Курс на башню святого Олафа: моё путешествие в русский город норвежского короля

Mar 19, 2016 00:09

В Выборге, рассказывали мне игумен Климент и отец Александр, с которыми я общался в Норвегии, служит священник Игорь Аксёнов, благодаря которому тамошние жители знают о том, что небесным покровителем их города является святой Олаф Норвежский. Из Норвегии я вернулся в августе, и оказавшись в Санкт-Петербурге четыре месяца спустя на вручении премии "Блоги года-2015", точно знал, что сразу после церемонии возьму курс на башню святого Олафа.





1. Младшая сестра "Сапсана", скоростная "Ласточка", разогнавшись до ста километров в час, мчит в сторону Выборга. Устроившись на мягком сиденьи, я ищу в Интернете ответ на вопрос, чем буду заниматься в городе, куда еду впервые. Решено: помимо Свято-Ильинского храма, где служит отец Игорь, а также Выборгского замка, я попробую отыскать два дома, где в бытность Выборга финским городом, жила в изгнании бывшая фрейлина Императорского двора Анна Вырубова, а также выстроенное финским архитектором Алваром Аалто уникальное здание городской библиотеки. Поезд переполнен желающими провести субботу в Выборге, среди которых особо выделяются молодые ребята, по виду - студенты (у кое-кого из них я замечаю пакет с красноречивой надписью "Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге"). Самый скандинавский город России (Выборг был заложен шведами в 1293 году на месте карельского торгового поселения) манит к себе многих.



2. Выборг встречает назойливыми таксистами, маршрутным такси из Финляндии и огромной латинской буквой "W", увенчанной короной  - гербом, доставшимся в наследство от шведов. Туристы сразу устремляются к установленной возле вокзала большой карте-схеме Выборга, я же направляюсь вперёд, туда, где, по моим предположениям, должен находиться Свято-Ильинский храм, настоятель которого  - отец Игорь.



3. Первые впечатления от Выборга оказываются противоречивыми: на первый взгляд, я как будто перенёсся в любимую Скандинавию (некоторые постройки вполне органично смотрелись бы в стокгольмском районе Вазастан), однако фасады многих домов и пешеходные дорожки, щедро залитые грязью, свидетельствуют об обратном. Если даже в такой Выборг валом валят туристы, насколько вырос бы поток при наличии необходимой инфраструктуры?



4. Чтобы попасть в Свято-Ильинский храм, с вокзальной площади надо свернуть налево, я же направляюсь прямо - в сторону Выборгского залива. Созвонившись с отцом Игорем, я в конце концов добираюсь к расположенным на Ильинской горе белоснежными постройками Свято-Ильинского прихода. По пути испытываю ощущение дежавю - на этот раз многогранный Выборг предстаёт передо мной братом-близнецом Калининграда.



5. Глядя на великолепный Свято-Ильинский храм и окружающие его церковные сооружения, трудно поверить, что в девяностых годах отцу Игорю Аксёнову предстояло воссоздавать здание 1786 года постройки в прямо смысле на ровном месте. Повреждения, причинённые храму в годы Советско-финской войны, власти использовали в качестве повода для его уничтожения, и впоследствии на Ильинской горке были обустроены промзона и автостоянка.



6. Отец Игорь, с которыми мы общаемся в уютном настоятельском кабинете под мелодичный звон курантов, не только успешный храмостроитель. Помимо того, что отец Игорь возглавляет Отдел религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, он также регулярно выступает на телеканале "Союз" и пишет статьи, посвящённые историко-культурным связям Руси и Скандинавии. А ещё протоиерей Игорь Аксёнов занимается вопросами биоэтики, или, говоря простыми словами, просчитывает возможные морально-этические и духовные проблемы, связанные с развитием новых медицинских технологий, таких, как экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство. Рассказ отца Игоря Аксёнова о том, чем могут грозить человечеству эксперименты такого рода, также появится на страницах блога "Скандинавия".



7. - Святой Олаф является покровителем Выборга с древнейших времён. В результате похода 1293 года шведами был основан Выборгский замок, а уже в 1295 году на территории замка был организован шведский приход во имя святого Олафа, - начинает свой рассказ отец Игорь.

- Я думаю, что поспешность строительства часовни святого Олафа Норвежского в строящемся Выборгском замке связана как раз с тем, что карелы почитали святого Олафа и до этого, и шведы, тем самым, хотели заручиться поддержкой местного населения.

Земли эти принадлежали Новгородской пятине, рассказывает мне отец Игорь, и жившие в Выборге православные карелы традиционно почитали святого Олафа. Норвежский король вместе с малолетним сыном Магнусом бежал от своих врагов в Новгород, и его пребывание там не осталось незамеченным для тех, кто проживал в пятинах. А вообще-то святого Олафа почитали по всей Скандинавии, например, в финском городке Савонлинна его имя носит крепость Олаванлинна; доминантой Таллина является башня Олевисте.

- Судьбы Руси и Скандинавии шли рядом, и святой Олаф может быть точкой для нашего объединения через общую христианскую историю, - говорит отец Игорь, замечая, что, когда он рассказывает о связях между Олафом и Новгородской Русью норвежцам, для тех это становится настоящим откровением.

На видном месте в кабинете настоятеля располагается образ крестителя Норвегии, держащего в одной руке крест - символ мученичества, а в другой - Выборгский замок. В качестве подарка от отца Игоря Аксёнова я тоже получаю икону с изображением святого Олафа.



8. - Мы восстановливаем память о святом Олафе не только потому, что упоминаем о нём, проводим в Выборгском замке в день его памяти 29 июля конференции и празднования. Олафа Норвежского как святого неразделённой церкви мы поминаем на отпусте по благословению нашего правящего архиерея епископа Выборгского и Приозерского Игнатия (Пунина). Возле нашего храма на стене изображены святые северо-запада Европы, и почётное место занимает икона, изображающая отплытие святого Олафа в Норвегию на мучения из Новгорода, - говорит отец Игорь, добавляя: - Народ выборгский потихоньку привык к тому, что Выборг - это город святого Олафа.

- Скоро стемнеет! - предупреждает меня настоятель, и предлагает не мешкая отправиться в замок. Успею ли я вернуться в Свято-Ильинский храм - непонятно, потому, даже не заходя в церковное здание, я делаю несколько снимков обустроенной настоятелем с особым вкусом прилегающей территории. Каждая деталь, будь то зубчатая стена с иконами за алтарной частью храма, или же металлические украшения в виде птичек на козырьке церковного дома здесь к месту, каждая постройка эстетична и, вместе с тем, функциональна. Всем этим Свято-Ильинский храм очень напоминает мне Сретенскую духовную семинарию.



9. Больше всего, конечно, впечатляет выстроенный в начале двухтысячных годов церковный дом. В напоминающем боярские палаты изысканном здании нашлось место столярной мастерской, изостудии, иконописному классу, трапезной, архиву и библиотеке. Мастерские и студии располагаются в цоколе под треугольными стеклянными колпаками, а в мансарде обустроена гостиница.



10. Ильинская горка остаётся позади, и я со всех ног бегу в сторону замка, не теряя надежды успеть до закрытия музея.



11. Но даже нехватка времени не способна помешать мне остановиться на минутку на берегу Выборгского залива и запечатлеть башню святого Олафа, которая выглядит особенно живописно в обрамлении голых ветвей и совершенно петербургской решётки набережной.



12. Необычное уступчатое здание на противоположном берегу смотрится очень по-скандинавски. Постройки с похожей архитектурой я видел в Швеции и Норвегии, правда, чаще на горных склонах.



13. Впрочем, в Выборге скандинавского духа вы и без того найдёте с избытком, по крайней мере - в его исторической центральной части.



14. Сделав снимок кусочка Рыночной площади, спускаюсь по архаичной металлической лестнице на набережную. Самое время сравнить изображение Выборгского замка на подаренной отцом Игорем иконе "Отплытие святого Олафа из Новгорода в Норвегию на мученичество" с тем, как выглядит замок в действительности.



15. Замок неспроста выглядит весьма зловеще: основатель Выборга риксмаршал Швеции Торгильс Кнутссон выстроил его в качестве опорного пункта для шведской интервенции на земли православных карел. Кнутссон был верховным главнокомандующим крестового похода в Карелию, предпринятого уже после хорошо известной из школьного курса истории Невской битвы.



16. В Выборгском замке стоит побывать хотя бы потому, что это очень атмосферное, полное контрастов место, которое обязательно надо увидеть своими глазами. А вот сам музей "Выборский замок" (по крайней мере, экспозиция "Шведский Выборг", которую я посетил) меня совсем не впечатлил.



17.  Здесь, в замке, на продолжавшихся с утра до вечера празднованиях в день памяти святого Олафа, отец Игорь Аксёнов обычно служил молебен, но теперь, после того, как посыпалась кладка стены, проводить такие мероприятия стало небезопасно. Иконописное изображение святого норвежского короля встречает меня на лестнице Южного флигеля. Впоследствии в Интернете я найду информацию о том, что её написал председатель культурно-исторического общества "Олавгард" Владимир Жак.



18. Тайна пакетов с гербом Швеции раскрыта: оказывается, сегодня в замке в очередной раз проходит празднование шведского праздника День святой Люсии ,при поддержке генконсульства в Санкт-Петербурге. На шествие Люсии я уже опоздал, но, приложив некоторые усилия, нахожу хор и фотографируюсь с изображающей Люсию красавицей и её спутницами.

- А вы знаете, что святая Люсия (Лукия) - это также и православная святая? - интересуюсь я у молодого человека, судя по коричневому облачению, изображавшему во время шествия пряничного человека.

- Да, я что-то такое слышал...

Мой собеседник и прочие участники шествия Люсии - студенты-страноведы одного из петербургских вузов. На вопрос о том, не планируется ли в будущем (чтобы уж во всём походить на шведов) поставить во главе колонны мальчика-Люсию, я получаю отрицательный ответ и заверение в том, что ничего подобного ждать не стоит.



19. Поблагодарив ребят, с трудом пробираюсь в переполненный зал...



20. ...где как раз проходит мастер-класс по шведским народным танцам. Всё это очень интересно, но мне пора подниматься на замковую башню, вход на которую вот-вот будет закрыт.



21. Если вы окажетесь в Выборгском замке, не пугайтесь, завидев табличку, предупреждающую о том, что перед экскурсией на башню святого Олафа нужно взвесить свои силы. Лично для меня подъём на высоту 48 метров показался чем-то вроде лёгкой разминки - если сравнивать с Мариацким костёлом в польском Гданьске (высота около 80 метров) и собором святого Николая в немецком Грайфсвальде (площадка на высоте 60 метров).



22. Разглядывая Выборгский замок с набережной, я всё никак не мог определиться: стоит ли подниматься на башню. Оказавшись на смотровой площадке, я понял, что сомнения были напрасны: виды с башни святого Олафа открываются потрясающие.



23. Спустившись на землю, направляюсь в спрятавшуюся в арке сувенирную лавку - за магнитами и авторской керамической брошью-кошкой. А теперь пора возвращаться на вокзал, ведь мне неизвестно, когда именно в Санкт-Петербург уходит последняя "Ласточка". В Свято-Ильинский храм, увы, я уже не успеваю, так же как и к домам, где жила Вырубова, и библиотеке Алвара Аалто...



24. По пути на вокзал я пытаюсь захватить ещё немного Выборга. С постамента на замок взирает его строитель маршал Торгильс Кнутссон (лучше бы здесь стояла статуя святого Олафа Норвежского - большого друга новгородского князя Ярослава Мудрого, чем фигура воевавшего с Новгородским княжеством шведского рыцаря). За спиной бронзового Кнутссона виднеется удивительной красоты здание Старой ратуши, фасад которого, увы, обезображен следами пожара.



25. По пути на Рыночную площадь я вижу и другие, не менее примечательные постройки...



26. Жаль, что у меня совсем нет времени разглядывать интересные детали...



27. На этот раз я обхожу крытый городской рынок Выборга с другой стороны. Подсвеченная изнутри постройка начала XX века выглядит фантастически красиво, и я очень рад, что здание сохранилось и до сих пор используется по назначению.



28. Часовая башенка притягивает взгляд не меньше, чем конструктивистское панорамное остекление на самом верху здания.



29. Рынок уже закрыт; продавщицы на крылечке разговаривают о том, что сегодня совсем не было финских туристов.



30. О том, что на Рыночной площади когда-то возвышались укрепления, напоминает одинокая Круглая башня.



31. Мне нужно поторапливаться, но разве можно можно быстро пройти мимо зданий, один взгляд на которые моментально переносит тебя на сто, а то и двести лет назад?



32. Если внимательно присмотреться, на этих старых стенах можно отыскать множество удивительных деталей, например изображение той самой буквы "W" с городского герба, увенчанной, вдобавок, шведскими тремя коронами... Но всё это буду рассматривать в следующий раз, ведь большую часть города я сегодня так и не увидел.



До свидания, город святого Олафа! Я точно знаю, что рано или поздно обязательно вернусь в Выборг.




Россия, Выборг, Финляндия, Норвегия, святой Олаф Норвежский, христианство, история, Скандинавия, отец Игорь Аксёнов, православие, Швеция, Люсия

Previous post Next post
Up