Предчувствие любовного свидания - скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее
1 ДАНАЯ. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
2 ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, - Даная прощается с возлюбленным.
3 ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ - так художник обозначил присутствие Зевса на картине.
4 АМУР. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику - царь Олимпа к ней не вернулся.
5 БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.
6 ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.
7 БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи - Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.
8 ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО - еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.
9 СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.
10 ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.
11 СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).
12 КЛЮЧИ в руках служанки - это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) - еще один намек на сводничество.
13 КОШЕЛЕК - символ божественной милости. В него служанка собрала монеты , которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.
Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI-XVII веков. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет - такой вид принял Зевс, плененный красотой гречанки. Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.
«Даная» (1636-1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное - отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX - первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса? Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину - жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения.
Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал! В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние.
Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой. Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта».
ХУДОЖНИК
Рембрандт Харменс ван Рейн
1606 - Родился в семье мельника в Лейдене (Нидерланды).
1621-1624 - Учился у лейденского живописца Якоба ван Сваненбюрха.
1625 - Основал собственную мастерскую.
1632 - Поселился в Амстердаме, написал «Урок анатомии доктора Тюлпа».
1634 - Женился на Саскии ван Эйленбюрх.
1635 - Написал «Автопортрет с Саскией на коленях ».
1636-1647 - Работал над «Данаей».
1642 - Завершил картину «Ночной дозор».
1645 - Написал «Святое семейство».
1654 - Написал «Вирсавию».
1656 - Обанкротился.
1660 - Написал картину «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
1662 - Завершил работу над «Заговором Юлия Цивилиса» и групповым портретом «Синдики».
1666-1669 - Работал над картиной «Блудный сын».
1669 - Умер, похоронен в церкви Вестеркерк в Амстердаме.
Источник