Про "ночных ведьм" из 46-го гвардейского авиаполка, воевавших на По-2, знают многие, а вот, про девчат-летчиц из других ававчастей знают гораздо меньше, или почти ничего... Мало что знают, например, про тех из них, которые воевали в 587-м бомбардировочном авиаполку на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 - "пешках". Про один такой экипаж этот пост...
"Экипаж Пе-2 2-й эскадрильи 587-го бомбардировочного авиаполка имени Героя Советского Союза Марины Расковой (слева направо): штурман звена младший лейтенант Галина Ивановна Джунковская (1922-1985), командир звена лейтенант
Мария Ивановна Долина (1922-2010) и воздушный стрелок-радист старший сержант Иван Григорьевич Солёнов (1921-1995) обсуждают предстоящий вылет у своего самолета. Северо-Кавказский фронт, аэродром Выселки, Краснодарский край.
Месяцем ранее, 02.06.1943 г. экипаж младшего лейтенанта Долиной ведущим левого звена в составе эскадрильи капитана
Е.Д. Тимофеевой выполнял задание по уничтожению артиллерийско-минометных позиций и живой силы противника в районе высоты 121,4 (ныне «Сопка Героев» Крымского района). Перед выходом на боевой курс осколком снаряда зенитной артиллерии был поврежден правый мотор «пешки». Несмотря на это, экипаж Долиной точно вывел свое звено на цель, уничтожив склад боеприпасов.
На развороте от цели девятка «петляковых» в условиях отсутствия истребительного прикрытия была атакована группой (до десяти машин) Мессершмитт Bf.109 и Фокке-Вульф Fw.190, в результате чего повреждения получили пять бомбардировщиков эскадрильи (четыре из них позже совершили вынужденные посадки). В групповом бою, отражая атаки и прикрывая ведомых, в том числе с применением авиационных гранат АГ-2, штурманом Джунковской и стрелком-радистом Солёновым был сбит один истребитель, еще один сбит лично Солёновым. Но и у самолета Долиной были подожжены оба мотора.
Уводя горящий самолет через линию фронта, Долина приказала штурману и стрелку прыгать с парашютом. Ввиду продолжавшегося преследование истребителями противника члены экипажа отказались покинуть самолет, отбиваясь от желающих добить бомбардировщик (штурман из-за отсутствия патронов в пулемете «отстреливалась» из сигнального пистолета). После жесткой посадки на фюзеляж был заклинен фонарь, и стрелок-радист помог пилоту и штурману покинуть через астролюк кабину взорвавшегося спустя несколько минут самолета.
За этот подвиг Галина Джунковская и Мария Долина получили свои первые награды - ордена Красной Звезды и Красного Знамени соответственно. Иван Солёнов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Гвардии капитан, зам. комэск 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 4-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии Мария Долина у Пе-2. 1944
Первой же наградой Солёнова была медаль «За отвагу», полученная им в декабре 1941 г. Начав воевать в августе 1941 г. в составе 215-го штурмового авиаполка, в конце октября 1941 г. добровольцем вступил в
отряд особого назначения Западного фронта, в составе которого совершал рейды по тылам противника. После полученного ранения и лечения в госпитале был направлен в г. Энгельс в формирующийся 578-й бап. До конца войны был стрелком-радистом в экипаже Долиной. После демобилизации работал учителем в Брызгаловской средней школе Владимирской области.
Галина Ивановна Джунковская в должности штурмана звена и эскадрильи к декабрю 1944 г. совершила 62 боевых вылета на Пе-2, участвовала в 5 воздушных боях и в составе группы сбила 2 самолета противника, два раза горела в воздухе, была контужена, имела ожоги II степени, но всегда возвращалась в строй.
Галина Джунковская. 1945
Мария Ивановна Долина в должности командира звена и заместителя командира эскадрильи выполнила 72 боевых вылета на Пе-2 (ещё более 200 - летчиком звена связи на По-2 в 296-м иап). В шести воздушных боях экипаж Долиной сбил 3 истребителя противника (в группе).
18 августа 1945 года за «исключительно высокие заслуги перед Родиной и проявленные в боях с немецкими захватчиками доблесть, мужество и геройство» гвардии капитанам М.И. Долиной и Г.И. Джунковской были присвоены звания Героев Советского Союза.
Источники информации о фото:
1.
goskatalog.ru2.
pamyat-naroda.ru3.
pamyat-naroda.ru4.
pamyat-naroda.ru"
Место съемки: Краснодарский край
Время съемки: июль 1943"
Источник "Экипаж ком. звена М.И. Долиной. Слева направо 1 ряд: стрелок-радист И.Г.Соленов, мастер вооружения А.Д.Лепилина, летчик М.И.Долина, штурман Г.И.Джунковская. 2 ряд: механик Барсуков А.И., моторист Е.А.Байдюк, механик В.Л.Литош"
Источник 125 гвардейский бомбардировочный авиаполк. Летчики Долина М., Матюхина В., Скобликова Т., Кириллова М.
p.s
Краткая историческая справка.
"125-й гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк имени М. Расковой (125-й гвардейский бап)
Авиаполк стал одним из трёх женских авиационных полков в ВВС СССР, сформированных в начале Великой Отечественной войны по инициативе Героя Советского Союза майора Мариной Расковой. Подразделение было создано на основании приказа Народного комиссариата обороны СССР № 0099 от 8 октября 1941 года как 587-й бомбардировочный авиационный полк. Вошёл в состав 223-й бомбардировочной авиационной дивизии 2-го бомбардировочного авиационного корпуса 16-й воздушной армии.
Полк принимал участие в Сталинградской битве, битве за Кавказ, воевал на Курской Дуге, участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Прибалтики, в Восточно-Прусской операции и ликвидации Курляндского котла.
За время войны полк выполнил 1134 боевых вылета и сбросил на войска Германии и её союзников более 980 тонн бомб. Сбито 5 истребителей противника. Потери полка составили: 15 самолётов Пе-2, 5 лётчиков, 5 штурманов, 5 стрелков-радистов и 6 человек технического состава".
Материал из Вики.
И еще.
Есть такой хороший советский фильм 1967-го года - "Хроника пикирующего бомбардировщика". Это про Пе-2 - "пешку" и ее экипаж. Посмотрите. Там Олег Даль играет. Мужики. Весь экипаж. А здесь - женщины - "воздушные рабочие войны". ... А еще, там звучит замечательная песня - "Туман". Это одна из моих самых любимых песен из фильмов о войне.
... в этом фильме между командиром "пешки" и героем Олега Даля (Женя) произошел вот такой диалог:
"А меня интересует одно. На фашистском аэродроме приземлился самолет и какой-нибудь... обер-пан-штур-фюрер Вебер вытащил из люка тело окровавленного своего друга, какого-нибудь Ганса...
- Сколько лет было Митьке? - Девятнадцать.
- Двадцать.
- Не было ему двадцати.
- Это не имеет значения. Может быть, этому самому Гансу тоже не было двадцати. Я хочу понять. Понять хочу. Что? Что чувствовал этот Вебер, когда положил на траву мертвого этого Ганса.
- Плакал ли он?
- Орал ли он по ночам? - Он ни хрена не чувствовал.
- Почему? Фашист, как и каждый нормальный человек, рождается с нормальными человеческими чувствами.
- А куда же они у них подевались? И где же те остальные, которые
Моцарта любят, Гейне читают? Дюрером любуются!
- Женя, у них сейчас не Дюрер, у них сейчас фюрер. Не человек - божество. А в кармане у этого божества сопливый носовой платок. А вообще мне плевать, что он там чувствовал этот Вебер, или не чувствовал.
- Я хочу, чтобы он знал одно, что убит командир Пешки-четвертый, но жив командир Пешки-пятый. И спать он ему спокойно по ночам не даст".
Click to view
Вот так!