Екклесиаст, библейские афоризмы
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!
(гл. 1, ст. 2)
Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
(гл. 1, ст. 4 - 11)
Все вещи в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
(гл. 1, ст. 8 )
Предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём.
(гл. 1, ст. 13)
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
(гл. 1, ст. 15)
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
(гл. 1, ст. 18 )
И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
(гл. 2, ст. 13, 14)
Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни всё будет забыто, и увы! Мудрый умирает наравне с глупым.
(гл. 2, ст. 16)
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
(гл. 3, ст. 1 - 8 )
Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
(гл. 3, ст. 19-21)
Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?
(гл. 3, ст. 22)
Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!
(гл. 4, ст. 4)
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также. если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвётся.
(гл. 4, ст. 9 - 12)
Не торопись языком твоим и сердце твоё да не спешит произнести слово… Слова твои да будут немноги.
(гл. 5, ст. 1)
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех… Во множестве слов - много суеты.
(гл. 5, ст. 4, 5)
Кто любит серебро, тот не насытится серебром.
(гл. 5, ст. 9)
Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.
(гл. 6, ст. 7)
Кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
(гл. 6, ст. 12)
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых.
(гл. 7, ст. 5)
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
(гл. 7, ст. 7)
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
(гл. 7, ст. 8)
Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
(гл. 7, ст. 9)
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй.
(гл. 7, ст. 14)
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание… ибо сердце твоё знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
(гл. 7, ст. 20 - 22)
Горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце её - силки, руки её - оковы.
(гл. 7, ст. 26)
Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей?
(гл. 8, ст. 1)
Сердце мудрого знает и время и устав… для всякой вещи есть своё время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?
(гл. 8, ст. 5 -7)
Не скоро совершается суд над худыми делами: от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
(гл. 8, ст. 11)
Есть такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.
(гл. 8, ст. 14)
Нет лучше для человека под солнцем, как есть пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его.
(гл. 8, ст. 15)
Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек не трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого; и если бы такой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
(гл. 8, ст. 17)
Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву.
(гл. 9, ст. 4)
Не проворным достаётся успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не разумным - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.
(гл. 9, ст. 11
Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.
(гл. 9, ст. 12)
Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.
(гл. 9, ст. 17)
Мудрость лучше воинских орудий.
(гл. 9, ст. 18 )
Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди.
(гл. 12, ст. 11)