«ДОЗНАНИЕ» Игоря Симонова
Постановка - Руслан Маликов, театр «Практика»
Премьера - 24 июня 2014
Грандиозный спектакль! Самое больное, самое злободневное, что можно увидеть сегодня в театре. Час с небольшим в абсолютной тишине, на одном дыхании.
(
Read more... )
согласен (и тоже об это написал в отклике - http://lev-semerkin.livejournal.com/609498.html)
в психологию человека во власти авторы не погрузились (даже если у них и были такие намерения, это была инерция художественного подхода - типа "играешь злого - ищи, где он добрый")
авторы спектакля и их благодарные зрители погружены в злободневность, в политическую борьбу, противника надо расчеловечить (назвать "корсиканским чудовищем", "гитлером")
идет война, тут не до шекспиров с погружением во внутренний мир клавдиев, гамлетов и ричардов третьих, что нам (то есть вам :) до их внутреннего мира?
но тогда, что делать зрителям, пришедшим в театр за художественным, а не политическим, злободневным?
к счастью у авторов спектакля обнаружилась не только политическая позиция (партийная), но и художественное чутье
они не стали сталкивать злого с добрым ("назарбаева" с "буковским"), а показали борьбу одного властителя с другим ("сталина" с "троцким")
и тот и другой от них бесконечно далеки, но механизм власти авторы увидели и показали, разыграли в лицах
без человеческого начала это всего лишь схема, модель, но модель очень интересная
и она интересна в том числе и своей универсальностью
расчеловечивание противника это важнейший элемент борьбы за власть, политизированные создатели спектакля (и их благодарные зрители) делают это точно также, как и герои спектакля (хотя и не замечают этого сходства ;)
Reply
про погружение в психологию власти: мне кажется, такой задачи не было, хотя она и заявлена, т.е. что авторы сами неточно сформулировали то, что они сделали:)
но и борьба здесь не только политическая. поэтому рядом с ОГПУ инквизиция 14 века и вовсе фантастическая прокуратура второй половины 21 века. в политическом спектакле фокус так не размывают:) а здесь речь скорее о природе абсолютной власти. не о психологии, но о природе: как она устроена, какими методами пользуется, что ей всегда, неизбежно сопутствует. но посыл, чтобы мы ужаснулись, есть, согласна.
с художественностью здесь всё в порядке (не считая мелких огрехов режиссуры), не то что в Жаре, например. И драматург, и режиссёр, и сценограф создали условное пространство. Актёры художественно убедительно разыграли столько разных персонажей. А то, что Вам эта тема не близка, с этим они ничего поделать не могут:)
Пошла читать Ваш отзыв, спасибо за ссылку.
Reply
:)
я об этом написал в отклике
мне не близка позиция авторов (политическая), но поскольку художественное победило политическое, спектакль на интересную тему оказался и мне интересен
борьба здесь только политическая,
и инквизиция занимается политикой, а не защитой веры
и прокурата будущего занимается политикой, а не экономикой
политические пропагандисты постоянно размывают фокус - отсюда пресловутый "гитлер" и закон Годвина
Reply
борьба-то политическая, но тема спектакля не политическая. по-моему, он о невозможности противостоять такой (абсолютной) власти, договариваться с ней, о бессилии любой логики, здравого смысла и человека вообще перед властью силы.
закон Годвина помню и с тех пор, как Вы мне о нём рассказали, привожу аналогию с Гитлером ещё более осознанно:)
Reply
одной властью с другой властью? одним вождям с другими?
или хорошим людям с плохими людьми?
или человекам с нечеловеками ("корсиканскими чудовищами", "кремлевскими горцами" и т.п.)
"бессилие логики" - а как же Маккиавелли? он как раз логику обнаружил, даже законы открыл
Reply
я имею в виду бессилие логики на допросах, учиняемых с применением пыток. Макиавелли, кстати, на своём опыте знал, что это такое, и мог бы быть одним из персонажей ренессансной истории этого спектакля
Reply
Но вот ведь что интересно. Судя по всему, именно историчность темы позволила просочиться художественности. День сегодняшний пока стоит на страже неумолимо. И если уж вспоминать Ричарда 3-го (100 лет отделяют героя от автора), то любопытно, насколько далек от исторической правды или близок к ней фильм "Аноним" .
Reply
А воспринимается действительно остро. Впрочем, я вот "Жару" смотрела в день митинга на Болотной. Зал был "горячий", тема дышала огнём, и насколько спектакль опирался на тему, настолько он на ней и выехал, но сам по себе смотрелся бледно.
"Анонима" не видела.
Reply
А "Анонима" очень советую посмотрить, в сети вроде есть. Он очень во многих отношениях интересен. И актер там потрясающий.
Reply
Посмотрю, спасибо.
Reply
Leave a comment