"НЕ В ПАТРИОТИЗМЕ БЫЛО ДЕЛО..."

Aug 11, 2019 17:58

Вместо эпиграфа:

«Если бы правление Германии принесло нам благосостояние, девять из десяти французов смирились бы с ним, а трое или четверо приняли бы его с улыбкой»

писатель Андре Жид, июль 1940 года, вскоре после поражения Франции…

"Из интервью Мельвиля

- По-настоящему правдивый фильм о Сопротивлении и о Жане Мулене снять сейчас нельзя, слишком многие живы. Вы не забывайте, что тех, кто НЕ сопротивлялся, было гораздо больше, чем тех, кто сопротивлялся. Знаете, сколько подпольщиков было во Франции в конце 1940-го? 600 человек! Ситуация изменилась только в феврале или марте 1943-го, первые макú - это апрель 1943-го. Когда вступил в силу закон Заукеля (комиссара по рабочей силе, который ввел закон об обязательном труде), многие молодые люди столкнулись с перспективой угона в Германию и ушли в подполье. Так что не в патриотизме было дело, нет.

- Оккупация все изменила. До войны преступники были на одной стороне, а полиция - на другой. А во время оккупации внезапно оказалось, что кроме немецкого гестапо есть гестапо французское. И французское гестапо уже состояло из французских полицейских и французских бандитов. Полицейских и бандитов было поровну. В самом знаменитом отделении гестапо, на улице Лористон, в одно время работали Абель Данос [наемный убийца] и инспектор Бонни. Преступный мир так и не оправился от этих потрясений. А полиция снова стала все той же полицией.

- Я бы хотел снять военный фильм, но я не могу рассказывать о том, что видел. Мой фильм не пропустит цензура. Все равно придется снимать по «выдуманному» сценарию или роману, потому что пересказать буквально все, что я видел или слышал на войне, у меня не получится. Приведу вам один-два примера. 19 августа 1944 года в пригороде Тулона из леса навстречу нашему легкому танку вышли с поднятыми руками пятеро немцев. Они хотели сдаться - к сожалению, я единственный тому свидетель. Люк танка приподнялся, из него выглянул офицер, сделал немецким солдатам знак подойти ближе, и тут я - увы, слишком поздно - почувствовал, что сейчас будет. Я не успел даже окликнуть немцев, как танк рванул вперед и переехал их. Я, как дурак, выхватил из кобуры револьвер, в ответ офицер закрыл люк и повернул в мою сторону пулемет… Правда же, чудесная фронтовая зарисовка? Могу вам рассказать историю про другого офицера, который любил поразвлечься, отстреливая итальянских крестьян в полях из своего красивого американского карабина. И так далее, и так далее…"

Источник

Меня заинтересовало, кто этот Мельвиль. Полез в инет поискать о нем инфу. Естественно, сразу попалась вика. Вот пару цитат оттуда:

"Жан-Пьер Мельви́ль (фр. Jean-Pierre Melville, настоящая фамилия - Грюмбах, фр. Grumbach; 1917-1973) - французский кинорежиссёр и сценарист.

Родился в семье эльзасских евреев. Участвовал во Второй мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань любимому писателю Герману Мелвиллу и затем сохранил его в качестве артистического.

...................

Известность получил факт, что в 1943 году, будучи солдатом, он потратил недельную увольнительную в Лондоне на то, чтобы посмотреть двадцать семь фильмов. Во время войны находился в подполье французского Сопротивления, побывал в испанской тюрьме, перебрался в Лондон, затем находился в войсках Сражающаяся Франции, принимал участие в боях за Монте-Кассино и улицах Лиона"



Мельвиль

p.s

«Анри Матисс покинул столицу, считая невозможной жизнь при нацистах, и поселился на юге Франции, в тогда еще «свободной зоне», подчиненной правительству Виши. Всемирно известный художник всецело замкнулся в кругу проблем своего искусства, чего не смогла одобрить его жена Амели. Совместно с дочерью Матисса, Маржерит, они вступили в Сопротивление и были арестованы гестапо. Пройдя через пытки, Маржерит была отправлена в концлагерь Равенсбрюк, но сумела бежать, когда бомбежка союзной авиации задержала поезд.

Скульптор же Поль Бельмондо (отец киноактера Жан-Поля Бельмондо) потянулся к господам из «Дейче Институт», принимая участие в установлении контроля и разложении французской элиты.

В Париже провели годы оккупации и продолжали творить такие мастера живописи, как Андре Дерен, Жорж Брак, Морис Вламинк, Пабло Пикассо и другие. Всякое случалось в «той» их жизни. Одни, как Вламинк, устраивали выставки и ездили «дружить» в Германию. Другие по возможности воздерживались от демонстрации прогерманских симпатий. Но складывается впечатление, что ту или иную дань оккупантам платили все. Мы говорим не о заработке ради куска хлеба. Разве не имело политического значения даже просто появление на спектакле или вернисаже в обществе немецких офицеров, чинов СС или их французских прислужников?

Мне жаль, что приходится упоминать в такой связи имена, составившие эпоху в развитии искусства. Но нужно смириться с тем, что люди - не то же самое, что написанные ими картины, симфонии или книги".

Источник - Борис Клейн "Ночной Париж"

В тему:

ПАРИЖ В ОККУПАЦИИ. ЧАСТЬ 1

ПАРИЖ В ОККУПАЦИИ. ЧАСТЬ 2

ПАРИЖ В ОККУПАЦИИ. ЧАСТЬ 3

ПАРИЖ В ОККУПАЦИИ. В ПОСТЕЛИ С ВРАГОМ
ОСКАР РАЙЛЕ. ПАРИЖ ГЛАЗАМИ НЕМЦА

"МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ" ФРАНЦИЯ. ПАРИЖ В ОККУПАЦИИ

ФОТО ДНЯ. ПАРИЖ ПОД ПЯТОЙ ОККУПАНТОВ... 1943

ПАРИЖ ПОД ПЯТОЙ ОККУПАНТОВ. 1940-1944



1943. Модницы гуляют по бульварам. Париж



"Французская полиция обеспечивает депортацию мужчин-евреев из Парижа

Посадка в вагоны производится на железнодорожной станции Аустерлиц. Большинство мужчин-евреев были родом из Польши, которые в количестве 3 747 человек, на четырех поездах, были вывезены в лагерь к юго-западу от Парижа. После оккупации, французская полиция продолжала служебную деятельность под руководством немецких властей.

Место съемки: Париж, Франция
Время съемки: 14.05.1941".

Источник

Предатели и изменники, Франция

Previous post Next post
Up