Стокгольмский музей трамвая (и другого общественного транспорта)

Oct 22, 2013 11:45

Среди стокгольмских музеев в России более всего известны Музей корабля "Васа", музей сказок Астрид Линдгрен "Юнибакен" и этнографический парк "Скансен". Сегодня я хочу рассказать о не столь известном, но при этом ничуть не уступающем им по интересности Музее трамвая (Spårvägsmuseet). Музей является собственностью Транспортного управления шведской столицы (Trafikförvaltningen) и ландстинга (губернского совета) лена Стокгольм. Фактически он посвящен всем видам общественного транспорта Стокгольма. Фотоэстетов заранее прошу меня извинить поскольку все фотографии внутри музея сделаны на цифровую "мыльницу".



Музей открыт ежедневно (по будням - с 10 до 17, по праздникам - с 11 до 16). Входной билет стоит 40 крон (пенсионеры, студенты и дети до 17 лет платят 20 крон; дети до 7 лет проходят бесплатно). Два года назад, когда я сделал эти снимки, попасть в музей можно было бесплатно по предъявлению карточки-проездного стокгольмской транспортной сети Storstockholms Lokaltrafik (SL) . Сейчас на сайте музея об этом, к сожалению, ничего не говорится.



Фото: cazadoresdebiblioteca.blogspot.com

Вход в музей выполнен в стилистике стокгольмского метро: фирменные оттенки синего цвета, распашные стеклянные двери и большая надпись "вход". Украшающая эмблему музея конка впервые появилась в Стокгольме в 1877 году. Здание где расположен Музей трамвая называется Сёдерхаллен (Söderhallen) и здесь раньше располагались гаражи стокгольмского транспортного управления SL. Общая площадь музея составляет 6400 кв. метров. Его экспозиция музея разделена на три части: это культурно-историческое отделение, отделение истории техники и отдел, посвященный искусству в стокгольмском метро. Интересно, что в собственности музея также находятся все те старинные ретро-поезда и ретро-трамваи, которые вы можете увидеть на улицах Стокгольма и в его пригородах.




Основатель музея Хьёртцберг Фото: sparvagsmuseet.sl.se

Музей был создан в 1922 году по инициативе руководителя трамвайного управления шведской столицы капитана Эрнста Хьёртцберга (Ernst Hjortzberg), начавшего формирование коллекции экспонатов двумя годами ранее. Новый музей был расположен в одном из помещений трамвайного депо (Spårvägshallarna) на улице Биргер Ярлсгатан и был ведомственным. Доступ обычных граждан туда был музей был закрыт. Однако 20 лет спустя, вместе с переездом Музея трамвая в новое помещение на улице Тулегатан, музей был открыт для посещений. В 1964 году новым местом размещения Музея трамвая стала площадь Оденплан. Интересно, что вход в музей осуществлялся прямо с платформы одноименной станции метро. Свое современное местоположение музей занял в 1990 году.



Лошади издавна были основным транспортным средством европейцев...



"Промежуточным звеном" между лошадью и трамваем стала конка.



Вот этот трамвайчик - один из первых! Муниципальное акционерное общество Stockholms Spårvägar (SS) было создано в 1916 году.



Вот так раньше выглядела столица Швеции...



Один из первых автобусов. Широкое распространение это вид транспорта в Стокгольме получил после 1919 года.



Этот автобус с обаятельным "водителем" едет на Санкт Эриксплан. До 1928 года стокгольмские автобусы были раскрашены по-разному, однако после того как SS импортировало автобусы из Великобритании, красный стал официальным цветом автобусов шведской столицы. Официальным цветом трамваев впоследствии стал синий, а вагонов метро - зелёный (ныне - синий).



О правом руле мы поговорим отдельно.



Машина техпомощи. Кто из читателей правильно определит ее марку?



Подошла очередь поговорить о троллейбусе - этот вид транспорта в современном Стокгольме, увы отсутствует. А ведь когда-то жители шведской столицы с удовольствием пользовались троллейбусным сообщением. Производство шведских троллейбусов началось в феврале 1940 года; год спустя на линию впервые вышли 20 машин модели F1.  Шасси троллейбуса было произведено Scania-Vabis (с 1911 по 1969 годы именно так называлась нынешняя Scania), кузов - Hägglunds, а электрооборудование - ASEA.



Вот и он - F1. Производство этой модели продолжалось до 1961 года.



Стильная девушка-кондуктор и одинокий пассажир. С 1942 года в каждом троллейбусе обязательно должен был быть кондуктор. В 50-е гг. троллейбусная сеть Стокгольма была крупнейшей среди аналогичных сетей стран Северной Европы. В 1964 году стокгольмский троллейбус канул в лету - слишком дорогой стала электроэнергия, тогда как дизельное топливо, напротив, заманчиво упало в цене.



Фото: wikimedia.org

Восстановленный стокгольмский троллейбус Scania-Vabis модели F3 в Ландскруне (в современной Швеции троллейбусная сеть существует только в этом городе). Троллейбусы этого типа можно было увидеть на улицах Стокгольма в 50-е годы.



Макет троллейбуса модели F3 (слева) и автобуса Scania Vabis B51 1947 года (справа).



Рекламный плакат, украшающий корму этого троллейбуса модели F3, призывает горожан проголосовать на референдуме 16 октября 1955 года против отмены левостороннего движения. Сторонники перехода на правостороннее движение делали упор на безопасности и увеличении числа заграничных гостей-автомобилистов. Противники реформы утверждали, что безопасности больше угрожает правостороннее движение, кроме того переход на новую систему обойдётся налогоплательщикам очень дорого.



Ты должен будешь оплачивать переход на правостороннее движение! Скажи нет 16 октября. Фото: ljungbergsblogg.blogspot.se

Результаты референдума не оставляли шансов апологетам новой формы организации дорожного движения. Мало того, что на него пришло только 53% лиц имеющих право голоса, так они еще и проголосовали против. 82,9% проголосовавших сказали "нет" реформе. За правостороннее движение проголосовало 15,5% участников референдума. Однако власти Швеции были на стороне последних - и в 1967 году королевство перешло на левый руль.



На этом автобусе, бегавшем по улицам Стокгольма до 1967 года, размещена незатейливая реклама: "Швеция должна защитить собственное производство продуктов питания". Хорошо видно, что троллейбусы Scania-Vabis являлись "электрофицированными" версиями автобусов того же производителя.



Вход в автобус Н-8 1938 года.





Сейчас подобным дизайном могут похвастаться только яхты, а также автомобили наподобие "Роллс-Ройса" и "Ягуара", а когда-то каждый городской автобус был выполнен в таком стиле. Слева на поручне размещена урна для использованных билетов.



Правый руль и характерная табличка "во время движения разговаривать с водителем запрещено".



Попавший в кадр жёлтый Opel Blitz 1939 года  - пожарный автомобиль Stockholms Spårvägar, принадлежваший гаражу Хорнсберг. (Акционерное общество SS со временем стало отвечать также и за автобусные перевозки). Синий автобус -  туристический Scania Vabis, приобретённый оператором Mälaröarnas Omnibuss AB в 1953 году. В первой половине дня такие автобусы использовались в городе, а после обеда они возили пассажиров в туристические поездки. Тот автобус, который стоит в музее, раньше курсировал по маршурту Адельсё - Фридхемсплан. В 1970 году он был приобретен частным лицом, которое впоследствии использовало его как киоск по продаже прессы.



Здесь руль уже левый.



Местные автобусы-"аэроэкспрессы" (Flygbussar) имеют давнюю историю.



Пригородные автобусы 80-х годов. С 1967 года и по сей день государственный транспортный оператор Стокгольма носит название Storstockholms Lokaltrafik (SL) - двусмысленная аббревиатура SS осталась в прошлом.



Фото: flickr.com

А вот так выглядят современные стокгольмские автобусы. В экспозиции музея они, к сожалению, не представлены.



Но вернёмся к тому виду транспорта, в честь которого назван музей - трамваю. Справа представлен макет трамвая А-24, который можно было увидеть в Стокгольме в 40-е годы.



Макет трамвая A25.



Значительная часть экспонатов (как, например, этот трамвай) открыта для посещения гостей музея. Надпись на табличке предлагает пассажирам проходить по вагону вперед.



Аристократический интерьер этого трамвая мне нравится больше.



Снимок сделан там же. Этот прицепной вагон 1940 года модели B29.



Интерьер трамвая  A29 1954 года.



Эвакуатор Scania Vabis L71 1955 года, получивший прозвище "бык". А ведь и вправду похож.


F

Этот Volvo предназначался для управления движением на дорогах.



Так в 50-е гг. выглядел стокгольмский метрополитен. Правда похоже на московское метро? Слева виднеется вывеска существующей и сегодня в Стокгольме сети Pressbyrån - киосков, где помимо газет можно также приобрести к примеру сим-карты мобильной связи и перекусить.



Будка дежурного ранее стояла на открытой в 1950 году станции метро Талькруген. Выполенная в стилистике функционализма конструкция была разработана архитектором Сигурдом Леверенцем (Sigurd Lewerentz).



Реклама напитка "Аптекарская вода" с котом была широко распространена в метро Стокгольма 50-х гг.



Фото: gervide.se



Любой желающий может зайти в кабину этого поезда метро модели C 6...



...и понажимать на манящие кнопочки! Этот тип вагонов производился Hägglund и ASEA c 1970 по 1974 годы.





Вот такие приключения пришлось пережить голубому вагону пригородного электропоезда X1, прежде чем он оказался "на покое" в музейном зале...



Посетители музея также могут заглянуть в кабину машиниста этого поезда...



...и посидеть в вагоне вместе с жителями Стокгольма образца 80-х годов.



Поезда этого типа эксплуатировались в Швеции с 1968 по 2011 годы.



Этот макет поезда метро демонстрирует нам то что когда-то вагоны стокгольмского метрополитена внешне почти не отличались от поездов московского метро. Этот тип поездов (С8) использовался в 70-е годы. С8 - первое поколение так называемых "синих поездов" стокгольмского метро. Цвет получил название "Bernadotteblått" в честь своего автора  - принца Сигварда Бернадота (Sigvard Bernadotte). Сын короля Густава VI Адольфа Сигвард Бернадот долгое время оставался ключевой фигурой шведского дизайна XX века.



Часть экспозиции посвящена дизайну станций стокгольмского метро (для тех кто не знает, сообщаю: большая часть 100 станций "туннельбаны" (шведы называют метро именно так) украшены художественными объектами.



Это только на первый взгляд кажется что разработать пиктограмму для практического использования легко! В действительности она должна быть выверена до миллиметра.



Это  - тоже музей... В отделении Музея трамвая, посвященном искусству в метро можно увидеть и такую имитацию подземных переходов на станциях "туннельбаны".



Фото: sparvagsmuseet.sl.se

В музейном магазинчике можно купить разные сувениры с транспорной тематикой. Буквой "Т" в Стокгольме обозначают метро (вспоминаем новое слово "туннельбана").



На таком "поезде" пришедшие в музей дети и их родители могут совершить "поездку" по музею. Эти вагончики изображают вагоны метро, выкрашенные в фирменный зелёный цвет.



Фото: sparvagsmuseet.sl.se

Вот так выглядит поездка на "мини-метро". Чтобы прокатиться нужно купить билет - всё как в настоящей жизни. Детей также привлечет расположенный в здании Музея трамвая Музей игрушки (Leksaksmuseet). (Меня лично он не впечатлил).



Фото: sparvagsmuseet.sl.se

И ещё: с недавнего времени гости музея могут "прокатиться" на симуляторе трамвая, а также посетить выставку, посвященную новой городской железнодорожной сети "Ситибанан".

На этом рассказ о стокгольмском Музее трамвая закончен. Я специально не стал выкладывать все фотографии, сделанные в музее - ведь вам, уважаемые читатели, обязательно нужно его посетить и увидеть все экспонаты своими глазами!

Читайте также: Мрачный осенний Стокгольм.



транспорт, позитив, Стокгольм, музей, метро, история, трамвай

Previous post Next post
Up