СМЕРТЬ ФАШИСТАМ! ЧАСТЬ 2. "... НА БЕСКОНЕЧНЫХ ПРОСТОРАХ РУССКИХ СНЕЖНЫХ РАВНИН..."

Nov 05, 2014 00:02

Одной из любимых тем, которой битые немецкие генералы оправдывали свои поражения в годы Великой Отечественной войны была тема русских морозов. Да что там Великая Отечественная, "борода" у этой темы тянется, как минимум со времен Отечественной войны 1812 года. А если очень хорошо копнуть, то, думаю, что в хрониках немецких рыцарских орденов, наверняка мы найдем росказни про это русское, национальное, "стихийное бедствие". Только русским, что до того? Не зря же говорят: "Что русскому хорошо, то немцу смерть"!

Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
"Что для русского здорово,
То для немца карачун!"

П.А.Вяземский "Масленица на чужой стороне", 1853г.

«В верховном командовании вооруженных сил и в главном командовании сухопутных сил так уверенно рассчитывали закончить кампанию к началу зимы, что в сухопутных  войсках  зимнее обмундирование было предусмотрено только для каждого пятого солдата. Только 30 августа 1941 г. главное командование сухопутных сил серьезно занялось вопросом снабжения зимним обмундированием крупных соединений сухопутных сил. В этот день в дневнике появилась следующая запись: "Вследствие изменения обстановки возникает необходимость проведения местных операций с ограниченными целями также в условиях зимы.  Оперативному управлению разработать план-смету снабжения войск  необходимым  зимним обмундированием и после  утверждения  начальником генерального штаба сухопутных сил  возложить  на  организационное  управление  проведение необходимых мероприятий".

Я не могу согласиться с распространенным мнением, что только один Гитлер виноват в отсутствии зимнего обмундирования осенью 1941 г.

Военно-воздушные силы и войска СС были снабжены им своевременно и в достаточном количестве. Но верховное командование думало сломить военную мощь России в течение 8-10 недель, вызвав этим и ее политический крах. Оно было так уверено в успехе своей \206\ безумной затеи, что важнейшие отрасли военной промышленности уже осенью 1941 г. были переключены на производство другой продукции. Думали даже с началом зимы вывести из России 60-80 дивизий, решив, что оставшихся дивизий будет достаточно для того, чтобы в течение зимы подавить Россию. Эти дивизии, остающиеся на востоке, после окончания осенью военных действий предполагалось разместить на зиму в хорошо оборудованных помещениях на какой-нибудь линии опорных пунктов. Казалось, что все урегулировано и все очень просто. Всякие сомнения встречались оптимистическими утверждениями. Описание дальнейших событий  покажет, насколько не соответствовали эти замыслы суровой действительности».
…………..
«В ночь с б на 7 октября выпал первый снег. Он быстро растаял, но дороги превратились в сплошное месиво и наши танки двигались по ним с черепашьей скоростью, причем очень быстро изнашивалась материальная часть. Мы повторно обратились с просьбой о доставке зимнего обмундирования, но нам ответили, что оно будет получено своевременно и нечего об этом излишне напоминать. После этого я неоднократно напоминал о необходимости прислать зимнее обмундирование, но в этом году оно так и не было мне доставлено».
…………..





«Последующие недели (до 10 октября 1941 года - прим) прошли в условиях сильной распутицы. Колесные автомашины могли передвигаться только с помощью гусеничных машин. Это приводило к большой перегрузке гусеничных машин, не предусмотренной при их конструировании, вследствие чего  машины  быстро  изнашивались.  Ввиду отсутствия тросов и других средств, необходимых для сцепления машин, самолетам приходилось сбрасывать для застрявших по дороге машин связки веревок. Обеспечение снабжением сотен застрявших машин и их личного состава должно было отныне в течение многих недель производиться самолетами. Подготовка к зиме находилась в плачевном состоянии. Затребованный нами еще 8 недель тому назад глизантин[31] доставлялся в незначительных количествах, так же как и зимнее обмундирование для личного состава.  Последнее обстоятельство явилось в течение последующих тяжелых месяцев причиной больших затруднений и лишений, которые легко могли бы быть устранены».
…………..
«6 ноября я вылетел на фронт. Мои впечатления от этой поездки видны из следующего письма:

"Наши войска испытывают мучения, и наше дело находится в бедственном состоянии, ибо противник выигрывает время, а мы со своими планами находимся перед неизбежностью ведения боевых действий в зимних условиях. Поэтому настроение у меня очень грустное. Наилучшие пожелания терпят крах из-за стихии. Единственная в своем роде возможность нанести противнику мощный удар улетучивается все быстрее и быстрее, и я не уверен, что она может когда-либо возвратиться. Одному только богу известно, как \334\ сложится обстановка в дальнейшем. Необходимо надеяться и не терять мужества, однако это тяжелое испытание...»
………..........
«7 ноября морозы впервые нанесли нам тяжелые потери».
………………



Замерзшие в снегах под Москвой немецкие солдаты

«14 ноября утром я посетил 167-ю пехотную дивизию и беседовал со многими офицерами и солдатами. Снабжение войск было плохим. Не хватало белых маскировочных халатов, сапожной мази, белья и прежде всего суконных брюк. Значительная часть солдат была одета в брюки из хлопчатобумажной ткани, и это - при 22-градусном морозе! Острая необходимость ощущалась также в сапогах и чулках. Днем я побывал в 112-й пехотной дивизии, где увидел ту же картину. Наших солдат, одетых в русские шинели и меховые шапки, можно было узнать только по эмблемам.

Все запасы обмундирования, имевшиеся в танковой армии, были немедленно отправлены на фронт. Однако по сравнению с потребностями это было лишь каплей в море.



Погибшие в битве за Москву немецкие солдаты

В героической бригаде Эбербаха осталось не более 50 танков. В трех танковых дивизиях насчитывалось около 600 танков.  Гололедица  сильно препятствовала действиям танков, тем более, что шипы еще не были получены. Из-за морозов потели стекла оптических приборов, а специальная мазь, противодействующая этому, до сих пор не была получена. Перед пуском танковых моторов их приходилось разогревать. Горючее частично замерзало, масло густело. Здесь также недоставало зимнего обмундирования и глизантина».
………………
«16 ноября ко мне явился генерал Хейнрици: потери от морозов, недостаток обмундирования, вшивость!



Три замёрзших в лесу немца. Декабрь 1941г.

17 ноября мы получили сведения о выгрузке сибиряков на станции Узловая, а также о выгрузке других \337\ частей на участке Рязань-Коломна. 112-я пехотная дивизия натолкнулась на свежие сибирские части. Ввиду того, что одновременно дивизия была атакована русскими танками  из  направления Дедилово, ее ослабленные части не были в состоянии выдержать этот натиск. Оценивая их действия, необходимо учесть, что каждый полк уже потерял к этому времени не менее 400 человек обмороженными, автоматическое оружие из-за холода не действовало, а наши 37-мм противотанковые пушки  оказались бессильными против русских танков Т-34. Дело дошло до паники, охватившей участок фронта до Богородицка. Эта паника, возникшая впервые со времени начала русской кампании, явилась серьезным предостережением, указывающим на то, что наша пехота исчерпала свою боеспособность и на крупные усилия уже более неспособна».
……………..
"Страшный холод, жалкие условия расквартирования, недостаток в обмундировании, тяжелые потери в личном составе и материальной части, а также совершенно неудовлетворительное состояние снабжения горючим - все это превращает руководство боевыми операциями в сплошное мучение, и на меня все более и более давит та огромная ответственность, которую, несмотря на все красивые слова, никто не может с меня снять.

Три дня я провел на передовой линии с тем, чтобы получить наиболее точную картину положения на фронте, и теперь я намерен, если боевая обстановка это мне позволит, отправиться в воскресенье в штаб группы армий, чтобы получить информацию о перспективах на ближайшее будущее, о чем пока нам ничего неизвестно. О чем думает командование, я не знаю, так же как не знаю, как нам удастся к весне привести себя в порядок" (из письма от 21 ноября 1941 г.).
…………..
«Лишь тот, кто в эту зиму нашего несчастья лично видел бесконечные просторы русских снежных равнин, где ледяной ветер мгновенно заметал всякие следы, лишь тот, кто часами ехал по "ничейной" территории,  встречая  лишь незначительные охраняющие  подразделения,  солдаты  которых  не  имели необходимого обмундирования и питания, в то время как свежие сибирские части противника были одеты в отличное зимнее обмундирование и получали хорошее питание, лишь тот мог правильно оценить последовавшие вскоре серьезные события. (Запись относится примерно к 27 ноября 1941 года)».
………………….



Замерзшие немецкие солдаты под Сталинградом. 1943г.

«О моих взглядах и настроениях в тот период можно судить по письму от 8 декабря, в котором я писал: "Мы \353\ стоим перед печальным фактом того, что наше верховное командование слишком туго натянуло тетиву лука, не хотело верить поступающим сообщениям об ослаблении боеспособности наших войск, выдвигало все время новые и новые требования, не обеспечило нас всем необходимым для тяжелой зимы и было застигнуто врасплох русскими морозами, доходившими до минус 35 градусов. Наши силы были недостаточны для того, чтобы успешно осуществить наступление на Москву, и, таким образом, мне с болью в сердце пришлось в ночь на 6 декабря принять решение о прекращении бесперспективных боевых действий и об отходе на  заранее избранный, сравнительно небольшой по ширине рубеж, который я надеялся  удержать оставшимися у меня силами. Русские продолжают сильно нажимать, и можно ожидать еще множества всяких неприятных инцидентов. Наши потери, особенно больными и обмороженными, очень велики, и даже при условии, что часть из них после небольшого отдыха снова возвратится в строй, все же в настоящий момент ничего нельзя сделать».
…………….



"Любитель прекрасного". Замерзший немецкий оберфельдфебель, сжимающий украденную вазу

«В этот день глубокий прорыв, предпринятый русскими 13 декабря через Ливны в направлении на Орел, оказал свое действие - была окружена и частично уничтожена 45-я пехотная  дивизия.  Гололедица  затрудняла  все  виды передвижения. Потери от обморожения были больше, чем от огня противника. Пришлось отвести 47-й танковый корпус, так как его сосед справа - \357\ 293-я пехотная дивизия 2-й армий - отступил от Ефремова».



Тела погибших в Сталинграде немецких солдат. 1943г.

ИТОГ (20 декабря 1941 года):

«Гитлер: "Вы полагаете, что гренадеры Фридриха Великого умирали с большой охотой? Они тоже хотели жить, тем не менее король был вправе требовать от каждого немецкого солдата его жизни. Я также считаю себя вправе требовать от каждого немецкого солдата, чтобы он жертвовал своей жизнью".

Я: "Каждый немецкий солдат знает, что во время войны он обязан жертвовать своей жизнью для своей родины, и наши солдаты на практике доказали, что они к этому готовы. Однако такие жертвы нужно требовать \362\ от солдат лишь тогда, когда это оправдывается необходимостью. Полученные мною указания неизбежно приведут к таким потерям, которые никак не могут быть оправданы требованиями обстановки. Лишь на предлагаемом мной рубеже рек Зуша, Ока войска найдут оборудованные еще осенью позиции, где можно найти защиту от зимнего холода. Я прошу обратить внимание на тот факт, что большую часть наших потерь мы несем не от противника, а в результате исключительного холода и что потери от обморожения вдвое превышают потери от  огня противника. Тот, кто сам побывал в госпиталях, где находятся обмороженные, отлично знает, что это означает".

Гитлер: "Мне известно, что вы болеете за дело и часто бываете в войсках. Я признаю это достоинство за вами. Однако вы стоите слишком близко к происходящим событиям. Вы очень сильно переживаете страдания своих солдат. Вы слишком жалеете их. Вы должны быть от них подальше. Поверьте мне, что издали лучше видно".

Я: "Я, безусловно, считаю своей обязанностью уменьшить страдания своих солдат, насколько это в моих силах. Однако это трудно сделать в условиях, когда личный состав до сих пор еще не обеспечен зимним обмундированием и большая часть пехотинцев носит хлопчатобумажные брюки. Сапог, белья, рукавиц и подшлемников или совершенно нет, или же они имеются в ничтожном количестве".

Гитлер вспылил: "Это неправда. Генерал-квартирмейстер сообщил мне, что зимнее обмундирование отправлено".

Я: "Конечно, обмундирование отправлено, но оно до нас еще не дошло. Я проследил его путь. Обмундирование находится в  настоящее  время  на железнодорожной станции в Варшаве и уже в продолжение нескольких недель никуда не отправляется из-за отсутствия паровозов и наличия пробок на железных дорогах. Наши требования в сентябре и октябре были категорически \363\ отклонены, а теперь уже слишком поздно что-либо сделать".

Вызвали генерал-квартирмейстера, который вынужден был подтвердить верность моих утверждений. Результатом этой беседы явилась кампания зимней помощи по сбору теплых вещей, начатая Геббельсом к рождеству 1941 г. Однако в течение зимы 1941/42 г. солдаты ничего из этих вещей не получили».

Гейнц Гудериан.
«Воспоминания солдата»

p.s.

«Общие наши потери (немецкие - прим.) на Восточном фронте, начиная с 22 июня 1941 г., достигали уже 743000 человек, что составило 23% к общей численности наших вооруженных сил, которые насчитывали около 3,5 млн. человек».

Источник тот-же.



Замерзший в российских снегах немец






Кто то поиздевался над замерзшим телом



Замерзшее тело немецкого солдата у дороги в Арденнах

p.p.s.

"Когда наш генерал Леонтий Леонтьевич Бениксонов [31] показал Бонапарте, что русак не пруссак и что зимой русский еще лучше дерется, по пословице, что русскому здорово, то немцу смерть, и наоборот, Бонапарте рад был помириться и такой лисой прикинулся, что наш великий император Александр Павлович поверил ему. Любо, дорого было смотреть, как они тогда помирились."

Полевой Николай Алексеевич "Рассказы русского солдата", 1834г.

Начало смотреть здесь:

ЧАСТЬ 1. НА ПОЛЯХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

http://skaramanga-1972.livejournal.com/285476.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/285774.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/286037.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/286419.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/286510.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/287312.html

http://skaramanga-1972.livejournal.com/287651.html

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)

Фотогалерея, Потери, Воспоминания дневники мемуары, О немецком солдате

Previous post Next post
Up