Пожарная машина аэродромного тушения на выставке "Комплексная безопасность 2014".
Организованный МЧС России международный салона"Комплексная безопасность 2014", проходивший на ВВЦ на прошлой неделе, поражает своим размахом. Среди многочисленных стендов вполне можно заблудиться.
Мне это, к счастью, не грозило: ведь моим гидом по экспозиции был начальник 3-го научно-иссследовательского центра ВНИИГО ЧС Владимир Мошков, знавший "Комплексную безопасность" как свои пять пальцев.
Первым пунктом нашей "экскурсии" стал стенд с разработками ФГБУ ВНИИПО МЧС России, более известного как Всероссийский институт противопожарной обороны. Внимание посетителей привлекал некий ярко жёлтый аппарат. Что же это за машина и для чего она нужна?
Аппарат, похожий на гигантского краба - это гордость института, подводный телеуправляемый робот "Подводный инспектор".
Своими повадками "инспектор" напоминает ската. За счёт гребных винтов (видите их у него на "спине"?) в так называемом "парящем" режиме он может прижиматься к поверхности, в том числе с обратной стороны, например, "подлезть" под дно корабля. Передвигаться по морскому или речному дну роботу помогают резиновые гусеницы. "Подводному инспектору" не страшна глубина до двухсот метров.
Кроме "инспектора" на стенде были представлены и другие интересные разработки. В кадр моего фотоаппарата помимо пожарных костюмов (это боевая одежда пожарных-спасателей БОП СПАС и комплект защитной экипировки пожарного-добровольца "Шанс-Д") и беспилотника вертолётного типа попали мобильные средства пожаротушения ГИРС.
Стенды МЧС России на выставке были объединены в тематические блоки. Первый из них посвящён обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях: здесь нашлось место не только учебным фильмам, но также и тренажёрам для оказания первой медицинской помощи, таким как этот "Гоша".
Продолжаем нашу "экскурсию". Машина с огромным экраном предназначена для информирования людей о чрезвычайной ситуации.
Отдельный стенд посвящен противогазам. Среди новинок - специальные детские камеры, а также противогаз ПМК-С с полимерными стёклами (на правом фото), благодаря которым его легко можно сложить.
- Этот противозгаз подходит под любой шлем, - замечает Владимир Мошков.
Кроме того, в арсенале МЧС теперь есть новые фильтрующие коробки, в том числе универсальная, защищающая от всех видов промышленных отравляющих веществ.
К экрану приглашаются любители редких автомобилей. Этот Volkswagen Transporter не так прост, как можно подумать. Это не просто машина, а мобильный комплекс радиационной разведки ММПАК-ММРЗ. На его крыше установлен спектрометр (он спрятан под белым колпаком), позволяющий проводить спектрометрический анализ местности в движении и на стоянке.
Машина предназначена для ведения радиационной и химической разведки и чего только она не умеет! Может, к примеру, обследовать проезжающие мимо автомобили на наличие радиоактивного груза. Само собой, ММПАК-ММРЗ также мониторит собственный радиационный фон, дабы экипаж не облучился ненароком.
На стенде созданного на базе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП нас поджидала его научный сотрудник Екатерина Свиридок. Екатерина рассказала о разработанной центром информационно-аналитической системе, в которой бессрочно хранятся все без исключения карточки, заполненные пожарными-спасателями при выезде на ДТП на дорогах России.
Увидев робота-андроида в каске спасателя, я сразу признал в нём "родственника"
обитающего в нашем Балтийском федеральном университете робота АР-600 производства НПО "Андроидная техника".
В МЧС-овском "гриме" (налокотники, шлем и прочие предметы, делают АР-600 похожим на персонажа "Звёздных войн") робот выглядит действительно брутально. Владимир Мошков рассказывает о том, что вместе с представителями НПО "Андроидная техника" над роботом работали спецы из ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
С помощью специальной системы руки оператора "соединяются" с конечностями робота.
- Система подвижности у этого робота такая же как у человека, - отмечает Мошков. Потому для него не составляет труда, например, открутить крышку от термоса.
На мой вопрос о практическом предназначении робота, Владимир Борисович отвечает:
- В перспективе он может заменить человека в опасных зонах, например там, где есть радиационная или химическая опасность.
Большего всего среди МЧС-овских стендов меня заинтересовала экспозиция, посвящённая безопасности арктического региона.
Для того чтобы обеспечить безопасность жизнедеятельности в российской Арктике, относительно которой, как известно, у руководства РФ есть большие планы, МЧС России создаёт сеть специальных спасательных центров.
Уже действуют два из них: это так называемые базовые центры откуда МЧС-овцы будут выдвигаться для проведения спасательных операций в Арктике. Здесь хранятся оборудование и снаряжение. Место для размещения центров выбрано исходя из возможных рисков, связанных с авиационными перевозками и нефтедобычей.
Помимо этого МЧС России создана комплексная система мониторинга Арктического региона, устройство которой вы видите на схеме.
Важным элементом системы являются многочисленные модули, расположенные на дне моря. Эти станции ведут химическую, биологическую и радиационную разведку. На левом снимке виднеется элемент волоконно-оптической линии, с помощью которой станции связаны друг с другом. Понятно, что сделать это в Арктике удаётся не везде, потому некоторые станции полностью автономны. Специальные автоматизированные подвижные аппараты "навещают" их время от времени для подзарядки и получения информации.
На среднем снимке вы видите систему вертикального зонирования, этот "подводный лифт" с помощью тросов двигается в разных слоях воды.
Все многочисленные "уши" и "глаза" системы мониторинга отправляют собранную информацию в единый центр, расположенный в городе Дудинка.
Как вы думаете, что изображено на следующем снимке?
Это ничто иное как управляемый спасательный снаряд. Если вас угораздит, к примеру, выпасть с борта круизного лайнера (шутка), и к вам подплывёт эта штука, не пугайтесь. Хватайтесь скорее за трос, и будьте спокойны: управляемый с помощью радиосигнала спасательный снаряд доставит вас на базу.
- Моторчики в нём маленькие, но их мощности хватает для того, чтобы транспортировать одного человека, - поясняет Владимир Мошков.
Чтобы спасатели комфортно чувствовали себя в суровых условиях российской Арктики, МЧС разработала для них специальную арктическую одежду.
- Чем это обмундирование отличается от армейской арктической формы? - спрашиваю я у своего "гида".
Владимир Мошков объясняет, что МЧС-овская форма имеет особую компоновку. Спасатели, в отличие от военных, проводят за полярным кругом более длительное время, потому им требуется своя собственная, отличная от военной экипировка.
На стенде вологодских МЧС-ников мне показали лазерный сканер, способный создавать 3D-изображение местности. Радиус его действия составляет двести метров.
Для сбора информации комплексная система безопасности МЧС России в Вологодской области использует и другие технические средства. Например, беспилотники - как вертолётного...
...так и самолётного типа.
И даже поисковые собаки в МЧС не остались в стороне от технического прогресса. В этой шапке любой пёс почувствует себя суперсобакой.
Это ни что иное как система видеонаблюдения для поисковых собак МЧС. Изображение с камеры, закреплённой у собаки на лбу, передаётся в кризисный штаб. Существует модификация с наушниками, через которую можно отдавать собаке команды на расстоянии.
Напоследок Владимир Мошков объяснил мне, чем отличаются представленные на выставке пожарные машины от тех автомобилей, которые мы чаще всего видим на улицах. Всё дело в новой, гораздо более удобной компоновке.
- Теперь пожарным не нужно как ящик с инструментами разбирать весь автомобиль для того чтобы воспользоваться тем, что спрятано в глубине. Практически все элементы выдвигаются, - объясняет преимущества новейших пожарных машин мой спутник.
Машины действительно выглядят отлично. Но почему же они сделаны на базе зарубежных автомобилей?
- МЧС использует шасси отечественной сборки, за исключением некоторых образцов, предназначенных для спецподразделений, - объясняет Владимир Мошков. Основными машинами ведомства являются "Камаз" и "Газель".
Сейчас в МЧС также поступают автомобили MAN, Iveco и Ford российской сборки. Вот так выглядит один из "итальянцев в России". На базу Iveco установлено инновационное пожарное оборудование.
Вода подаётся здесь под высоким давлениям, благодаря чему нет необходимост использовать большие объёмы жидкости.
- Выставка "Комплексная безопасность" проводится МЧС России с 2008 года. Как изменилась техническая база министерства за шесть лет? - спрашиваю я у Владимира Мошкова.
Во-первых, значительно увеличились площади выставки. Во-вторых, у техники МЧС несоизмеримо выросло качество. - Если взять технические разработки пятилетней давности, то сейчас они смотрятся как техника XIX века, - говорит Владимир Борисович.
Основным транспортом горноспасателей, например, ещё три года назад были автобусы "ПАЗ" и грузовики "ГАЗ-66", а сейчас они используют новые "Камазы" и Iveco. Изменилось в лучшую сторону и аварийно-спасательное оборудование: теперь оно превосходит многие зарубежные аналоги. Более того: некоторым разработкам МЧС (система оповещения, например) за границей просто нет аналогов.
Скажу откровенно: приятно слышать из уст представителя МЧС о том, что российские спасатели обеспечены не хуже, а порой и лучше своих зарубежных коллег. Ради этого стоило приехать на международный салон "Комплексная безопасность", виртуальную экскурсию по которому мы с вами продолжим уже очень скоро.
Читайте также:
-
Первое заседание пресс-клуба МЧС: самое позитивное министерство приглашает блогеров к сотрудничеству-
Владимир Артамонов: у блогеров в МЧС нет врагов