Pretty woman walking down the street...

Mar 31, 2015 22:46

Оригинал взят у liberties в Pretty woman walking down the street...
Когда-то этот фильм был одним из моих любимых (наряду с "Непристойным предложением, "Человеком за бортом", "Днем сурка", "Привидением" и другими).
И, как многие, я мечтала о шляпе к своему платью в горошек, начала носить пиджак с джинсами и даже купила черный кружевной "ошейник" к черному же платью. Поэтому очень интересно взглянуть на кадры еще раз (и пересмотреть тоже надо) совсем другими глазами.

Оригинал взят у na_shpilke в "Костюмные" понедельники: Pretty woman walking down the street...

Свое двадцатипятилетие в этом году отмечает романтическая комедия, едва ли не легендарная из всех - "Pretty Woman".  Событие, которое западные СМИ просто не могли пропустить, публикуя на прошлой самые целый поток постов и статей, посвященные "Красотке" - от феминистской критики до модных editorials.



кадр из фильма "Красотка" (1990) и современный глянцевый editorial, вдохновленный
не самым однозначным костюмом главной героини



И так как эта контроверсальная история современой Золушки любима в отечестве не меньше, чем на Западе, а костюмы "Красотки" уже давно считаются одной из её визитных карточек во всем мире, было бы почти преступно не посвятить этому сегодняшний пост.


Рассказывать сегодня кому-то сюжет "Красотки", думаю, фактически нет смысла - практически всем известна эта версия истории о "Золушке" (или об Элизе Дулитл?), имеющая, правда, современный  привкус в виде рода занятий главной героини. Сегодняшние критики уже не видят [и вполне оправданно] здесь сказку, но куда менее приглядное отражение реальности, где человеческие отношения не отличаются от товарно-денежных.

Авторы фильма, кстати, задумывали фильм совсем не романтично-сладким (и изначально конец фильма был куда более грустным). И "Красотка" получилась комедией и заканчивается на весьма оптимистичной ноте, классовое и гендерное неравенство проходят в фильме красной нитью, в том числе и посредством костюмов. Отлично об этом написали мои любимые американские модо-аналитики - прочитать из ревью о том, как светлый / бежевый символизирует высокий класс, в то время как пестро-яркий - удел класса рабочего, можно вот здесь. Я же в свою очередь хочу посмотреть на костюмы "Красотки" под несколько иным углом, ведь в одежде героев отражена история взаимоотношений между женщиной и мужчиной, и конечно же, стереотипы об оных.

Итак, Эдвард и Вивиан- акула корпоративного мира и, не будем подсахаривать пилюлю, проститутка. Она продает, он покупает. Её работа связана если не с чувствами, то с их имитацией, его должна быть бесчувственной. Поэтому совсем не случайно вот так выглядит их первая встреча - он в сером из мира рацио, она в красном из мира чувств и эмоций:


Естественно, на Вивиан при этом дополнительные атрибуты её профессии: высокие лаковые ботфорты и ставшее сегодня легендарным мини платье:


*и вот вам первая порция пищи для размышлений - как вещь, имевшая такой явный негативный контекст двадцать пять лет назад сегодня фактически трендовая, мелькающая на страницах фэшн-блогов и глянцевых журналов...




Это один из примеров динамики в мире моде, пример, как смена контекста влияет на сарториальные нормы, ведь это платье уже не одежда проститутки, а наряд Джулии Робертс в легендарной сказке! А что хорошо для Джулии Робертс, не может быть плохо для современных модниц?

Кстати, аксессуары Вивиан еще один удачный пример:


Как предполагает стереотип, еще профессия подразумевает привлечение внимания, для чего у Вивиан много открытой кожи и...украшений. Но посмотрите на её браслеты свежим взглядом - уж не опередила ли она свое время, предсказав один из сегодняшних устойчивых трендов:


*опять же, как минимум забавно,
что два десятилетия назад художники по костюмам использовали этот нюанс,
дабы подчеркнуть "непрестижную профессию" и фактически плебейство...

И естественно, нельзя обойти знаменитый платиновый парик. Хотя здесь все понятно - это маскировка героини, ибо на самом деле она совсем другая - свободная, эмоциональная и надеющаяся на большое чувство, о чем и свидетельствуют её буйные настоящии кудри:


Однако едем дальше. А дальше все еще рациональный и бесчувственный Эдвард покупает услуги Вивиан еще на одну ночь, дабы на ужине с потенциальными партнерами не выглядеть столь холодным. Какой же наряд выбирают для этого вечера художники по костюмам?


Память почему-то рисовала мне это платье темно-синим, но новый просмотр вернул все на свои места. И конечно же, никаким другим, нежели черным оно быть не может! Почему? В этом платье Вивиан все еще "женщина на продажу", уже не уличная проститутка, но куртизанка. Поэтому и её платье, и прическа отсылают к таким мотивам:


Плюс, и это кажется здесь настоящей костюмной находкой, у платья декоративная деталь, напоминающая ошейник - женщина на продажу не может быть свободной, кто-то всегда может дернуть за поводок:


Плюс, никуда не деться о самых тривиальных ассоциаций с черным кружевом - фактически символом не невинной и чистой, но порочной любви, соблазна:


Поэтому черное кружево появляется в костюмах Вивиан несколько раз: на её "рабочем" белье и в качестве отделки уже более дорогой версии белья для соблазнения все еще клиента, т.е. для любви за деньги:




Как подтверждение тому (и забегая вперед сюжета), стоит отношениям Вивиан и Эдварда перейти в стадию влюбленных, как её белье моментально меняет окраску, символизируя, что теперь это чистые и искренние отношения, а не купля-продажа:



Однако, вернемся к сюжету, где Вивиан ждет большой "стильный переворот" под чутким руководством Эдварда и его кредитной карты. Процесс покупок включает в себя одну интересную сцену:



Во-первых, в кадре появляется алое вечернее платье на манекете пости с идентичной прической Вивиан. К этому мы еще вернемся, т.к. это, по-моему, совсем не спроста. А во-вторых, на одной из продавщиц комбинезон, который мне срочно нужен! наряд Вивиан здесь, кажется, очень точно отражает её настоящую сущность (даже геометрически юбка зеркалит её кудряшки) - молодой, современной, активной и дерзкой, не боящейся риска и изменений.

Купили ли ей этот наряд, мы не знаем. Но посмотрите, как выглядит тот костюм, в который в конце одета Вивиан как символ её большого перевоплощения:


А теперь вспомним, что здесь Джулии Робертс не больше двадцати пяти, а на улице 90-е. Согласитесь, что в этом контексте накой наряд выглядит...уж слишком солидным и взрослым. И все-таки художники по костюмам решили использовать его, и на это есть, как мне кажется не одна причина. Во-первых, тем сильнее выглядит контраст между "стало" и "было", полностью разрывается связь с уличной жизнью Вивиан (логичное пояснение, почему наряд белый - новая жизнь для Вивиан, "с чистого листа"). Однако есть еще кое-что...

"Красотку" порой называют современной интерпретацией "Пигмалиона", что роднит её с другой версией - "Моя прекрасная леди", где Элиза Дулитл тоже совершила серьезный личный и стильный переворот, отзнаменованный вот этим легендарным нарядом:


Согласитесь, что сложно не заметить по крайней мере "идейное" сходство. И очень легко предположить, что образы Элизы Дулитл "после" вдохновляли спустя десятилетия преображение Вивиан:



И еще один легендарный костюм, который заставит почти любого стилиста вспомнить "Красотку", стоит зайти разговору о... "горошке":


*Кстати, обратите внимание на рисунок на галстуке её спутника - змея, как символ соблазнения и обмана, Эдвард все еще корпоративный змей, поглощающий ради выгоды своих партнеров. А еще он создает для Вивиан мир иллюзии, которым, как она сама осознает, не суждено сбыться.

Сама же Вивиан здесь - символ утонченности и хорошего тона. Ибо есть что-то в "правильном" горохе, рассыпаному по дорогой ткани, что делает образ утонченным и одновременно почти что невинным, нежным, девичьим. Не случайно его в этих целях используют и "звездные" стилисты:



И наконец время посмотреть на Главное Платье, знаменующее пик преображения Вивиан - её чувств, её статуса в собственных глазах, её роли в жизни Эдварда:


И здесь самое время вспомнить то красное платье на витрине, на манекене, похожем на Вивиан, как бы предсказывающем: "тебе суждено влюбиться, детка".


Что интересно, изначало платье для оперы должно было быть черным. Возможно, это бы отражало, что Вивиан и Эдвард теперь на одной странице - оба утонченные, оба выглядят как люди из высшего общества. Но художник по костюмам Мерлин Вэнс решила рискнуть и убедила всех заменить наряд на платье собственного дизайна - красного цвета (под осенний цветотип Джулии Робертс) и с вырезом, напоминающим сердце. All the rest is history...

И еще одно наблюдение, если мы снова сравним "красотку" Вивиан и Элизу-Одри Дулитл. Если вы помните, в истории последней тоже есть свой бал, во время которого она наиболее блистательна, на своем пике, ультра-эффектна. Однако для Элизы-Одри художники по костюмам выбрали светлый, фактически белый цвет и "обсыпали" кристаллами:


И эта разница в их "бальных платьях" демонстрирует радикальную разницу двух Золушек 20-го века. Метаморфозы Элизы были замешаны на интеллектуальном росте, не на эмоциях. И именно такой была природа отношений с её "принцем" - она должна была стать чистой и совершенной, как бриллиант. А вот отношения Эдварда и Вивиан в первую очередь чувственные - она учит его прислушиваться к сердцу, к эмоциям, поэтому на пиковом моменте она не непогрешимый эталон, но воплощение тепла и чувственности.

И именно умение чувствовать (ну и любовь, конечно) отныне символизирует Вивиан в глазах Эдварда, и для сцены их прощания она снова надевает красный. Она была в красном, когда они встретились, и в красном же, когда расстаются. Костюмы как бы должны нам сказать, что несмотря на разницу в добрых несколько сотен в их стоимости, деньги не поменяли Вивиан, она все еще верна себе, своим чувствам:


Вот только стоит Вивиан выйти за порог отеля, как она тут же начинает новую жизнь принимается за подготовку к новой жизни - самостоятельной и без торговли телом. И что интересно, её вдохновением становится именно успешный и рациональный Эдвард:


Здесь художники играют на силе контастов. Джинсовый костюм "девушки из рабочих" не предвещает никаких перспектив подруге Вивиан, которая сама облачилась в "деловые" черно-белые тона и сменила мешковатую красную кутрку на строгий черный жакет. Правда, действовать самостоятельно её все-таки не пришлось (иначе это бы не была сказка!)



На этом у меня сегодня все! Однако учитывая легендарность сегодняшней темы, расскажите-ка мне о своих воспоминаниях о фильме "Красотка" - когда впервые смотрели, понравился ли или вызвал критику? Ну и раз зашел разговор, накидайте в коменты ваши любимые истории современных Золушек - интересно, как там дела обстоят с костюмами!

цікаво

Previous post Next post
Up