще не критерий оценки спектакля для меня, да простят меня зрители и режиссеры, считающие по-другому))

читаю твой комментарий (а пришлось прочитать же несколько раз))) - и вспоминаю маленький спор после школы по публичной истории, где историки осуждали "Дилетант", например, статью о бомбардировке Дрездена, потому что "а зачем это, Курт Воннегут уже все в Бойне №5 написал полвека назад". И мне это было грустно, потому что, во-первых, Воннегута, разумеется, и упомянули, и процитировали и т.п. в статье. А во-вторых, и главное, ну не все, не все у нас читали Воннегута. Он у нас на филфаке на 4 курсе только идет, а что у тех, кто не изучает зарубежную литературу? И сказать, что общество прямо-таки усвоило стопроцентно этот урок, я не могу. Да и если кажется, что усвоили - напоминать не надо? Почему мы все время думаем о тех, кто уже прочитал, усвоил, уже все знает? Почему все время надо быть на острие передовой мысли? Вот "Дилетант" позиционирует себя как журнал для семейного чтения. Может, эти мысли и факты подросток узнает впервые именно из сегодняшнего журнала. Или не обязательно ребенок.

да и - полно у нас патриотических настроений и задаваний. И прежде всего именно среди среднего поколения, кстати, среди отцов. Может, так как я именно это вижу, то и спектакль для меня - об иллюзиях отцов. Это у них в голове Илиада. А парень в спектакле не солдатами очарован, а простыми людьми, у которых действуют простые "братские" законы, которые не бросают своих, и среда, где как бы все понятно. Ну это все временами Платоным Каратаевым отдавало))

с первым твоим абзацем я и вовсе противоречий не вижу.

А Панкова смотрела в первый раз, так что о том, насколько хорошо "как", сказать ничего не могу.

Reply

skaska_skazok May 31 2015, 21:07:01 UTC
рефлекс редактора - искать точное слово. прости, что тебе приходится отматывать эти простыни:) кстати, зачем ты их все читаешь? они же все одинаковые - совпадают с последней редакцией, или у тебя не так?

насчет повестки тут более сложная ситуация. актуальность не критерий, если сам спектакль на неё не претендует. а он в данном случае претендует. как всякий политический плакат, памфлет и проч. политические высказывания.

но и неполитические высказывания могут быть более или менее точными, улавливать смысл или скользить по касательной. ведь твои комплименты спектаклю - это моя критика с обратным знаком: тебя зацепила его постановка вопроса, а меня она же оттолкнула. за общество я уже давно не переживаю:) самой бы разобраться. и общества как монолита, с которым можно работать подобным образом, через театральные тексты, сегодня, по-моему, нет. и слава богу. пришло время индивидуального осознания, от которого "общество" (а на самом деле те же люди, очень много людей) старательно уклоняется, но которого всё равно не миновать. поэтому разговор о чужих иллюзиях и чужой вине сегодня равносилен перекладыванию ответственности и уклонению от осознания своей доли ответственности. если уж на то пошло, сегодня все виновны - невинных нет. иллюзии отцов не извиняют иллюзии сыновей. пока мы не увидим своей причастности к тому, что происходит при нас, будем "дополнять меру отцов".

и почему "простых людей", а не солдат, на войне же все?

Reply

baby_frances May 31 2015, 21:17:20 UTC
нет, мне приходят все варианты)))
я обычно уже пишу комментарий - а мне на почту все сваливаются и сваливаются варианты... тогда решаю еше 5 минут подождать))) в fb вот вариантов не видно, кажется.

не знаю насчет повестки. Честно - шла на универсальный спектакль о войне (просто "Война" же) - универсальный спектакль и получила.

Аня, но я ведь о том и пишу. Не за чужую ответственность, за свою они переживают, и убиваются от своих иллюзий (сын буквально). И именно что невинных нет. Простые люди - потому что он так о них говорит. И "открытие" ведь войны для него именно в том было, что с обеих сторон - те же обычные люди, и за что тогда он воюет.

Можно, конечно, говорить, что сегодня это никакое не открытие, но то ли я со студентами переобщалась, которые на вопрос за прочтением статьи "Сумбур вместо музыки" про год написания ее, "накануне чего?" - отвечают "а, накануне 2 мировой!", то ли фейсбук перечитала с его накидыванием друг на друга ярлыков и ярым расфрендом... В общем, сегодня - время проговаривать прописные истины и не стесняться это делать. Об этом мой пост о Маске и "ценностях"...

Reply

подредактирую маленечко, ладно?:) skaska_skazok May 31 2015, 21:34:51 UTC
а мне вот как раз в фейсбуке всё видно, всю историю редактирования, причём не только у френдов:)

всё правильно: человек всегда получает то, за чем идёт:) и надо судить художника, по законам им самим над собой поставленным (с) только в случае "Войны" мне это было неинтересно:)

да, Лена, всё так. но, я бы сказала, что его осознание немного не в той плоскости. зачем он туда пошёл, на эту войну? и что именно его разочаровало? грязь войны? её бесцельность? то, что непонятно, кто враги? то, что на месте врагов оказались простые люди?
то ли это осознание, которое нужно сегодня? которое настолько универсально, что сегодня недостаёт именно его? что, люди 21 века не знают, что война - это грязь? что ею торгуют политики? что риторика войны разойдётся с реальностью?
мне от этого спектакля веяло каким-то Ремарком. но сегодня нужно другое, имхо)

студенты, конечно, зло могут довести до ручки, не всегда знаешь, до какого уровня придётся опуститься, прежде чем можно будет совпасть с ними и начать восхождение:) НО, по-моему, задача не в том, чтобы долбить азы, а в том, чтобы переосмыслять эти самые прописные истины в категориях нового времени, с учётом опыта прошлого. и так снова и снова, до скончания века:)

Reply

Re: подредактирую маленечко, ладно?:) baby_frances May 31 2015, 22:09:30 UTC
Аня, с последним абзацем я согласна, конечно.
не особо вижу, что категории изменились, но мне еще в историческом плане расти и расти.

конечно же, Ремарк и все "потерянное поколение", ну да.

Не знаю, для меня и на 4 курсе это была самая близкая литература, и теперь.

если уж о сегодняшнем... для меня странность сегодняшней риторики ровно в том, что пытаются сделать вид, что риторика Илиады все еще действует, натянуть ее образы на "грязную" действительность, когда все уже в курсе "смерти героя". А ужас - в том, что местами это даже срабатывает.

и я действительно не уверена, что все прямо живут с мыслью, что героизма на войне нет. спектакль, собственно, не поэтому ли о первой мировой. Потому что не за идею, а именно политика и только...

__
ну тебе видно, если специальную какую-то кнопочку нажать? или как?

Reply

Re: подредактирую маленечко, ладно?:) skaska_skazok June 1 2015, 14:04:59 UTC
вот именно! "пытаются сделать вид, что риторика Илиады все еще действует", "натягивают" её на свои тёмные делишки, и вроде бы все уже в курсе того, как это работает, но оно всё равно работает. а почему? вот вопрос, имеющий отношение к сегодняшнему дню. не то, что очередную войну пытаются представить как героическую и необходимую, а то, что, несмотря на эту очередность, этот пиар срабатывает. снова и снова. все всё понимают. вроде бы. как будто бы. и тем не менее всё на своих местах, и пушечное мясо для игры в солдатиков продолжает поступать.

конечно, поэтому! самая нелепая бойня в истории европейского мира.
--------------
да нет, ничего специального. наводишь мышкой на слово "отредактировано" рядом с временем публикации, и тебе предлагают "показать историю редактирований":) не знаю, зачем фейсбук это показывает. в общем-то, ничего интересного, не черновики Пушкина:)

Reply

Re: подредактирую маленечко, ладно?:) baby_frances June 1 2015, 18:03:21 UTC
Ну все-таки надо что-то нажимать, а тут сами по себе приходят, без спросу)

А спектакль обязан отвечать на вопросы? Или может только ставить?

Reply

Re: подредактирую маленечко, ладно?:) skaska_skazok June 2 2015, 07:42:29 UTC
ставить даже лучше, но этот спектакль ставит вчерашние вопросы. я заметила, что такая подмена сегодня вообще частое явление. люди словно вживаются в образ недавнего (или давнего) прошлого: как будто мы - это они, и нам надо действовать в тех условиях. тоже своего рода игра и удовольствие. но сегодня другие условия, и вопросы должны быть другие.

Reply

Re: подредактирую маленечко, ладно?:) baby_frances June 2 2015, 08:00:52 UTC
Да, есть такое
(как непривычно снова комментировать в жж, однако, - вот тоже ощущаю себя как 5 лет назад)))

Reply

Re: подредактирую маленечко, ладно?:) skaska_skazok June 2 2015, 16:04:01 UTC
да:)

Reply


Leave a comment

Up