#Храброво: Валерий Цветков, летописец аэропорта

Feb 25, 2015 16:34

Когда-то, в конце девяностых годов я поднялся на борт самолёта Ту-134А авиакомпании "Калининградавиа", для того, чтобы в первый раз в своей жизни отправиться в воздушное путешествие. Я уже не помню, куда летел тот самолёт, в Москву или Санкт-Петербург, но одно знаю точно: вряд ли я или кто-то ещё из пассажиров того рейса мог предположить что уже через несколько лет тесный маленький зальчик со старыми эмблемами "Аэрофлота", в котором мы ожидали выхода на посадку, советские самолёты и "советская" столовая с видом на перрон станут историей.

Прошли годы, я регулярно летаю из "Храброво", и потому точно знаю: наш аэропорт - не самый худший в стране. Более того: он меняется в лучшую сторону, пускай и не так быстро как это бы хотелось. Прямо сейчас здесь ведётся активное строительство, и, будем надеяться, глазам гостей Калининградской области скоро предстанет современный аэропорт.

В прошлую пятницу по приглашению руководства "Храброво" в компании фотографов и блогеров я впервые побывал в аэропорту не в качестве пассажира или встречающего. Программа блог-тура была крайне насыщена, спасибо за это PR-менеджеру аэропорта Юлии Мелентьевой. Были и самолёты, и вертолёты; мы своими глазами увидели перемещение багажа со стойки регистрации. Однако первый пост из серии #Храброво я хочу посвятить летописцу аэропорта Валерию Цветкову, знакомство с которым стало одним из наиболее ярких впечатлений блог-тура.



Как совершенно верно заметил Валерий Аркадьевич, сейчас, когда на территории аэропорта активно ведутся строительные работы, и старое уступает место новому, самое время обратиться к насыщенной событиями истории калининградской воздушной гавани.


Скрытые от глаз пассажиров стороны жизни аэропорта привлекали моё внимание с детства, с тех самых пор как я впервые прочитал замечательную книгу "Гавани воздушного океана", посвящённые ленинградскому аэропорту "Пулково". Всякий раз когда мне приходится путешествовать из Калининграда самолётом во время взлёта я с интересом разглядываю многочисленные постройки аэропорта "Храброво", ломая голову над предназначением того или иного объекта. Отныне я знаю, что четырёхэтажное здание, расположенное слева от аэровокзала, это ничто иное как штаб аэропорта.



В одном из многочисленных кабинетов типового советского здания нас ждал храбровский "Нестор" - Валерий Цветков, инженер-электроник по профессии, и историк по призванию.

- Я - просто работник предприятия и в то же время в душе я краевед. Когда-то, когда я начинал работать на старом аэродроме, меня начала увлекать довоенная история, затем и серьёзно ей заинтересовался, - говорит участникам блог-тура Валерий Аркадьевич.

На столе перед Цветковым лежит большой фотоальбом. Это его коллекция исторических снимков. Само собой, фанаты авиации из числа участников блог-тура не могут не заснять часть фотографий.



Кстати, об участниках блог-тура: помимо калининградских блогеров (ваш покорный слуга, Андрей Румянцев blacktroll и Алексей Певнев ren_ar) в гости к калининградским авиаторам приехали жители обеих столиц: знакомая мне по блог-туру в Нарьян-Мар девушка-споттер Юлия Лорис relax_action, PR-менеджер компании "Aviasales.ru" Янис Дзенис и некто Илья Шатилин.

Как видите нас было немного, но все равно в кабинете Валерия Цветкова, было тесновато, что, впрочем, не мешало разглядыванию украшающих его артефактов, таких как эти старинные (возможно - немецкие?) часы.



Для всех участников блог-тура Валерий Аркадьевич приготовил подарки: памятный значок, посвящённый пятидесятилетию калининградского авиапредприятия и собственноручно написанную книгу "Полёт из Кёнигсберга в Калининград". Я сам - историк по образованию, и читал много разной краеведческой литературы, и потому с полной ответственностью заявляю: книга Цветкова заслуживает отличной оценки.



Я попросил Валерия Цветкова подписать книжку, а чуть позже калининградские блогеры сделали общий снимок с историком аэропорта "Храброво".



Групповому снимку предшествовала замечательная экскурсия по историческим местам аэропорта.



В микроавтобусе Валерий Цветков не скрывал своей гордости за родной аэропорт, являющийся одним из старейших аэропортов Европы. Военный аэродром для нужд Люфтваффе начали строить в тридцатые годы XX века, однако аэродром "Девау" (Devau), преемником которого является "Храброво" ведёт свою историю с 1919 года. В 1922 году именно на "Девау" была открыта соместная советско-германская авиалиния "Кёнигсберг-Москва" - самая протяжённая на тот момент авиалиния Европы.

- Наш город стоит у истоков становления гражданской авиации в России, - гордо говорит Цветков, замечая: сейчас до Москвы из Калининграда можно добраться за полтора часа, а тогда полёт до Москвы занимал девять часов лётного времени. Первые полёты обществом "Дерулюфт" (DERULUFT) совершались на монопланах Fokker F.III (на фото).



Fokker FIII скоро сменили Dornier Merkur, затем авиапарк "Дерулюфта" пополнили самолёты Rorhbarh Roland II, Junkers F13 и Ju52, советские АНТ-9

- «Дерулюфт», вообще-то - это детище политики, говорит краевед, добавляя: - Но, тем не менее, это было одно из первых в мире устойчивых авиационных обществ, лучшее по надёжности и регулярности полётов. "Дерулюфт" действовал пятнадцать лет и был самым успешным советско-германским проектом.  В книге Цветкова, к слову, приводится интересный факт: своему полёту "Дерулюфтом" в Кёнигсберг поэт Владимир Маяковский посвятил стихотворение "Москва-Кёнигсберг".

Валерий Аркадьевич показывает интересную фотографию: в 1993 году в Калининград прилетал Junkers Ju52



Что касается аэропорта "Храброво", то при немцах аэродром назывался "Повунден" (Powunden).  Отсюда в 1941 году вылетали германские военные самолёты для того, чтобы бомбить Киев и другие советские города. О тех временах в современном "Храброво" напоминают старое стрельбище для лётчиков Люфтваффе и бетонное покрытие, ведущие к площадке, на котором стоит старый Ту-134А.  На этом месте когда-то стоял большой ангар, соединённый рулёжной дорожкой с тиром.



Валерий Аркадьевич ведёт нас по бетонной дорожке к прямоугольной площадке. Когда-то здесь стоял ангар для одного самолёта. Помимо бомбардировщиков на "Повундене" базировались самолёты-разведчики.

- Вот - рельсы, по которым ходили ворота, - показывает краевед на торчащий из земли кусок металла. - А вот фундамент, точнее то, что от него сохранилось.



В конце войны здесь базировались самолёты легендарного французского авиаполка"Нормандия-Неман", а затем до 1962 года он оказался в единоличном распоряжении военных. "Девау", напротив, и после 1945 года продолжал выполнять функции воздушных ворот Кёнигсберга, а затем и Калининграда.

-В этом году у нас двойной праздник  - не только семидесятилетие Победы, но и семидесятилетие нашего аэропорта, - говорит Цветков.

Аэродром серьёзно пострадал в ходе боевых действий, к примеру от одного из здания остался только фрагмент, который впоследствии был превращён в ворота, ведущие на аэродром (смотрите снимок снизу слева).



В конце сороковых - начале пятидесятых годов в Калининградском аэропорту несли службу от тридцати до пятидесяти человек.  В течение первых пяти лет аэропорт использовался преимущественно для нужд советской военной администрации в Германии. Полёты начинались на военно-транспортных самолётах "Ли-2", один из которых сейчас находится на территории аэропорта "Храброво".

Замечу, что когда мы проводили блог-тур в Балтийский федеральный университет им. И.Канта, и блогеры фотографировали располагавшийся тогда в "Храброво" авиатренажёр, этот "ветеран" не мог не привлечь моего внимания.  И вот теперь, полтора года спустя, у меня наконец появилась возможность вблизи посмотреть на старый "Ли-2", за что я благодарен пресс-службе "Храброво".



- Ли-2 - это лицензионная копия американского Douglas DC-3, - объясняет блогерам и фотографам Валерий Цветков.



- Именно этот самолёт в войну не летал, он построен, если не ошибаюсь, в 1953 году, - добавляет краевед.

Эксплуатация Ли-2 в военном гарнизоне "Храброво" продолжалось до 1978 года после чего один из "старичков" получил последнее пристанище на постаменте в центре посёлка Храброво. Дальнейшая судьба самолёта сложилась печально: после того как некоторые соединения авиации Балтфлота перебазировались на другие аэродромы, Ли-2 остался  без пригляда, чем не замедлили воспользоваться любители металла.  Тогдашний генеральный директор калининградского аэропорта принял решение перевезти самолёт на территорию "Храброво" с целью восстановления.



Сейчас Ли-2 вроде бы заинтересовалась авиакомпания "S7 Airlines". Так или иначе, пока что самолёт представляет собой печальное зрелище.



Судя по многочисленной "наскальной живописи" внутри фюзеляжа, Ли-2 был одним из популярных мест встречи молодёжи посёлка Храброво.



Крылья самолёта, видимо, были отсоединены для удобства транспортировки, они хранятся отдельно.



Между тем настала пора вернуться к истории Калининградского аэропорта.

- После прекращения международных авиаперевозок в конце сороковых годов, аэропорт превратился в маленькую тихую авиагавань где базировалось лишь звено самолётов По-2, - говорит Валерий Цветков. Постепенно появилась новая техника - самолёты Як-12, Ил-14. Ан-2, возобновились пассажирские авиаперевозки. В 60-е годы калининградское авиапредприятие начало работу на морских судах.

- Калининградские вертолёты работали на китобойной базе "Юрий Долгорукий", плавбазе "Пионерск". Это была очень романтичная и в то же время тревожная работа, - рассказывает краевед.



В 1962 году, с началом реактивной эры, калининградским лётчикам потребовался аэродром с бетонной взлётно-посадочной полосой. Так начал свою работу пассажирский аэропорт "Храброво". Кстати, аэровокзал, который, правда, уже в сильно перестроенном виде, используется в настоящее время, был построен в 1979 году, а до этого пассажиры проходили регистрацию на рейс и ждали вылета в старом здании, до середины двухтысячных годов использовавшемся в качестве международного сектора аэропорта "Храброво".

Фотография, которую я предлагаю вам сравнить со снимком, сделанным в блог-туре, демонстрирует тот факт, что по своей планировке центральная часть аэровокзала осталась неизменной. Кстати, насколько я помню, регистрация на рейс осуществлялась здесь вплоть до двухтысячных годов.



Первым самолётом, совершавшим регулярные пассажирские рейсы из Храброво был Ан-10. По словам Валерия Аркадьевича, в 1972 году этот самолёт из-за конструктивных ошибок был снят к эксплуатации, а в качестве замены советские авиаторы стали использовать легендарный Ту-134, который вообще-то изначально планировался как лайнер для международных рейсов. Так или иначе, "сто тридцать четвёртый" стал самым массовым советским самолётом, и с 1975 по 2005 годы он активно эксплуатировался калининградским авиапредприятием.

Мы подходим к застывшему на площадке Ту-134А-3, используемому ныне в качестве аварийно-спасательного тренажера. - Ту-134 - самолёт замечательный! - говорит наш гид. Валерий Цветков говорит об этом с полным знанием дела, ведь ему в своё время доводилось летать на таком в составе экипажа бортинженером.

- Этот самолёт - уникальный. Он мог свершать посадку и взлёт при бовоковом ветре до 25 метров в секунду. Это, насколько я знаю, ни один самолёт делать не может. А за счёт чего? Видите как у него шасси разведены широко. Очень надёжная машина, - улыбается Цветков.



- Мне приходилось в испанской Жироне чуть ли не на одном двигателе садиться. Самолёт до сих пор находится в строю кое-где. Иногда и к нам прилетает. Конечно, он своё отжил из-за топливной неэффективности двигателей, - говорит Валерий Цветков.

Новый этап в истории "Храброво" начался в 1992 году с возобновлением международных полётов. Одно время Калининградскую область связывало прямое авиасообщение со Скандинавией.



В девяностые годы Калининградскому авиапредприятию пришлось нелегко. Акционирование, кризис, распад на четыре самостоятельных субъекта. В середине двухтысячных годов дело сдвинулось с мёртвой точки, однако не прошло и пяти лет, как компания оказалась банкротом. С 2009 года главным оператором, управляющим аэропортом является ЗАО "Аэропорт "Храброво", медленно, но верно превращающая "Храброво" в по-настоящему достойный аэропорт, куда не стыдно пригласить многочисленных болельщиков запланированного на 2018 года в Калининграде Чемпионата мира по футболу. И напоследок немного статистики: в 2014 году пассажиропоток увеличился на 11%, было обслужено 1,46 миллионов человек.



Сердечно благодарю Валерия Цветкова за экскурсию. В следующих постах из серии #Храброво мы с вам примем участие в настоящем авиаспоттинге, заглянем в багажный терминал и узнаем что делают в аэропорту "Храброво" вертолёты авиакомпании UtAir.




Читайте также:
- 72-ая авиационная база Балтфлота, военный аэродром "Черняховск". Экстремальный фотоспоттинг
- 72-ая авиационная база Балтфлота, военный аэродром "Черняховск". Наземное обслуживание
- 72-ая авиационная база Балтфлота, военный аэродром "Черняховск". Гвардии майор Алексашин из ПДС

это интересно, Дерулюфт, s7 airlines, самолёты, Ли-2, #споттингкалининград, Калининград, споттинг, авиация, Храброво, история, Кёнигсберг, #Храброво, Валерий Цветков, аэропорт, Девау

Previous post Next post
Up