РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ

Jul 20, 2012 13:23


Помнится мне, недавно я приводил вам любопытные данные по числу школ и университетов Российской империи и стран Западной Европы («Всеобщий географический и статистический карманный атлас» Гикмана и Маркса (С.-Петербург, 1908г.) ( http://skaramanga-1972.livejournal.com/31922.html). А сегодня я хочу, в обязательном порядке, дополнить этот материал еще одним, который продемонстрирует динамику «улучшения» ситуации с начальными школами в Российской империи …

Источник - Рашин «Население России за 100 лет (1813 - 1913)»

Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:

«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при  церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:

1871г.:

- число школ - 16375; число учащихся - 675,3 тыс. чел.;

1875г.:

- число школ - 23936; число учащихся - 955,5 тыс. чел.;

1880г.:

- число школ - 21240; число учащихся - 1119,1 тыс. чел.;

1885г.:

- число школ - 25194; число учащихся - 1557,9 тыс. чел.

1890г.:

- число школ - 26986; число учащихся - 1752,1 тыс. чел.;

1895г.:

- число школ - 29910; число учащихся - 1978,4 тыс. чел.;

1900г.:

- число школ - 36829; число учащихся - 2592,6 тыс. чел.;

1905г.:

- число школ - 43551; число учащихся - 3350,4 тыс. чел.;

1910г.:

- число школ - 59000; число учащихся - 4541,7 тыс. чел.;

1914:
- число школ - 80801; число учащихся - 5942,1 тыс. чел.

Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.) :

- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;

- число учащихся выросло в 8,8 раза.

Как вы сами видите, количество учеников начальных школ  Российской империи росло гораздо быстрее, чем возникали новые школы, и это создавало на будущее очень серьезную проблему.

Теперь, несколько слов о том, в каких же школах приходилось учиться подавляющему большинству простого народа.

Даже в официальных отчетах министерства народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока … полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве, земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения» (Извлечение из отчета министерства народного просвещения за 1872г., стр. 61).

Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.

В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:

«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).

Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)

Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.

Процент учившихся в школе 1-й год:

в городе: мальчики - 41%, девочки - 43,2%.
в деревнях: мальчики - 38,2%, девочки - 48,6%.

Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:

в городе: мальчики - 48,1%, девочки - 47,0%.
в деревнях: мальчики - 39,3%, девочки - 44,7%.

Процент учившихся в школе более 3 лет:

в городе: мальчики - 10,9%, девочки - 9,8%.
в деревнях: мальчики - 12,5%, девочки - 6,7%.

(Источник - «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»)

Российская империя

Previous post Next post
Up