РЕЙХСТАГ. О ГРУППЕ СОРОКИНА. КАК ОНИ МОГЛИ ПРОБИТЬСЯ?

Apr 11, 2021 00:02

Когда-то я пообещал:

"У меня есть документы по штурму рейхстага и водружению Знамени Победы. И я их буду публиковать. Все или почти все, что я нашел в открытом доступе. Плюс (обязательно) будут фрагменты из книги Киселева "Неудобная правда о взятии рейхстага" ( Источник).

По части опубликования документов, свое обещание я выполнил (что было опубликовано СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ). А если кому мало - могу добавить! Кроме того, кое-что я опубликую чуть позже.

Для чего я это делал, и что хотел этим сказать? Только то, о чем заявлял ранее:

"1. Опираться ТОЛЬКО на документы по штурму рейхстага НЕЛЬЗЯ категорически! Причина - они содержат массу неточностей, фальсификаций и откровенного вранья, что ставит под сомнение их достоверность.

2. Оставлять без внимания мемуары участников тех событий также не правильно! Есть много моментов, которые просто не зафиксированы документально, но есть в мемуарах. В обоих случаях (документах и мемуарах) - критический анализ и сопоставление. Только это может дать правильный результат.

3. Фраза Исаева " официальная версия водружения знамени Победы представляется хорошо стыкующейся с документами" без разбора самих документов по штурму рейхстага - манипуляция, ибо часть документов по водружению ОПРОВЕРГАЮТ официальную версию. И это есть факт".

Источник

К чему же, в результате, я пришел? А пришел я к тому, что мои слова по поводу архивных документов нашли свое подтверждение. Документы по штурму рейхстага и водружению Знамени Победы, как я и утверждал: "содержат массу неточностей, фальсификаций и откровенного вранья, что ставит под сомнение их достоверность". И это не тайна за семью печатями! Это очевидный факт! Любой(!), кто захочет в этом разобраться, может сопоставить события, указанные в документах, время и даты, и без проблем увидит, что документы не стыкуются между собой, противоречат друг другу, содержат выдуманные факты.

Общий вывод из всего этого сделал Аркадий Николаевич Дементьев (старший научный сотрудник в Центральном музее Вооруженных сил (с 1980 по 2011), единственный хранитель Знамени Победы, ветеран Великой Отечественной войны):

"Искаженная история штурма рейхстага и водружения Знамени Победы дает о себе знать и в наши дни в публикациях отдельных авторов со ссылками на архивные документы. С. А. Неустроев в своих мемуарах выдвигает такое предположение: «Пройдут годы, может быть, десятилетия, и историки, возможно, снова обратятся к архивам, найдут в них донесения генерала Шатилова и снова могут исказить историю штурма рейхстага. Чтобы этого не произошло, нужно изъять донесения из архивов или сделать на них надпись: «донесение действительности не соответствует».

«Военная мысль» №2. 2006 г. (стр.34-47).
Знамя Победы: правда и вымыслы
Полковник в отставке А.Н. ДЕМЕНТЬЕВ

"... из 54 документов, которые касаются водружения Знамени Победы, 52 сфальсифицированы, т.е. не соответствуют действительности и особенно временные интервалы"

Источник: "Знаменосцы Победы. Непризнанные герои" (с 14:06) (данная цитата взята из видео. Посмотреть можно ЗДЕСЬ).

Переходим ко второй части моего обещания - опубликовать фрагменты из книги Киселева "Неудобная правда о взятии рейхстага". О чем там пойдет речь? Там будет ответ на сакраментальный вопрос: "Как они (бойцы группы Семена Сорокина - прим.*) могли пробиться?". Пробиться к рейхстагу днем 30 апреля 1945 года. Пробиться и водрузить свое знамя на крыше здания, в котором засел враг. Пробиться и уцелеть, и вернуться, взяв в плен "по дороге" двух немецких генералов. Чудо? Может, но это было!

Итак...



Постановочные кадры водружения (снятые после окончания боев за Берлин). На подавляющем большинстве источников указано: "Советская штурмовая группа со знаменем движется к рейхстагу" (например ЗДЕСЬ). "Фокус", только, в том, что на фото разведчики группы Семена Сорокина. Это их снимали на фото и видео...

"Этот вопрос нет-нет да заставляет снова и снова перечитывать воспоминания «сорокинцев», критически оценивать описание их броска к рейхстагу в документальной повести М. И. Сбойчакова «Они брали рейхстаг», написанной после переписки писателя не с одним десятком участников штурма. Именно в этой книге вопреки стереотипу появился рассказ о первом самодельном флаге, водруженном раньше других над рейхстагом отважной разведгруппой. Именно эту книгу постигла участь быть изъятой практически после выхода. Но вопрос оставался: как они смогли днем пробиться к рейхстагу, а затем пройти внутри здания наверх, где было множество фашистов?

22 июня 1965 г. «Макеевский рабочий» напечатал очерк Семена Николаевича Правоторова «Слово о брате», в котором он рассказал, каким радостным явился Виктор с фронта, с какой гордостью показывал военные газеты, фотографии, говорил о боевых товарищах. Семен Николаевич снова воспроизвел здесь воспоминания Виктора, напечатанные в той же газете в 1946 г. ко дню годовщины Победы. (Именно эти воспоминания Виктора Николаевича Правоторова сослужили ему плохую службу, по требованию партийного чиновника местного уровня он был вынужден уйти из редакции, где работал корреспондентом после демобилизации, а номер с его очерком впоследствии был изъят из редакционной и библиотечной подшивки.)

В этом очерке С. Н. Правоторов, ссылаясь на воспоминания известного кинооператора, лауреата Ленинской премии Романа Лазаревича Кармена «Как это было» («Московский комсомолец» опубликовал их в номерах с 27 по 30 апреля 1965 г.), рассказ лейтенанта запаса Семена Сорокина «Первый флаг над рейхстагом» («Московский комсомолец» в номере за 11 мая 1965 г.) и воспоминания своего старшего брата - Виктора Правоторова, дает ответ на волновавший вопрос. Подтверждает это и воспоминание Ивана Никифоровича Лысенко, что они «шли под сплошным огнем своих».



Постановочные кадры водружения (снятые после окончания боев за Берлин). На фото группа Семена Сорокина

События разворачивались так. Когда в 11 часов 30 минут на рейхстаг обрушилась наша артиллерия, гитлеровцы (основная часть гарнизона) скрылись в подвал. Этот момент разведчики и использовали для броска. Если бы они преодолевали Кёнигсплатц после окончания артналета, как остальные, то не смогли бы достигнуть здания и потери были бы иные - не два человека (П. Долгих и Н. Санкин). Пока шла артподготовка (около 30 минут), проникли внутрь, гранатами и автоматным огнем отбились от тех немногих гитлеровцев, оставленных в качестве наблюдателей (стерегущих начало атаки русских), и добрались до второго этажа, где Правоторов с Булатовым из окна вывешивают свой флаг, то есть в 12 часов по местному времени, или в 14 - по московскому. Дальше Сорокин, как достаточно опытный командир полковой разведки, осознавая опасность, оставшуюся за спиной, отправляет Лысенко с несколькими бойцами расчистить путь назад. Сам же с другими бойцами, в том числе Правоторовым и Булатовым, не зная дороги, на ощупь пробираются на крышу, стремясь за счет неожиданности уничтожать отдельных немцев, избегая стычек, которые могут помешать выполнению задания. К этому времени артналет по рейхстагу прекращен и рота Греченкова поднимается в атаку. Немцы организованно поднимаются из подвала и занимают свои позиции в рейхстаге, чтобы ее отбить. Отвлеченные наступающими на Кёнигсплатц, гитлеровцы даже не подозревают, что на крышу выбралась горстка русских с Красным знаменем. Правоторов с Булатовым спешат установить свой самодельный флаг, пока остальные прикрывают их с тыла на чердаке. Со стороны Королевской площади, из «дома Гиммлера», швейцарского посольства здание рейхстага обстреливается наступающими из всех видов оружия. Поэтому высунуться на крыше, на ее западной стороне разведчики не могли. Пробежать во весь рост с Красным знаменем, балансируя по сложной крыше рейхстага, дабы выбрать место повидней и посмотрибельней - на это не было ни времени, ни возможности. Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Разведчики действовали быстро, стремительно, сообразуясь с обстоятельствами. Свое знамя они закрепили на конной скульптуре. Время на часах 14.25. Почему это время могло быть только московским?

Подтверждаем или опровергаем, исходя из того, что удалось установить ранее.

Первое. После выполнения приказа «сорокинцам» предстояло возвращение назад. Покинуть здание так же - в полчаса - невозможно. Гитлеровцы поднимаются наверх, возвращаясь на позиции. Занимают оборону па подступах и в самом здании. Им удастся отбить атаку на Кёнигсплатц одной единственной роты. После доклада Плеходанова комдиву Шатилову о том, что его разведчики смогли проникнуть в здание с красным флагом (но связи с ними нет), командир 150-й сд приказывает в 15 часов (по Москве, то есть через полчаса после установки флага) провести новый артиллерийский удар и взять рейхстаг. Артналет немцы, по заведенной традиции, пережидают в подвале. В 13.30 по местному времени бойцы роты Греченкова опять поднимаются в атаку. А вот когда защитники рейхстага попытались высунуться, то получили отпор. Группа во главе с Лысенко заняла позиции и закупорила ближайшие выходы из подвала. Конечно, не все. Остальные разведчики с лейтенантом Сорокиным также спустились вниз. Пока немцы пытались что-то предпринять, не представляя, каковы силы русских, этого времени хватило тем, чтобы покинуть рейхстаг. Путь назад занял у них больше часа. По Сорокину, он смог доложить командиру полка о выполнении задания только через несколько часов - в районе 14.30 по местному времени.

Второе. До трех часов по местному времени старший сержант И. Лысенко доставляет на КП Плеходанова двух немецких генералов, плененных им у входа в госпитальный пункт в рейхстаге. По воспоминаниям Ивана Никифоровича, путь в 350 м назад с двумя генералами показался ему неблизким. И прибыл он к Плеходанову сразу после своего командира - лейтенанта Сорокина. Именно около трех часов к своему «соседу» заходит полковник Зинченко и становится свидетелем допроса немецких генералов из рейхстага. Зинченко начинает действовать, чтобы не оказаться вне игры...

Третье. К этому времени в штабах 150-й дивизии, 79-го корпуса и 3-й ударной уже в курсе водружения. После доклада выше приходит осознание: нужно все-таки выяснить, как происходил штурм и водружение, и получить подтверждение. Генералы обрывают телефоны, чтобы «соседи» Плеходанова и Зинченко также подтвердили нахождение знамени на рейхстаге. Не получив внятного ответа, следует приказ: «Любой ценой флаг установить!» Потому что доклад уже ушел наверх.

Четвертое. Во исполнение приказа к рейхстагу отправляются «добровольцы» со штурмовыми флагами. Времени на раскачку и организацию штурма всеми силами нет. Отправляются одиночки. От батальона Неустроева это младший сержант П. Пятницкий. От батальона Давыдова это лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов, который уже был в рейхстаге и дорогу знает. (В действительности с Кошкарбаевым должны были действовать полковые разведчики, но из всех выскочить на площадь успел только рядовой Булатов.) Обратите внимание, у него штурмового флага нет. От батальона Самсонова это младший сержант М. Еремин и рядовой Г. Савенко.

Пятое. Если бы «сорокинцы» водрузили свой флаг в 14.25 по берлинскому времени, то Сорокин еще бы не доложил о выполнении, а в три часа дня Зинченко не увидел бы немецких генералов, плененных Лысенко. Это на КП Плеходанова случилось бы в районе 16.30-17.00. Что никак не укладывается в хронологию этого дня.



Постановочное фото: "Салют в честь Победы на крыше рейхстага.
[На фото: В.Н. Правоторов, И.Н. Лысенко, Г.П. Булатов, С.Е. Сорокин, С.А. Неустроев, С.Г. Орешко, П.Д. Брюховецкий, М.А. Пачковский, М.С. Габидуллин].
Май 1945 г. РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 22. Д. 573" ( Источник)

Шестое. В ином случае и разведчик Г. Булатов не поспел бы назад, чтобы присоединиться к Рахимжану Кошкарбаеву. То, что 19-летний парень водрузил в этот день не один, а два флага, - неопровержимо. Сомневаетесь? Хорошо. Лейтенант Кошкарбаев в одиночку, с ранением в ногу смог бы укрепить штурмовой флаг на стене рейхстага на высоте в два человеческих роста? Значит, он был не один. Тогда кто этот второй? Почему он называет его именем Григория Булатова? Скажите на милость, какой резон Рахимжану Кошкарбаеву брать в свидетели своего подвига Григория Булатова, если его с ним не было? То есть в это время Булатов был с другими, и те затем легко могли опровергнуть рассказ лейтенанта. Вообще, какой смысл Кошкарбаеву лгать? Факт водружения им и Г. Булатовым подтверждался многими. В том числе на озвученной встрече в ноябре 1961 г. бывший командир подполковник Плеходанов вновь напомнил о подвиге лейтенанта Кошкарбаева. И никто из присутствующих это не опроверг. (Почему Плеходанов не напомнил о подвиге группы лейтенанта Сорокина? Об этом отдельный разговор, но в 5-м томе «Истории Великой Отечественной войны» будет написано о подвиге Р. Кошкарбаева и Г. Булатова.)



Взвод разведки 674 стрелкового полка 150-й стрелковой Идрицкой дивизии. На переднем плане Григорий Булатов. В кожанке и фуражке - лейтенант Семен Сорокин

Согласен, мои умозаключения совершенно не вписываются в утвержденную за 70 лет официальную хронологию этого дня. Но, по Шекспиру, «у всякого безумия есть своя логика».

Р. S. В телефонном разговоре с единственным живым свидетелем этого ключевого эпизода штурма рейхстага - Иваном Никифоровичем Лысенко - я попросил подтвердить факт водружения самодельного флага на крыше рейхстага им и его боевыми товарищами днем 30 апреля. Несмотря на 97-летний возраст, заслуженный ветеран войны твердо подтвердил это, четко назвав имена своих фронтовых друзей из разведвзвода лейтенанта Сорокина. Свидетелем нашего телефонного разговора 24 ноября 2014 г. была его младшая дочь Екатерина Ивановна Чернова".

Источник: Григорий Киселев "Неудобная правда о взятии рейхстага"

От себя хочу добавить.

Герой Советского Союза Иван Никифорович Лысенко умер 30 декабря 2015 года в поселке Красная Гора Брянской области. Он был последним из группы лейтенанта Семена Сорокина. Живых свидетелей больше нет. Григорию Киселеву - автору "Неудобной правды о взятии рейхстага", повезло. Он успел поговорить с ветераном, а, вот, Игорю Валерьевичу Исаеву - нет.



Лысенко Иван Никифорович

Приведенный фрагмент из книги Киселева "Неудобная правда о взятии рейхстага" опубликован в НЕ комерческих целях и может быть удален мною по первому же требованию правообладателя!

"Танки жечь мы сами будем! ... Держи фланги, лейтенант"

(Продолжение следует...)

Битва за Берлин, О советском солдате

Previous post Next post
Up