Не торопитесь читать то, что написано зеленым карандашом. Сначала посмотрите на дату, потом на название документа - агентурное сообщение, потом от кого и кому. И только потом, на "резолюцию".
... на всякий случай, если кому-то трудно разобрать почерк:
"Товарищу Меркулову. Может послать ваш "источник" из штаба Германской авиации к еб-ной матери. Это не источник, а дезинформатор. И.С."
Оригинал взят у
13tp в
И послал Однако согласитесь, хотелось бы знать, стоило ли И.С. посылать источник? Может информация направленная Меркуловым имела для страны судьбоносное значение и ее нельзя было просто так игнорировать?
Вот этот документ:
№ 2279/м
17 июня 1941 г.
Сов[ершенно] секретно
Направляем агентурное сообщение, полученное НКГБ СССР из Берлина.
Народный комиссар государственной безопасности СССР
В.Меркулов
Сообщение из Берлина
Источник, работающий в штабе германской авиации, сообщает:
1. Все военные мероприятия Германии по подготовке вооруженного выступления против СССР полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время.
2. В кругах штаба авиации сообщение ТАСС от 6 июня воспринято весьма иронически. Подчеркивают, что это заявление никакого значения иметь не может.
3. Объектами налетов германской авиации в первую очередь явятся: электростанция «Свирь-3», московские заводы, производящие отдельные части к самолетам (электрооборудование, шарикоподшипники, покрышки), а также авторемонтные мастерские.
4. В военных действиях на стороне Германии активное участие примет Венгрия. Часть германских самолетов, главным образом истребителей, находится уже на венгерских аэродромах.
5. Важные немецкие авиаремонтные мастерские расположены: в Кенигсберге, Гдыне, Грауденц, Бреславле, Мариенбурге. Авиамоторные мастерские Милича в Польше, в Варшаве - Очачи и особо важные в Хейлигенкейль.
Источник, работающий в министерстве хозяйства Германии, сообщает, что произведено назначение начальников военно-хозяйственных управлений «будущих округов» оккупированной территории СССР, а именно: для Кавказа назначен Амонн, один из руководящих работников национал-социалистической партии в Дюссельдорфе, для Киева - Бурандт - бывший сотрудник министерства хозяйства, до последнего времени работавший в хозяйственном управлении во Франции, для Москвы - Бургер, руководитель хозяйственной палаты в Штутгарте. Все эти лица зачислены на военную службу и выехали в Дрезден, являющийся сборным пунктом. Для общего руководства хозяйственным управлением «оккупированных территорий СССР» назначен Шлоттерер - начальник иностранного отдела министерства хозяйства, находящийся пока в Берлине.
В министерстве хозяйства рассказывают, что на собрании хозяйственников, предназначенных для «оккупированной» территории СССР, выступал также Розенберг, который заявил, что «понятие Советский Союз должно быть стерто с географической карты».
Верно:
Начальник 1-го Управления НКГБ Союза СССР
Фитин
АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 415. Л. 50-52
Возможно вы скажите, что, дескать, такой информации было предостаточно. Назывались разные даты начала войны, наверняка, была и немецкая дезинформация, чтобы ввести в заблуждение высшее руководство СССР, что касается истинных планов Германии. Понимаю, что если информация о сроках нападения Германии не точная, если даты нападения называются разные, и они все время не оправдываются, то имеешь право не доверять таким источникам. Но игнорировать их - значит полагаться на извечный русский "авось". Это все равно, что, когда вам сообщаю о минировании вашего дома, вы продолжаете в нем находиться, рассчитывая, что сообщение ложное. А если нет?
А посему выскажу свое мнение. Зря И.С. послал источник. Зря. На что он рассчитывал? Что это просто война нервов? Возможно и так...
p.s
Из сообщения наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии в ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 12 июня:
"За прошедшее после октября 1940 г. время, то есть по 10 июня 1941 г., со стороны Германии нарушили границу Союза ССР 185 самолетов. Особенно усилились нарушения нашей границы германскими самолетами за последние один-полтора месяца. Только за май и 10 дней июня 1941 г. границу СССР нарушил 91 германский самолет. Нарушения границы СССР германскими самолетами не носят случайного характера, что подтверждается направлением и глубиной полетов над нашей территорией".
Из дневника студента Юрия Баранова от 14 июня:
"Завтра мы сдаем географию растений. Люся приехала из Рыбинска. Говорит, что с хлебом там так же плохо, как в Ярославле. Очень интересно это: все было хорошо и вдруг - дня за 3-4 - появились длинные очереди за хлебом, продукты из магазинов исчезли. Все настойчивее и упрямей повторяют люди слово "война". "Война скоро". "Летом будет война". "Будем воевать с германцами". К этому привыкли. К этому готовятся. Никто не верит успокаивающим уверениям ТАСС. По моим "расчетам", что-то должно начаться в ближайшие дни. Самое большое 3-7 дней".
Из дневника посла СССР в Великобритании Ивана Майского от 18 июня:
"Концентрации германских войск на наших границах отрицать не приходится, но мне кажется, что это скорее один из гитлеровских ходов в "войне нервов". Не исключено, что Гитлер может предъявить к нам какие-либо требования,- в отношении снабжения, торговли, наконец, политики - и для придания большего веса своим требованиям создает соответствующую психологическую обстановку. Но война? Нападение? Атака?.. Не могу поверить!"
Сообщение резидента НКГБ в Риме "Тит" На встрече 19 июня "Гау" передал сведения, полученные им от "Дарьи" и "Марты":
"Вчера в МИД Италии пришла телеграмма итальянского посла в Берлине, в которой тот сообщает, что высшее военное немецкое командование информировало его о начале военных действий Германии против СССР между 20 и 25 июня сего года".
Из дневника драматурга Всеволода Вишневского от 21 июня:
"Пишу эпическую народную пьесу - как будем бороться с германским фашизмом. Оттенки 1812-го и Севастополя - тема вечного народа. Сочетать русские, украинские и другие начала плюс модернизм тотальной войны, трагизм, юмор... Мы - русские. В нашем сердце стучит кровь всех народов мира, кровь борьбы, мщения - правды!"
Из Директивы наркома обороны С.К. Тимошенко и начальника генштаба Г.К. Жукова командующим приграничных округов:
"В течение 22-23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий. <...> Приказываю:
а) в течение ночи на 22 июня 1941 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;
б) перед рассветом 22 июня 1941 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;
в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточенно и замаскированно;
г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;
д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить".