На сайте Российского совета по международным делам сегодня опубликована написанная мной некоторое время назад статья, посвящённая делающей большие успехи националистической партии "Шведские демократы".
Автор: Аркадий Рябиченко, к.и.н., Заместитель директора Центра социально-гуманитарной информатики БФУ им. И.Канта
2015 год для Швеции начался под знаком радикализма. На прошлой неделе в Копенгагене стреляли в скандально известного шведского карикатуриста Ларса Вилкса. За покушением, унесшим жизни двоих человек, скорее всего, стоят радикальные исламисты. Чуть раньше неизвестные, возможно, правые радикалы, попытались поджечь мечети в разных городах Швеции, жертв, к счастью, удалось избежать. В столь пугающем контексте антииммигрантская националистическая партия Шведские демократы, члены которой в своё время объявляли конкурс карикатур в поддержку Вилкса, привлекает к себе все больше внимания.
Лидер партии Йимми Окессон направляется на открытие риксдага. 2010 год. Фото: Paparkaka.com
«Дружественная к Швеции партия», как называют себя Шведские демократы - это, пожалуй, наиболее успешный политический проект в новейшей истории Швеции. Созданная группой политических маргиналов в 1988 году партия к октябрю 2014 года оказалась достаточно респектабельна, чтобы получить в своё распоряжение один из ключевых постов в риксдаге, а также два места в Европейском парламенте. Воспользовавшись оказавшимся в их распоряжении правом решающего голоса, Шведские демократы инициировали правительственный кризис, из-за которого впервые за последние 56 лет страна оказалась перед лицом внеочередных выборов. Стоит отметить, что по итогам выборов 2014 года шведская партийно-политическая система сохранила конфигурацию с двумя доминирующими партиями (Социал-демократическая рабочая партия Швеции и Умеренная коалиционная партия) и внеблоковой партией, роль которой с 2010 года играют Шведские демократы.
Долгий путь в риксдаг
Свою историю Шведские демократы начинали в качестве созданной выходцами из праворадикальных кругов группы активного действия. Партия регулярно проводила манифестации, чаще всего заканчивающиеся потасовками «бритоголовых» сторонников партии с ультралевыми контрдемонстрантами. Идеология ранних Шведских демократов отличалась радикализмом: например, они требовали депортации иммигрантов и выступали за введение смертной казни (1).
Всё изменилось в 1995 году, когда новый лидер Шведских демократов Микаель Янссон начал масштабную реформу, направленную на искоренение радикальных взглядов внутри партии (2). Знаковым событием стал внеочередной партийный съёзд 1999 года, на котором идеология Шведских демократов была значительно смягчена (3). Реформа, включающая в себя чистку рядов от радикалов, позволила Шведским демократом привлечь к себе новых сторонников: к примеру, в 2003-2004 годах к партии присоединились многочисленные евроскептики (4).
Первый «Марш Энегльбректа» партия провела в 1991 году в центре Стокгольма. Фото: SD Arkivet
Новый этап партийной истории начался в 2005 году с приходом на пост председателя Шведских демократов молодого образованного политика Йимми Окессона. Год спустя в распоряжении партии оказались депутатские кресла в муниципальных советах многих городов, что привлекло к националистам внимание СМИ. А ещё через четыре года, после того как одетые в национальные костюмы Шведские демократы появились на открытие риксдага в качестве новой парламентской партии, о них узнали далеко за пределами Швеции.
Четвёртый этап истории Шведских демократов, начавшийся с триумфа на выборах в риксдаг, ознаменовался ещё большей либерализацией партийной идеологии. В ноябре 2011 года в программном документе партии был использован новый термин - «открытая шведскость», подразумевающая, что шведом может стать выходец из любой страны мира, принявший шведские культурные нормы (5). Там же Шведские демократы объявили себя «социал-консервативной партией с националистическим мировоззрением» (6).
Йимми Окессон ликует, узнав о победе своей партии на выборах 2010 года. Фото: Sveriges Radio
Год спустя в партии был введён принцип «нулевой» терпимости к расистам, экстремистам и лицам, не уважающим закон, и приняты особые правила вежливого ведения дискуссий в социальных медиа. Начатая тогда же очередная чистка рядов была вызвана рядом причин, в том числе скандальным нападением троих высокопоставленных партийцев на комика курдского происхождения в центре Стокгольма (7).
Выборы состоялись, да здравствуют новые выборы!
Выборы 15 сентября 2014 года, по итогам которых Шведские демократы стали третьей по величине партией риксдага, принесли националистам право решающего голоса в парламенте и возможность шантажировать главу левоцентристского правительства меньшинства Стефана Лёвена.
3 декабря 2014 года, после того как глава кабинета отказал националистам в праве формировать иммиграционную политику, Шведские демократы вопреки сложившейся традиции проголосовали в риксдаге за оппозиционный проект бюджета. Этот шаг вызвал рост числа сторонников партии. Правительству не оставалось ничего иного как назначить на 22 марта 2015 года внеочередные выборы, которые националисты тут же назвали референдумом по вопросам иммиграционного регулирования.
Мартовские выборы стали сенсацией, но ещё большей сенсацией оказалась озвученная правительством 27 декабря 2014 года новость о том, что внеочередных выборов не будет. После долгих и трудных переговоров с оппозиционным правоцентристским блоком, правительство согласилось с проектом бюджета оппозиции и договорилось с правоцентристами о надблоковом сотрудничестве во имя борьбы со Шведскими демократами.
Роковое интервью секретаря партии
Не успели отшуметь дискуссии вокруг внеочередных выборов, как Шведские демократы оказались в эпицентре скандала: секретарь партии и вице-тальман риксдага Бьёрн Сёдер 14 декабря 2014 года в интервью изданию «Дагенс Нюхетер» позволил себе провокационные высказывания. Призвав различать гражданство и национальную принадлежность, Б. Сёдер отметил, что пока такие этнические группы как, например, евреи и саамы, не ассимилируются, их нельзя назвать шведами.
После этого на Бьёрна Сёдера обрушился вал критики, в том числе со стороны Шведских демократов - этнических саамов и торнедальских финнов, оскорблённых тем, что секретарь партии лишил их права называться шведами. В итоге Б. Сёдер был вынужден покинуть пост партийного секретаря. Этот эпизод в очередной раз подтвердил, что говорить о полном разрыве Шведских демократов с радикализмом пока преждевременно.
Шведские демократы как источник вдохновения
Помимо скандала вокруг Бьёрна Сёдера конец 2014 - начало 2015 года принесли партии и позитивные новости. Долгие годы предложения Шведских демократов ужесточить иммиграционную политику воспринимались всеми без исключения партиями парламента в штыки, однако, судя по всему, время табу на дискуссию по ограничительной политике в сфере иммиграции осталось в прошлом. Вдохновляясь успехом партии националистов, правоцентристы решились на изменения и впервые заговорили о необходимости пересмотра шведской иммиграционной политики.
После того, как на сентябрьских выборах каждый третий избиратель Умеренной коалиционной партии (УКП) отдал свой голос Шведским демократам, возглавляемое УКП оппозиционное правоцентристское объединение Альянс всерьёз задумалось о возможных реформах в сфере иммиграции. Как показал опрос, проведённый с 20 ноября по 8 декабря 2014 года шведским телевидением SVT, большинство муниципальных политиков от УКП одобряют предложение усложнить процедуру получения вида на жительство в Швеции. Примерно 50% «умеренных» депутатов муниципальных советов выступает за уменьшение объёмов приёма беженцев.
Лидер Христианских демократов Йёран Хэгглунд пошёл ещё дальше и представил 18 декабря 2014 года проект по сокращению расходов на приём беженцев. По замыслу Христианских демократов, в течение первых пяти лет после прибытия в Швецию беженцы вправе рассчитывать на налоговую льготу, финансировать которую государство станет за счёт сокращения денежных выплат новоприбывшим беженцам. В течение первых трёх лет жизни в стране иммигранты смогут рассчитывать только на временный вид на жительство, а не на постоянный как сейчас.
Затем к инициированной Шведскими демократами дискуссии присоединилась Народная партия - Либералы, ранее уже выступавшая с мягкой критикой шведской иммиграционной политики. Либералы не только разделяют идею Христианских демократов об усложнении условий получения постоянного вида на жительство в Швеции, но также вновь обращаются к своей старой задумке сделать обязательным языковой тест для желающих получить шведское гражданство. Другой участник правоцентристского Альянса - Партия центра, в свою очередь, предлагает активнее привлекать лиц, ищущих убежище в Швеции к поиску работы.
Для Шведских демократов, как признался и.о. председателя партии Маттиас Карлссон, большая часть предложений Христианских демократов - достаточное основание для сотрудничества в сфере иммиграционного регулирования. (Вполне, возможно, что на наших глазах закладывается фундамент нового политического союза.
Недружественность к Владимиру Путину
Критики Шведских демократов неоднократно заявляли, что партия якобы поддерживает Россию, в частности, голосуя в Европейском парламенте в интересах российской политики. В ответ на эти обвинения в январе 2015 года Маттиас Карлссон признал, что зачастую партия просто поддерживает при голосовании своих союзников - французский Национальный фронт и Партию независимости Соединённого Королевства. Однако это не помешало Шведским демократам проголосовать за продолжение научного и технического сотрудничества ЕС с Украиной и присоединиться к осуждению российской политики по отношению к некоторым НКО.
Агитация Шведских демократов, критикующая оборонную политику «зелёных», неспособную, по мнению партии, противостоять русской военной угрозе. Фото: Sverigedemokraterna
Когда дело касается риксдага, националистов меньше всего можно заподозрить в лоббировании российских интересов. Например, 22 января 2015 года в ходе парламентских дебатов, посвящённых вопросам безопасности, Шведские демократы вслед за другими партиями риксдага, заявили, что Россия представляет опасность для Швеции.
Чтобы снять с себя все обвинения в «русофильстве», Шведские демократы опубликовали 11 февраля 2015 г. на своём интернет-сайте статью «Шведские демократы - не дружественная Путину партией» за подписью Бьёрна Сёдера в качестве спикера по вопросам политики безопасности, Микаеля Янссона (спикер по вопросам оборонной политики) и Йеффа Аля (член комиссии по обороне рискдага). Сёдер, Янссон и Аль, не стесняясь в выражениях, заявляют о том, что «носители власти в Кремле во главе с Путиным руководствуются паранойей и империализмом».
Между тем, у людей, мало-мальски знакомых с идеологией партии, вряд ли может возникнуть предположение о том, что Шведские демократы принадлежат к кругу сторонников России. С первых дней своего существования партия постоянно критикует Россию, представляя её агрессором, намеренным напасть на Швецию. Так, ещё в 1988 году на страницах партийного издания подвергался нещадной критике СССР, «оккупировавший страны Прибалтики и часть Восточной Европы» (8).
В наше время тональность заявлений партии националистов о России ничуть не изменилась. Шведские демократы постоянно критикуют недостаточную, по их мнению, обороноспособность Швеции, которая, как они не устают повторять, якобы делает королевство беззащитной мишенью для российского оружия. К примеру, в 2011 году Микаель Янссон в качестве члена шведской Комиссии по вопросам обороны на страницах своего блога обвинял Россию в милитаризации региона Балтийского моря.
Какое будущее ожидает Шведских демократов?
За двадцать семь лет партийной истории Шведские демократы добились впечатляющих успехов, главным из которых стало вхождение в число парламентских партий. Главным достижением претендующей на роль «третьей силы» партии стало инициирование дискуссии на тему ужесточения иммиграционной политики. Став новой, восьмой по счету партией риксдага, Шведские демократы качественно и количественно изменили шведскую партийно-политическую систему и нарушили сложившийся в парламенте баланс сил. Но какое будущее ожидает Шведских демократов?
Декабрьские события показали: несмотря на растущую поддержку Шведских демократов среди избирателей, правительство социал-демократов и «зелёных» не при каких условиях не собирается сотрудничать с националистами. Вероятным союзником для националистов может стать правоцентристский Альянс. Со стороны правоцентристов при этом пока что не было замечено никаких сигналов, свидетельствующих о намерении сотрудничать со Шведскими демократами.
Однако, даже потеряв в результате соглашения двух блоков свой шанс на проведение досрочных выборов, националисты, по меньшей мере, остаются при своём. Ведь Шведские демократы, как и прежде - третья по величине партия парламента, руководство которой может и дальше успешно эксплуатировать образ гонимых истеблишментом борцов за правду.
С полной уверенностью можно сказать одно: благодаря непредсказуемым Шведским демократам следующие выборы в риксдаг, намеченные на 2018 год, точно так же, как в 2010 и 2014 году, будут полны интриг.
[Источники]1) För Sveriges bästa: Sverigedemokraternas program. Stockholm: Sverigedemokraterna, 1989. S.3-6
2) 20 röster om 20 år: Sverigedemokraterna 1988-2008. Helsingborg: Blåsippan, 2008. S.1-5; Andersson H. Från Bevara Sverige svenskt, BSS 1979 till Sverigedemokraterna 2006. Stockholm: Fakta / Argument, 2007. S.25-39
3) Sverigedemokraterna: ett nationellt mittenparti med ekologisk grundsyn. Stockholm: Sverigedemokraterna, 1996. S.9
4) Еkesson J. ”Främst var det EU-frеgan som drog mig i politiken” // 20 röster om 20 еr: Sverigedemokraterna 1988-2008. Helsingborg: Blåsippan, 2008. S. 8-10
5) Dagens Nyheter. 2011. 28 november; Dagens Nyheter. 2011. 25 november