Святые об иконах
Святые отцы не обходили своим вниманием такое уникальное явление как православная иконопись. Их размышления откроют вам понимание икон людьми, которых мы сейчас сами можем видеть на иконах. Это лишь малая толика сказанного, поскольку святоотеческое наследие огромно и чтобы собрать все интересные размышления об иконах, наверное, надо посвятить этому значительную часть жизни. Слава Богу за всё.
Архиепископ Мефодий Исповедник: «Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители - детей своих, дети - родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их - впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церкви и вести жизнь глубоко-благочестивую, потому что назначение иконы - наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинныя, чувствования благоговейныя, точно - благочестивыя. В противном случае икона будет действовать так, как бы действовал с кафедры проповедник, зараженный лжеучением или с одними познаниями литературными без познаний богословских».
«Очень полезно для упражняющегося молитвою иметь в кельи иконы Спасителя и Божьей матери, довольно значительного размера. По временам можно обращаться при молитве к иконам, как бы к самим присутствующим тут Господу и Божьей матери. Ощущение присутствия Божия в келии может сделаться обычным. При таком постоянном ощущении мы будем пребывать в келии со страхом Божиим, как бы постоянно под взорами Бога». («Беседа старца с учениками о молитве Иисусовой», Москва, 1995, с. 102)
Святитель Симеон Солунский: «Изображай красками согласно Преданию, эта живопись так же истинна, как Писание в книгах, и Божественная благодать покоится на ней, потому что свято то, что она изображает».
Святитель Григорий Нисский: «Божественная красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какой-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели... Как живописцы представляют на картине человеческие лица красками, растирая для этого краски таких цветов, которые близко и соответственно выражают подобие, чтобы красота подлинника в точности изобразилась в списке, так представь себе, что и наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, т.е. добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственной Своей красотою, чтобы в нас показать собственное свое начальство. Многообразны и различны эти как бы краски изображения, которыми живописуется истинный образ: это не румянец, не белизна, не какое-либо смешение этих цветов одного с другим; не черный какой-либо очерк, изображающий брови и глаза; не какое-либо смешение красок, оттеняющее углубленные черты, и не что-либо подобное всему тому, что искусственно произведено руками живописцев, но вместо всего этого - чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого и все однородное с тем, чем изображается в человеке подобие Божеству. Такими цветами Творец собственного Своего образа живописал наше естество».
Святитель Феофан, затворник Вышенский: «Иконы… не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою».
Преподобный Нил Синайский: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя видимое невидимому».
Преподобный Симеон: «Когда я однажды отошел к пречистому образу Рождшей Тебя [имеется в виду икона Богородицы], Ты Сам, прежде чем я встал, стал видим внутри моего жалкого сердца, соделав его светом».
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Ибо святые и при жизни были исполнены Святаго Духа. Так же и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, и в их чертах, и в святых их изображениях».
«Если к тебе придет один из язычников, говоря: покажи мне твою веру... ты отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений».
Праведный Иоанн Кронштадтский: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы - ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».
«Православный христианин обращается лицом к святым иконам Спасителя, Божьей Матери, Ангелов и святых различных для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствии их, в близость их к себе; в святых иконах - реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы висим как бы в воздухе, не зная, кому молимся. Молясь Господу, пророк Давид говорил: взыщите Лица Его выну; Лица Твоего, Господи, взыщу. Лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память их (Пс. 33,17)».
«Господь весь на всяком месте; потому Он весь же и на иконе, и на лик Спасителя на иконе надо смотреть как на живого Спасителя».
Источник