ГРАБЬЯРМИЯ... (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Sep 26, 2012 22:47

Продолжение подборки  shatsky на тему белогвардейских грабежей.

Начало читать здесь:

http://skaramanga-1972.livejournal.com/57954.html

15. В. М. Краснов. Из воспоминаний о 1917-20 гг. // Архив русской революции. Т. 11. - С. 127, 133

«На одну из жалоб городского головы о невероятных «реквизициях» на окраинах города, военный губернатор П. В. Глазенап ответил:

- А я нахожу это справедливым. Раньше они грабили, теперь пусть их пограбят…»

«По соглашению с прокурором палаты было установлено, что мои участковые товарищи прокурора возможно чаще будут объезжать свои районы и представлять мне доклады о положении на местах, я же периодически, в свою очередь, буду представлять эту сводку этих сведений прокурору палаты.

Первая же сводка докладов моих участковых товарищей и материалов по имеющимся у меня сведениям и жалобам дала удручающую картину разложения власти на местах.

В Святокрестовском уезде безнаказанно буйствовала «дикая дивизия», способствуя превращению лояльных до того времени крестьян в «зеленых камышанников». В одном месте чины этой дивизии, ворвавшись в больницу, оставили после себя несколько десятков трупов. Зарегистрированы были случаи повешения «для острастки» первых же встречных на улице. Со всех сторон шли жалобы на угон чинами дивизии рабочего скота и лошадей прямо с полей, где производились работы.

Донесения агитационного отряда в значительной мере способствовал переводу «дикой дивизии» из Святокрестовской территории, чаша терпения которой переполнилась от этого буйства

16. Э. Гиацинтов. Записки белого офицера. - СПб., 1992. - С. 76, 77

http://www.remezovi.ru/blog/index.php/2009/10/23/moim-detyam-i-vnukam-2/

Добровольческая армия, как мы сами над собой горько смеялись, кормилась от “благодарного населения”

17. В. Г. Короленко. Письмо А. В. Луначарскому.

http://www.antology.sfilatov.ru/work/proizv.php?idpr=0110107&num=6

Мне пришлось уже говорить при личном свидании с Вами о том, какая разница была при занятии Полтавы Красной армией и добровольцами. Последние более трех дней откровенно грабили город "с разрешения начальства".

18. Хадлстон Уильямсон. Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919-1920. - М., 2007

«Несомненно, Шкуро был великим кавалерийским командиром, но, как нам говорили, он также был немного бандитом, и однажды в сопровождении трех или четырех своих офицеров он вошёл в бальный зал какой-то большой гостиницы в Ростове, где танцы были в самом разгаре, и попросил всех гостей пожертвовать драгоценности или наличные на поддержание его «волков». Столкнувшись с сверкающими из-под косматого волчьего меха глазами и помня дурную славу «волков», отличившихся жестокими грабежами и отсутствием пощады, никто не стал возражать. И ему достался очень успешный улов».
(С. 72)

«Войска Мамонтова за десять дней преодолели 110 миль и, несмотря на серьёзное сопротивление, освободили от большевиков большие территории и завербовали многих новобранцев. Однако его войска оказались виновны в массовых грабежах и обильно казнили всех большевистских комиссаров и им сочувствующих, где бы их не обнаруживали»

«31 августа заняли Елец, где войска потеряли целых два дня на грабежи, загрузив своих коней продуктами, напитками, мехами, драгоценностями и всем, что могли унести, - даже мебелью» (С. 170)

19. А. Трушнович. Воспоминания корниловца

http://lib.rus.ec/b/191050/read

Войска генералов Покровского и Шкуро прошли Новочеркасск, отбросили большевиков к северу и повернули на запад, на Украину. Но не освобождать ее, а грабить. Преступные действия Покровского и Шкуро с его волчьей сотней были началом конца Белого движения.

С Украины стали доходить слухи о бесчинствах Шкуро и “шкуринцев”.

В чем причина поражения победоносной и вооруженной лучше красных Добровольческой армии? Исчерпывающий ответ я получил в первой же деревне за Обоянью, где ночевал со своей пулеметной командой. Он заключался в одной фразе, сказанной мне простым мужиком:

- Кабы землю дали крестьянину, да кабы не грабили!

Значит, причина поражения бывшей Белой армии - неразрешенный аграрный вопрос и моральное разложение.

- Ну и хорошо, что мы не взяли Москву, нас бы оттуда метлой вымели, - так закончил свой рассказ Игнатий, семь раз раненный первопоходник, оставшийся в строю с ампутированной правой рукой. Все, кто только его знал и видел, глубоко его уважали. Утром ему помогали сесть в седло и вечером - сойти с коня. Поводья были укорочены и связаны, чтобы облегчить управление одной рукой.

- А что же дальше? Крестьянство нас гонит, развал в тылу идет полным ходом и заражает уже строевые части, казаки воевать тоже не хотят. Сколько зла принесли России и Белому движению казаки Шкуро и Покровского! Как можно забыть грабеж Украины?

За что же мы будем дальше воевать? Вождей у нас больше нет, о духе армии и говорить не приходится... Воюем по инерции, без воодушевления. Многие прекрасные и до той поры честные офицеры тоже начали грабить, рассуждая: “Те, там, в тылу убегут с награбленным, а нас бросят на произвол судьбы”.

20. Проф. Н. Н. Алексеев. Из воспоминаний // Архив русской революции. Т. 17. - М., 1991. - C. 234

«За строевыми частями тянулись бесконечные обозы, без преувеличения не в сотни, а в тысячи подвод. Что это были за подводы - и деревенские розвальни, и тройкой запряженные помещичьи сани на коврах, и одиночки. Каких рысаков орловских и тамбовских не вели в этих обозах! Чего только на них не было нагружено - и ковров, и мебели, и зеркал, и ящиков с посудой! В общем отступление это имело такой вид, что часть средней России ограблена и теперь вывозят её на Кубань»

21. Г. Шавельский «Воспоминания последнего Протопресвитера Русской Армии и Флота»

http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/32.html

Другою, уже несомненною причиною наших неудач были развившиеся в Добровольческой Армии до больших размеров грабежи, взяточничество и казнокрадство. Еще в начале 1919 г. я умолял ген. Романовского обратить внимание на грабежи.

Когда же грабежи начались, и я обратился с просьбою прекратить их, ген. Романовский ответил мне, что грабежи - единственный стимул для движения казаков вперед: «Запретите грабежи, и их никто не заставит идти вперед». И грабежи, с молчаливого попустительства Главного командования, развивались всё больше. Некоторые из вождей, как Кубанский герой - ген. Шкуро и Донской - ген. Мамонтов сами показывали пример. О Шкуро все, не исключая самого ген. Деникина, открыто говорили, что он награбил несметное количество денег и драгоценных вещей, во всех городах накупил себе домов; расточительность его, с пьянством и дебоширством, перешла все границы. О Мамонтове ходили тоже невероятные слухи. 30 марта 1930 г. мне многое рассказал о Мамонтове ген. Н. Н. Алексеев, в Донской армии бывший командиром корпуса, а пред Великой войной профессором Военной Академии, умный и честный человек. В гражданской войне его корпус действовал рядом с корпусом Мамонтова и он, следовательно, хорошо знал Мамонтова.

Ген. Алексеев рассказывал мне, что денщик Мамонтова вывез из знаменитого мамонтовского похода «на Москву» семь миллионов рублей. Сам Мамонтов рассказывал ген. Алексееву, что в Тамбове и Воронеже он обобрал сейфы. В одном из сейфов он захватил целый ящик архиерейских крестов и панагий, украшенные драгоценными камнями. Этот ящик он передал на хранение своему адъютанту. Когда на другой день Maмонтов попросил адъютанта принести ящик с архиерейскими вещами, чтобы показать их какому-то гостю, адъютант с удивлением ответил:

- Какой ящик? Никакого ящика на хранение я не получал.

И так и не вернул ящик.

- Это совершенно спокойно рассказывал Мамонтов o своем адъютанте, а что этот адъютант рассказывал о Мамонтове, - того и не передашь, - закончил свой рассказ ген. Алексеев. Но и Шкуро и Мамонтова награждали, повышали, чествовали, прославляли. Кто не знает, с какими овациями встречал Мамонтова Донской Круг, Шкуро - Екатеринодар и т. д.

Вслед за вождями грабили офицеры, казаки, солдаты. За частями тянулись обозы с награбленным добром; казаки и солдаты возвращались домой с мешками, набитыми деньгами и драгоценными вещами и, конечно, разбогатев, не хотели вновь идти воевать. Грабежи стали общим явлением, которого уже никто не скрывал. Священник 2-го конного полка прямо говорил мне в августе 1919 г., что в их полку каждый солдат получает не менее 5 (пяти) тысяч рублей в месяц (насколько помню, Деникин в это время получал тоже пять тысяч рублей в месяц), и что надо только жить в дружбе с солдатами и офицерами, чтобы иметь сколько угодно денег. А как грабили, - об этом вспоминать страшно...

Один офицер рассказывал мне, что в некоем селе у только что разрешившейся от бремени учительницы начальной школы сняли обручальное кольцо и забрали детские распашонки!.. Приезжавшие с фронта офицеры тратили на кутежи огромные деньги.

22. В. Шульгин. 1920

http://militera.lib.ru/memo/russian/shulgin_vv/01.html

«Почти что святые» и начали это белое дело... Но что из него вышло? Боже мой!

Я помню, какое сильное впечатление произвело на меня, когда я в первый раз услышал знаменитое выражение:

«От благодарного населения» ..

Это был хорошенький мальчик, лет семнадцати-восемнадцати. На нем был новенький полушубок. Кто-то спросил его:

- Петрик, откуда это у вас. Он ответил:

- Откуда? «От благодарного населения» - конечно.

И все засмеялись.

Петрик из очень хорошей семьи. У него изящный, тонкокостный рост и красивое, старокультурное, чуть тронутое рукою вырождения, лицо. Он говорит на трех европейских языках безупречно и потому по-русски выговаривает немножко, как метис, с примесью всевозможных акцентов. В нем была еще недавно гибко-твердая выправка хорошего аристократического воспитания...

Да, я многое тогда понял.

Я понял, что не только не стыдно и не зазорно грабить, а, наоборот, модно, шикарно.

У нас ненавидели гвардию и всегда ей тайком подражали. Может быть, за это и ненавидели...

И потому, когда я увидел, что и «голубая кровь» пошла по этой дорожке, я понял, что бедствие всеобщее.

«Белое дело» погибло.

Начатое «почти святыми», оно попало в руки «почти бандитов».

23. ген. И. Т. Беляев. Записки русского изгнанника. - СПб., 2010. - С. 215-216

«Ничто так не развращает, как война, особенно гражданская. Сами казаки возмущались этим. При мне находилось 12 казаков, которые служили мне конвоем.

- Чем мы лучше большевиков? - говорили они. - Везде грабежи, насилия… Не дают спуску ни иногородним, ни даже своим!

На многое приходилось смотреть сквозь пальцы. Когда брались предметы первой необходимости,невозможно было протестовать. Тем более, что казаки брали в какой-то особенно мягкой форме, стараясь не делать лишнего зла. Но насилий я не мог терпеть. Четверо казаков при участии вольноопределяющихся, присланного мне ординарцем от 1-й батареи, изнасиловали трёх баб - у одной был грудной младенец. Они прибежали ко мне. У роженицы, вымогая деньги, изрезали грудь кинжалом, и она не могла более кормить ребёнка. Я отправил негодяев в полк, к которому они принадлежали, но командир полка ответил мне, что бабы простили им всё.

Вольноопределяющегося я всё-таки приказал выпороть и сказал ему, чтоб не попадался мне на глаза, иначе застрелю его как собаку.

- Им-то что? - резюмировала наша хозяйка. - А меня тут, за воротами, встретил казачий разъезд, так я семерым наслаждение дала…»

p.s.

На этом тему белого террора я считаю закрытой. Единственно, я еще сделаю небольшой обобщающий пост по ссылкам. Это позволит всем, кто читает мой жж, при случае, оперативно воспользоваться собранными материалами.

Белые и красные

Previous post Next post
Up