В нашей стране идёт холодная гражданская война. Вместо «наша страна» можно вставить Россия, Беларусь, Украина. Или все вместе, как хотите.
Да, именно холодная гражданская война, а не нормальный политический процесс. Между разными политическими силами не идёт никакого диалога. Все обзывают друг друга «предателями», «фашистами» (в непонятно каком смысле), «сволочами» и т.д.
Остаётся только надеяться, что холодная гражданская война не перерастёт в настоящую - «горячую».
Но такая постановка вопроса, проводящая параллель между «холодной» и «горячей» гражданскими войнами, позволяет нам понять, как же победить в холодной гражданской войне. Так же, как и в «горячей».
Когда-то Екатерина Великая сказала своему сыну, воинственно настроенному к инакомыслящим, что «Пушки не воюют с идеями». А что же мы видим в обычных гражданских войнах? Там именно это и происходит - пушки воюют с идеями. Как же достигается победа?
Военная победа в гражданской войне совсем не означает её окончание. Это только переход в новую фазу. После того, как войска одной стороны одерживают победу над войсками другой, часть актива проигравшей стороны обычно покидает страну, часть - попадает в руки победителей. Кстати, не надо верить соЛженицынским сказкам о том, что их всех потом казнят. В большинстве случаев подержат некоторое время в заключении и отпускают с миром (ну, бывают эксцессы типа Пол Пота в Кампучии).
А что же с большинством, с рядовыми проигравшей стороны? Некоторые, слишком сильно замазанные кровью примыкают к активу, но большинство просто расходится по домам и начинает жизнь по правилам, установленным победившей стороной. Конечно, при этом их убеждения никоим образом не меняются. Они просто подчиняются победителю. Все те соображения, по которым люди приняли какую-то сторону в гражданской войне, в их головах остаются в силе.
Как же выбирают сторону в гражданской войне?
Логичнее всего - по принадлежности к какой-то социальной группе, - классовой, этнической, профессиональной и т.д. К примеру, если Вы - рабовладелец на юге США, Вам прямая дорога в армию Конфедерации Южных Штатов. А если Вы - дворянин в России, надо бы присоединиться к белым. Но даже это правило не абсолютно, бывают и исключения. Если же вы принадлежите к социальной группе, для которой выбор стороны неочевиден, такой выбор делается под влиянием пропаганды и других субъективных факторов. К примеру, приехал в деревню агитатор - селяне его слушают. И вот, одному из слушающих очень нравятся обещания агитатора, а другому категорически не нравятся его цвет волос и форма носа. Так тоже бывает.
Но вообще, любой человек, принимая какую-либо сторону в гражданской войне, считает, что он принял ту сторону, которая принесёт благо его стране. Прав он при этом или нет, искренен ли, - другой вопрос.
И вот война закончилась. Проигравшие разбрелись по домам и помалкивают о своих убеждениях. Людям не свойственно признавать свои ошибки, - очень немногие когда-нибудь признают, что проливали кровь за неправую сторону. Абсолютное большинство из них до конца жизни сохранит верность тем идеям, за которые воевали. Соответственно, они будут передавать свои убеждения своим детям и внукам. Например: «Посмотри сынок: вот идёт Федька. Сейчас он председатель колхоза - начальник! А когда та мельница, что на холме, принадлежала нашей семье, он нам мешки с мукой ворочал за медяки!» И что же, это означает, что холодная стадия гражданской войны будет воспроизводиться из поколения в поколение и никогда не закончится?
Здесь всё зависит от того, права ли была победившая сторона.
Если победившая сторона докажет народу свою правоту, даст людям новые возможности, которых не было бы в случае победы другой стороны, сделает жизнь людей реально лучше, - «дедушкина пропаганда» не проникнет в сердца внуков! Здесь всё зависит от победителей. Для них теперь главное не ударить лицом в грязь. Только так удастся прервать процесс воспроизводства холодной гражданской войны. Надо сделать своими детей и внуков скрытого врага!
Представьте.
Внук-бизнесмен приехал на юг США к дедушке - бывшему плантатору. Дедуля говорит: «Ерундой ты, внучёк, занимаешься. Производишь какие-то там автомобили. Представляешь, если бы не победили проклятые северяне, ты бы сейчас покачивался в кресле-качалке под звуки фортепиано, а за окном дворца негры убирали бы хлопок!». Насчёт негров внучёк может в чём-то и согласился бы, но в остальном решил бы, что дедуля перегрелся на солнышке.
Или что бы сказал внук-инженер, живущий в квартире со всеми удобствами в современном советском городе на замечание дедули о том, как хорошо бы было ему быть мельником? «Отдохни, дедуля!»
Пока победившая сторона ежедневно и ежечасно доказывает народу свою историческую правоту, - она одерживает победу в гражданской войне.
Не случайно, когда переродившаяся верхушка КПСС начала подготовку к демонтажу СССР, выяснилось, что антисоветское подполье в стране (да и за рубежом) настолько слабо, что его пришлось искусственно «накачивать». «Старые борцы» просто состарились или вымерли, а новых не появилось. Даже диссиденты по большей части говорили только об «отходе от ленинских норм».
Но когда власть начинает терять авторитет в народе, все «дедушкины сказки» волшебным образом обретают новую силу. В 70-80-е годы разговоры о том, что «дедушка имел два парохода на Волге» уже попадали на благодатную почву всеобщей апатии и недоверия к официозу.
Чем всё кончилось - известно. Теперь мы катаемся за границу, рулим на Mercedes-Benz, носим Armani, попиваем Heineken, курим Camel, но всё что-то не то…
Нет гордости за свою страну, только стыд. Да и что страной своей называть не всегда понятно. Коррупция, воровство, беззаконие. Заводы - в руинах, инженеры на рынках джинсами торгуют. У нас в Белоруссии хоть и получше, но ненамного. И главное - никакой перспективы не видать…
Всё чаще вспоминаем страну, которую потеряли. Поминаем добрым словом генераллисимуса.
Значит, за 20 лет, прошедших после развала СССР, новая власть так и не смогла отстоять свою историческую правоту!
«И вновь продолжается бой», в смысле, - холодная гражданская война. Между теми, кто считает, что все наши беды от развала СССР, и теми, кто считает, что проблема в том, что недостаточно радикально развалили.
Значит, чтобы победить в холодной гражданской войне, мы должны убедить в своей правоте тех, кого можно убедить. А от тех, кого по разным причинам переубедить не удастся, мы со временем уведём к себе души детей и внуков. Главное для нас не ударить лицом в грязь, - не обмануть ожидания людей!