Посвящается моему деду - пластуну 16 Кубанского пластунского батальона Ивану Мартыненко
И отцу -Матвею Шишову ,казаку 4 гвардейского кубанского кавалерийского корпуса.
Михаил Шишов
Знамя 16 Кубанского пластунского батальона
История... История твоей Родины, твоего города, твоей семьи... Сейчас, в эпоху повального вранья и охаивания твоей страны, это становится все более и более актуальным. Так и история моего родного города - Тимашевска. Откуда это название и каковы его корни? Вы не могли не заметить, читая «Тараса Бульбу» Гоголя, упоминания о куренях, в числе которых был и курень Тымошевский :
«... Дядькивский и Корсунский курень на засаду! Полковник Тарас с полком на засаду! Тытаревский и Тымошевский курень на запас, с правого бока обоза! Щербиновский и Стебликивский верхний -- с левого боку...»
Или:
«Наконец повел он свой полк в засаду и скрылся с ним за лесом, который один был не выжжен еще козаками. А запорожцы, и пешие и конные, выступали на три дороги к трем воротам. Один за другим валили курени: Уманский, Поповичевский, Каневский, Стебликивский, Незамайковский, Гургузив, Тытаревский, Тымошевский. Одного только Переяславского не было. Крепко курнули козаки его и прокурили свою долю. Кто проснулся связанный во вражьих руках, кто, и совсем не просыпаясь, сонный перешел в сырую землю, и сам атаман Хлиб, без шаровар и верхнего убранства, очутился в ляшском стану».
Здесь мы угадываем знакомые всем названия кубанских станиц,коими стали запорожские курени, поставленные на охрану Кубанской земли, и нашедшие здесь свою вторую Родину. В числе казаков, пришедших на Кубань в далеком 1792 году, были и мои предки, Мартыненки. В 1914 году это был Мартыненко Иван, отец шестерых дочек и единственного сына, тоже Ивана, которого он с малолетства готовил для продолжения рода и занятий. Любой казак мечтает о сыне - казаке, поэтому сызмальства занимался с ним вольтижировкой и джигитовкой. К 1918 году, в 16 лет, сын стал уже подхорунжим (это самое старшее казачье унтер-офицерское звание) и командовал сотней. Сам же дед до старости любил тряхнуть умением: не дай бог бабка откроет ворота перед ним! То ли дело по-казачьи перемахнуть через ограду!
Но немногим планам суждено было сбыться - грянула война.19 июля 1914 года Россия объявила всеобщую мобилизацию, а кубанское казачество прикрывало южные границы Империи в войне против Германии и Австро-Венгрии.
Причины войны
Поводом к развязыванию 1 Мировой войны стало обострение ситуации на Балканах. К тому времени император Австро-Венгрии Франц-Иосиф ввел войска в турецкие провинции Боснию и Герцоговину и объявил их частью Австро-Венгрии. Славянские народы были возмущены и надеялись на вмешательство России. Народное недовольство достигло точки кипения 28 июня 1914 года, когда сербский студент Гаврила Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда.
В результате перекрестных объявлений войны англо-франко-русская Антанта противостояла тройственному Союзу (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Союзницей Австро-Венгрии выступила Турция. 16 октября крейсера турецкого флота неожиданно подошли к Одессе, Севастополю, Феодосии и Новороссийску и открыли по ним огонь, нанесли повреждения и скрылись в море. Нападение Турции вынудило Россию воевать на два фронта (Западный и Кавказский). После вступления в войну Турция закрыла проливы и фактически изолировала Россию от ее союзников. Так началась I Мировая война.
Казацкие батальоны
По мобилизационному плану все одиннадцать казачьих войск немедленно же приступили к формированию льготных полков из казаков второй и третьей очередей. Это означало, что все казаки, отбывшие положенный свой срок действительной службы в строю и жившие в станицах «на льготе», возрастом от 26 до 30 лет, должны явиться в свои окружные полковые станицы на собственных строевых лошадях, с холодным оружием и с полным обмундированием и снаряжением, положенным по арматурному списку «на случай войны». Из них формировались второочередные полки, в которые автоматически вливались и те казаки от 22 до 30 лет, которые по разным причинам (по семейным, сироты или не попавшие в первоочередные полки «за излишком») не отбывали положенный срок действительной службы, но которые в этот восьмилетний срок жили у себя дома в станице. Они также обязаны были иметь и в исправности содержать собственных строевых лошадей, седла, холодное оружие и положенное обмундирование.
Льготные казаки третьей очереди, то есть в возрасте от 30 и до 35 лет, являлись только с собственными седлами, холодным оружием и положенным обмундированием, но строевых лошадей получали от государства.
В пластунские команды проводился очень жесткий отбор среди наиболее подготовленных в физическом и психологическом плане казаков. Все снаряжение и оружие пластунов было приспособлено для действий в самых различных условиях от плавней Кубани и до покрытых лесом гор. Современники определяли тактику действий пластунов лаконично и точно как «волчий рот и лисий хвост». Загадки здесь нет никакой: волчья хватка и лисье умение подкрасться и замести следы. Не зря в комплекте амуниции одним из важных предметов были чувяки, или чирики, - кожаные тапки позволяющие бесшумно передвигаться.
В вопросе экипировки пластунов можно провести параллель с нашим временем. Если кубанский казак носил папаху, малиновые погоны и башлык, то только пластун имел право носить кубанку с малиновым верхом. То есть кубанка является прообразом современного крапового берета. И для его ношения также нужно было сдать серьезный экзамен. Как тогда часто говорили: любой пластун - казак, но не любой казак - пластун.
Вот список пластунских батальонов на 15 ноября 1914 года, в составе которых воевали тимашевские пластуны:
- 4-й Кубанский пластунский батальон - полковник Фисенков (1 очередь);
- 10-й Кубанский пластунский батальон - войсковой старшина Витинский (2 очередь);
- 16-й Кубанский пластунский батальон - войсковой старшина Захаров (3 очередь);
Пластунские батальоны имели порядковую нумерацию: первая очередь - с 1-го по 6-й батальоны, вторая очередь - с 7-го по 12-й батальоны, третья очередь - с 13-го по 18-й батальоны. Надо заметить, что второочередные и третьеочередные казачьи войска являлись наиболее опытными по сравнению с новобранцами, хотя бы по праву возраста. Так Иван Мартыненко оказался в 16-м пластунском батальоне.
На Кубани не было войсковых конных ремонтных запасов, как и не было табунного коневодства. Поэтому по объявлении войны была обнародована государственная реквизиция лошадей у всего населения. Приемная комиссия оценивала стоимость лошади и ее годность в строй, и она передавалась казаку в полное пользование на время войны.
Таким образом Кубанское войско по мобилизации 1914 года на собственный счет добавочно выставило 22 конных полка , то есть около 22 тысяч конных казаков.
Из льготных пластунов второй и третьей очередей, на тех же основаниях, что и для конницы, сразу же было сформировано две бригады по шесть батальонов в каждой и названы 2-я и 3-я Кубанские пластунские бригады. Мобилизованные пластуны являлись также с полным своим обмундированием и при кинжалах. Пластунам шашек не полагалось.
16-й Кубанский пластунский батальон. Сидящий посередине - Мартыненко Иван
Бой под Ардаганом. Один из первых эпизодов войны
Хотя все лавры этой атаки достались Сибирской казачьей бригаде, надо признать, что в равной степени они принадлежат и кубанским пластунам, которые до нее противостояли превосходящим силам противника. А приход свежих сил позволил совместными усилиями переломить ситуацию и поставить победную точку.
В Приморском районе, второстепенном по цели и отделенном от остального фронта Кавказской армии малодоступными горами Понтийского Тавра, к началу войны было сосредоточено небольшое количество войск.. Поэтому турки имели здесь успех и к концу ноября 1914 года подошли к самому Батуму. В связи с этим с Черноморского побережья была снята 3-я Кубанская пластунская бригада генерала Геника и направлены: 15, 17 и 18-й батальоны в Батум, а 13, 14 и 16-й батальоны (в том числе и Иван Мартыненко) со штабом бригады в Ардаган.
1 декабря пехотная турецкая дивизия 1-го Константинопольского корпуса вытеснила пластунов из Ардагана. И тогда из Тифлиса была направлена единственная остававшаяся в резерве Сибирская казачья бригада генерала Калитина.
Генерал Масловский пишет о конной атаке этой бригады:
«Используя отступившие части 3-й пластунской бригады, произведя обход, казаки Сибирской бригады нанесли быстрый удар... и конной атакой овладели Ардаганом. Турки в беспорядке бежали... оставив казакам много пленных и два орудия».
Полковник М.Е. Сменов, тогда ещё хорунжий 3-го Екатеринодарского полка, участник этого боя, рассказывал:
«Казаки, словно вынырнув из-под земли, сомкнутым строем, с пиками наперевес, широким наметом, почти карьером так неожиданно и резко атаковали турок, что они не успели защититься. Это было что-то особенное и даже страшное, когда мы смотрели со стороны и восхищались ими... Покололи пиками, потоптали конями турок, а остальных забрали в плен. Никто не ушел из них...».
А затем... Затем был Баязет, буднично взятый и лишившийся ореола непобедимой крепости с Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Потом были Сарыкамыш, «Ванская резня» и Эрзерумская операция, Трапезунд и Эрзинджан.
Боевые заслуги
Кстати, во время Сарыкамышской операции фронт посетил Государь император Николай II. Одним из батальонов, которые посылали делегатов на награждение, был и наш, тимашевский второочередной 10-й Кубанский пластунский батальон.
Первоначально я хотел проследить боевой путь именно тех пластунских батальонов, в составе которых
были тимашевские казаки. Но, кто знает казачье братство, тот представит, что невозможно разделить боевые заслуги этих трех Кубанских пластунских бригад в составе 18 батальонов, то есть боевой численностью в 18 тысяч штыков, по-казачьи сражавшиеся в бою плечом к плечу.
Это о них генерал Гулыга сказал врачам:
«Раненого пластуна не переворачивать без толку, отыскивая входную и выходную рану, - входных ран в спину у пластунов не может быть!»
Трудно переоценить, что наша страна приобрела благодаря нашим дедам, и что мы не смогли сохранить. После Эрзерумской операции 4 марта 1916 г. было заключено англо-франко-русское соглашение о «целях войны России в Малой Азии»:
- Россия получала район Константинополя и проливов и северную часть турецкой Армении, исключая Сивас;
- Россия признавала право Англии занять нейтральную зону Персии;
- державы Антанты отнимали у Турции "Святые места" (Палестину).
После войны
А дед, Иван Мартыненко, вернулся с войны, похоже, сторонником Красной Армии, но чуть не потерял сына, лежавшего в лазарете в Славянской. Без задней мысли поинтересовался: где, мол, здесь лежит подхорунжий Мартыненко Иван? Упоминать тогда казачье звание было опасно. В результате Ивану-младшему пришлось вскочить на коня и - без оглядки в Сальские степи. Правда, в дальнейшем он закончил пулеметные курсы, стал офицером и умер в 1936 году, не оставив потомства.
А сам дед в 1932 году был выслан в Мариуполь без семьи за отказ вступать в колхоз. Гордый казак, он объяснил это так: «Я воевал за Советскую власть, а не за колхозы. Поэтому сам туда не пойду и детей не пущу». В 1933 году на сельхоз работах он пробил руку вилами, рана была плохо обработана санитаркой, дед получил гангрену. Потерял руку, но поздно... Так закончилась казачья династия Мартыненко по мужской линии.
Но казачью эстафету у него перехватил муж младшей дочери, Евдокии, Шишов Матвей Борисович, воевавший в 4-ом Казачьем Кавалерийском корпусе, и его брат Шиш Иван Борисович, чье имя увековечено на Стене Памяти в городе Тимашевске. Упоминание об артиллеристе комсомольце Матвее Шишове и его товарищах можно найти в книге мемуаров «От Кубани до Праги», описывающей боевой путь знаменитого казачьего подразделения, которое достойно продолжило подвиг своих отцов - уже в своей, Отечественной войне. Чего стоит одна только казачья атака под Кущевкой!
С шашками на танки
Вопреки сложившемуся мифу, тактика «с шашками на танки» не имеет ничего общего с самоубийством. Можно даже сказать, это классическая казачья атака, учитывающая условия: рельеф местности, время атаки (со стороны кубанского летнего обжигающего солнца) и, главное, психологию никогда не видевшего лошадь немецкого солдата.
Не саблями, а с помощью пушек, противотанковых ружей и танков корпуса танковой бригады Орловского училища была остановлена с 30 июля по 3 августа 1942 года под Кущевской фашистская бронетехника. А уже потом, когда вражеские танки и самоходки горели, а пехота замешкалась - была сабельная атака. И в этих условиях она была даже менее самоубийственной, чем штыковая атака пехоты. Да - всадник более удобная мишень, чем пехотинец. Но это - для подготовленного стрелка в укрепленной позиции. А для только что наступавшего автоматчика пехотинец предпочтительней. Он и бежит дольше. И в рукопашной ты с ним - на равных. А летящий на тебя бесстрашный всадник…
Конной лавой под Кущевской казаки атаковали не из лихого героизма, а потому что так было лучше. Атаковали из балки, из-за железнодорожной насыпи, с кукурузного поля, в котором до поры всадников было не видно, да по солнцу (чтобы неприятеля слепило). Именно благодаря этому достигалась внезапность атаки. Можно представить ужас, охватывавший гитлеровского автоматчика. Минуту назад в поле никого не было, но вот появляются всадники и рубят врага. Да-да - именно рубят. Немцев учили приемам против ударов штыком или прикладом, но не саблями. Кстати, немаловажно и то, что большинство сабельных атак (а тогда они были проведены не только под Кущевской, но и под Шкуринской, и на других участках Ейского оборонительного рубежа) были контратаками. То есть кавалерия не кидалась на пристрелянные пулеметы, а рубила лишенного укрытий пешего неприятеля. А значит, осознанно, умело и успешно использовала те немногие преимущества, которые кавалеристы имели над пехотинцами в поле.
Ничего, кроме гордости
Их уважали даже враги. Признание немецкого офицера Альфреда Курца подтверждает, что слово «казак» - не пустой звук во все времена:
«Все, что я слышал о казаках, времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с ними теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке приводит меня в ужас, и я дрожу... Даже ночью во сне меня преследуют казаки. Это какой-то черный вихрь, сметающий все на своем пути. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего... Вчера моя рота потеряла всех офицеров, 92 солдат, три танка и все пулеметы».
И не откажу себе в удовольствии повторить цитату полковника Сменова, 1914 год:
«...казаки, словно вынырнув из-под земли, сомкнутым строем, с пиками наперевес, широким наметом, почти карьером так неожиданно и резко атаковали турок, что они не успели защититься. Это было что-то особенное и даже страшное, когда мы смотрели со стороны и восхищались ими... Покололи пиками, потоптали конями турок, а остальных забрали в плен. Никто не ушел из них...».
Никакого другого чувства,кроме гордости за отцов и дедов , не испытываю.
16-й Кубанский пластунский батальон.1914 год Батуми перед отправкой батальона в Ардаган вместе с 13-м и 14-м пластунскими батальонами. Эти батальоны участвовали в Эрзерумской операции. Второй справа вверху - Мартыненко Иван
PS.. В г Тимашевске стоит памятник казаку 1 Мировой войны Попко.Останавливаясь у него,я вспоминаю деда.
В станице Кущевской стоит Монумент казакам Великой Отечественной.Проезжая его ,я вспоминаю отца.
В г Тимашевске стоит памятник женщине -кубанке,отдавшей Родине 9 своих сыновей.Останавливаясь у него ,я вспоминаю свою мать, женщину -казачку,во время войны носившую снаряды за 50 километров к линии фронта.Мать - героиню,родившую и воспитавшую семерых детей.
И все вместе - они всегда в моем сердце.Для меня они и есть -
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК.
Метки:
Родина,
Россия,
герои,
гордость,
казаки,
память,
русский