Гений - высшая творческая способность в научной или художественной деятельности; лицо, обладающее такой способностью; человек, оказывающий на кого-либо или что-либо благодетельное или же дурное влияние, приносящий кому-либо пользу, счастье или же зло, вред. (Викисловарь)
Дэнни Бойл таки гений. Его фильмы заставляют задуматься. И думать. Думать и думать. Теперь мы редко долго думаем одну мысль, разве нет? Подумали твиттерстайл и дальше поскакали. Нет, с Бойлом по-другому. С ним надолго. С ним застреваешь. Читаешь. Ищешь, роешь-копаешь.
А еще он умеет меня пугать. В кинематографе на меня вообще мало что такой эффект оказывает. И я сейчас не о «Чужих» и не о «Звонке», которые до сих пор заставляют вздрагивать. Но там как? Вздрогнул, моргнул и прошло. С Дэнни Бойлом у меня внутри делается холодно. Ватные коленки, холодные пальцы в кулак и ногти в ладонь впиваются. Все по-настоящему. Такие чистые эмоции в нашей замусоренной псевдострахами и почтилюбовями жизни - большая редкость. А этому человеку я верю. И боюсь не потому, что «у, блин, жуть какая!», а потому что «а что если правда?..».
Ведь Бойл не создает монстров. Для этого у него есть человек. Все страшное можно найти у нас внутри, и ничего внеземного или сверхъестественного для этого привлекать не нужно. И даже «28 дней спустя…» не про зомби (он, бедный, уже устал в интервью уговаривать «Ну, не зомби они! Не зомби! Зараженные. Infected то бишь по-нашему, по-аглицки!»), а про то, что происходит в апокалипсис с теми нормальными, кто остался.
[И «Пекло» в общем-то не о космосе, если подумать.] И «Пекло» в общем-то не о космосе, если подумать. Космос, умирающее Солнце, «Икар» - это все фон, хотя очень яркий и говорящий (и то, и другое - местами буквально). Фильм о том, ЧТО делается с людьми, на которых судьба возложила ответственность, больше которой и не придумать, хоть убейся. Не получится у них - и там дома, на Земле, все умрут. Не папа с мамой и сестра с племянниками, а вообще все. Миллиарды. А их там в «Икаре», с этой ношей на плечах, всего восемь. И бомба с эквивалентной массой с Манхэттэн. И еще одну такую не изготовить. Потому что эта - и так еще одна, ведь у первого «Икара» не получилось. А для второго заряда собрали все оставшиеся на Земле материалы, подвергающиеся ядерному делению. Ну, последняя спичка Корбена Далласа из той же оперы, но там все как в комиксах - точно знаешь, добро победит. У Дэнни Бойла - необязательно. У него про жизнь. И все как «взаправду», ибо для создания «Пекла» привлекались очень-очень серьезные ученые. Ясно-понятно, не надо рассматривать фильм как документалистику, но если сделать пару допущений, все вполне может быть именно так. Не мои слова. Брайана Кокса - английского физика, научного сотрудника Лондонского королевского общества и профессора Манчестерского университета. Консультировал создателей и актеров.
О, эта ответственность! Если, к примеру, ты - физик, создавший эту бомбу, и по сути единственный, способный довести дело до конца, получается, что ты и бомба - самый ценный груз на корабле. И вот приходит момент (нет, это не самый финал), когда кто-то один может точно спастись, двое других - может быть, а еще кто-то один - точно нет. И ты понимаешь, что насрать какой ты добрый и о друзьях переживаешь, и что в других обстоятельствах ты бы никогда так не сделал. Понимаешь и берешь без слов тот единственный скафандр, что поможет спастись. И когда запаниковавший старший офицер кричит тебе «Немедленно вернуть костюм! Это приказ!», ты молча смотришь ему в глаза. Из того самого скафандра.
Конечно у Дэнни Бойла есть куча других поводов любить Мёрфи как актера, но выдать такой взгляд способен только он. Не верите? Посмотрите фильм.
И страх смерти. Он нам всем присущ, как ни выпендривайся. Каждый день мы о нем не думаем, ибо нельзя бояться постоянно, с ума сойдешь. Но когда приходит момент - умирать страшно всем. Даже тем, кто этого хотел. А, допустим, ты летишь уже второй год к умирающему Солнцу и нет никаких гарантий, что вернешься. Что делается с твоим страхом? Притупляется? Становится привычным? Или каждую минуту может выпрыгнуть ниоткуда, стиснуть тебе горло и заставить запаниковать? А если ты точно знаешь, что умрешь (о, как я люблю Дэнни Бойла за эти «а ты представь, если…»), ведь с математической точностью рассчитано, что обратно ты не вернешься. Что происходит в душе человека, когда остается он, бомба и умирающее Солнце?
Ладно, я могла бы еще долго распинаться и пичкать вас спойлерами, но лучше один раз увидеть, чем сто тыщ раз прочитать рецензии. В качестве итога могу добавить, что…
- музыка бесподобно красива (Джон Мёрфи & Underworld с Бойлом давно дружат и точно знают, что он хочет сказать); - все «космические» дела очень правдоподобны и опять же «проконсультированы специалистами»; - «Икар» сделан не как декорация, а практически как настоящий космический корабль, на все 360°, до мельчайших деталей; - актеры жили вместе в условиях, приближенных к проживанию на космическом корабле, в небольшом замкнутом пространстве; - они подвергались действию невесомости на тренажерах, побывали в камере сенсорной депривации и ныряли с аквалангом, чтобы понять как себя чувствуешь в космическом скафандре; - на протяжении съемок им читали лекции по физике и прочим полагающимся в этом контексте наукам. - Киллиан Мёрфи был откомандирован в Швейцарию и месяц провел, общаясь с физиками «ЦЕРНа» и изучая адронный коллайдер.
И вообще, мне понравилось не потому, что там снимался Киллиан Мёрфи. Вот теперь все.