Мировая экономика распадётся на несколько экономик, но ненадолго

Mar 19, 2015 06:34



Есть такая известная присказка (не знаю чья):
Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне терпения стерпеть то, что я не могу изменить. Дай мне мудрости отличить одно от другого.

Все хотят знать что будет завтра. Чтобы быть к этому готовыми. Некоторые люди берут на себя смелость утверждать, что они что-то об этом знают. Поскольку машина времени пока ещё не изобретена, есть только один способ прогнозирования. Необходимо посмотреть в прошлое, увидеть в нём какие-то тенденции, и продлить их в будущее. Так просто? Нет, не просто.

Одним из важнейших принципов в аналитике является принцип, похожий на сформулированный в вышеуказанной присказке. А именно, надо уметь отличать одни тенденции от других. Одни тенденции являются долговременными и фундаментальными, и они не могут прекратиться или поменять направленность одномоментно. Другие, недолговременные, могут прерваться внезапно. Вся сложность состоит в том, что подчас очень сложно отличить одни от других.

Михаил Леонидович Хазин выдвинул теорию о том, что в ходе текущего кризиса единая мировая экономика (технологическая зона) распадётся на несколько технологических зон, центром одной из которых может стать Россия. Что должно дать нам надежду на возрождение нашей экономики. Критики данной теории утверждают, что научно-технический прогресс уже и так, в глобальной экономике, сталкивается с недостаточной ёмкостью рынка для финансирования новых разработок. А если разделить глобальную систему разделения труда на несколько региональных, технический прогресс не только остановится, а пойдёт вспять. И мир рискует впасть в новое средневековье. Это значит, по мнению критиков, что всё будет как-то по-другому.

Попробую высказать своё мнение по этому поводу.

Давайте вспомним две долговременные исторические тенденции, и сопоставим их друг с другом. Первая тенденция - борьба и взаимное поглощение технологических зон. Чтобы не дублировать, историю технологических зон по Хазину можно посмотреть здесь: http://worldcrisis.ru/crisis/1060229 Вторая тенденция - развитие государств, рост и распад империй. Это известно всем (кроме любителей Фоменко и Носовского).

Нет никаких сомнений в том, что эти две тенденции относятся к разряду долговременных. Что же мы видим?

С ростом разделения труда технологические зоны требуют всё больших рынков, и вступают в борьбу друг с другом за ресурсы и население. В результате войн, колониальных захватов, экономических кризисов и прочих ухищрений одни технологические зоны одерживают победы над другими, и включают в себя территории побеждённых. В итоге к 1991 году в мире остаётся только одна технологическая зона, - американская.

Вторая тенденция началась раньше, но будем рассматривать только её часть на одном историческом отрезке с технологическими зонами. То есть, с момента появления в XVIII веке первой технологической зоны - британской.

Сопоставим эти два процесса, не забывая о том, что «собака экономики машет хвостом политики». Что мы видим? Мы видим, что борьба технологических зон между собой совпадает с борьбой друг с другом государств и их альянсов. Новые территории включаются в технологические зоны в виде завоёванных колоний, или каким-то образом поставленных под экономический контроль формально независимых государств. Неудивительно, - ведь на том историческом этапе главным субъектом политики выступало государство.

Но что мы видим во второй половине XX века? В 60-е годы две тенденции непостижимым образом расходятся! Количество технологических зон на тот момент составляет всего две (советская и американская). И дело идёт к тому, что скоро останется только одна. Но при этом начинается взрывной рост количества «независимых» государств! Борцы за права угнетённых празднуют победу. Раздаются возгласы, что через пару лет Африка будет похожа на Швейцарию! Что-то до сих пор не похожа. Но сейчас уже ни для кого не секрет, что освобождение колоний было инспирировано самими колонизаторами в связи с переходом к новому формату их эксплуатации - неоколониализму. Всё равно в бывших колониях сформированы местные элиты, полностью завязанные на метрополию. Всё равно технологическое отставание колоний непреодолимо. Теперь можно продолжать эксплуатацию колоний, но при этом не нести за это ответственность. У вас же теперь «независимость»! Правят местные кадры - свои. Это вам не пришлые ненавистные европейцы. Любые проблемы, - ваши, сами виноваты.

После падения СССР в 1991 году мир превратился в одну технологическую зону, а количество независимых государств вновь начало расти. То есть, в экономическом смысле мир представляет собой единое целое, а огромное количество независимых государств только создаёт проблемы с местными законодательствами, таможнями, валютами и т.п. Где логика?

Логика есть. Чем больше в мире государств, тем слабее каждое из них в отдельности. Тем меньше оно создаёт проблем глобальному рынку. Это понятно. Но давайте посмотрим, как сейчас управляется мировая экономика?

Совершенно очевидно, что мировая экономика и вообще весь мировой порядок сейчас держится на США. Америка правит миром посредством финансов, военной силы, разведок и дипломатии. Мировая валюта - доллар США. Весь мир утыкан американскими военными базами, на «оборону» США тратят больше денег, чем все остальные страны, месте взятые. Это всё потому, что США тянут на себе поддержание существующего мирового порядка. Понятное дело, они получают за это вознаграждение - уровень потребления, не соответствующий их вкладу в мировое производство. Таков мировой порядок в однополярном мире.

Проблема в том, что такой мир - очень неустойчив. Он очень напоминает старый колониализм. Только теперь колонии США - весь мир. Все прекрасно видят, что всем распоряжаются американцы, и они же забирают себе львиную долю всех произведенных в мире благ. Такая ситуация долго продолжаться не может. Недовольство засильем Америки растёт повсеместно. Америка получила свой бонус за победу - двадцать лет мирового господства и потребительского рая. Хватит. Неустойчивую систему управления миром надо менять на более устойчивую.

В результате текущего кризиса произойдёт нечто, похожее на падение мировой системы колониализма в 1960-х. Функции управления перейдут к региональным центрам силы. К «своим», местным ребятам. Это в значительной степени снизит напряжение, и сделает мир намного более устойчивым. Конечно, каждой нации и каждому этносу по своему центру не достанется, поскольку каждая зона должна иметь не менее полумиллиарда населения. Но всё равно, мир станет устойчивее.

Так это что, значит, развал мировой экономики на несколько технологических зон - фикция? Нет. Мировая экономика действительно на некоторое время распадётся на несколько экономик. При этом будут решены некоторые проблемы. Технический прогресс уже сделал возможным их решение.

Во-первых, будет осуществлён переход к планово-распределительной экономике. Ещё её называют ресурсо-ориентированной. В отличие от рыночной экономики, товары в ней производятся не для получения прибыли, а для удовлетворения потребностей людей. Как это было в СССР. Поэтому сразу отпадает огромное количество ненужных товаров, придуманных маркетологами. Потом, количество необходимых товаров резко снижается из-за отказа от технологий запланированного старения. И больше не будет беспрерывного изменения формы фар автомобилей с целью выдать это за прогресс. Резкое снижение количества и номенклатуры производимых товаров снивелирует эффект от уменьшения ёмкости рынка в каждой отдельной технологической зоне, по сравнению с мировой. А если и не совсем снивелирует, то на то и кризис, чтобы люди испытали некоторое потрясение и постепенно привыкли к новой парадигме потребления.

Во-вторых, современное автоматизированное производство позволит покончить с концентрацией производства в одних странах, а потребления - в других. Не нужно будет возить товары через полмира. Всё будет производиться на месте, - роботам всё равно где работать. Таким образом, исчезнут колоссальные диспропорции, когда одни страны только производят, а другие - только потребляют. Зато везде будет произведено «импортозамещение», что прольёт бальзам на душу местных патриотов, и станет ещё одним фактором стабильности в мире. Представьте себе iPhone8plus с надписью «Сделано в Беларуси»! Можно украсить его белорусскими узорами, или даже придумать местный суббрэнд. К примеру - «Бульбафон». Где-то мелкими буквами всё равно будет написано, что авторские права на образец принадлежат корпорации Apple, но сколько радости будет у местечковых поцреотов!

То есть, после того, как в ходе кризиса распад мира на технологические зоны выполнит свои функции (переход к новой парадигме потребления и локализация производства), мир снова «срастётся». Только незаметно для обывателя. Для обывателя власть будет своя, и производство - своё. Он будет доволен. А то, что разные валюты тоже сольются в одну, - будет незаметно. Ведь при переходе к безналичному электронному денежному обращению купюры исчезнут. И деньги будут представляться нам только в виде цифр в нашем телефоне. Какая разница как их называть - рубли или доллары?

Мировая экономика снова станет единой, и отдельные технологические зоны станут только зонами ответственности для поддержания порядка на подведомственной территории.

Так что же это значит? Америкосы опять получат власть над всем миром? Нет. В едином мире и правящая элита - единая. И политическая борьба, это не борьба между государствами, а борьба между разными группировками элиты. Уже сейчас нельзя сказать, что миром правят американцы. Миром правят люди, родившиеся в разных нациях и этносах, но не связывающие своё нахождение в элите только со служением интересам своего этноса, как многие думают. Да, среди них непропорционально много евреев, но это связано с тем, что у них уже много веков существует культ учёности и поголовная грамотность, и странно было бы, если бы они этим не воспользовались. Сейчас мировая элита опирается на государство США. Американский народ получает непропорционально большое количество благ, так как тянет на себе поддержание мирового порядка, и должен знать, за что борется. За свои блага. С распределением функций поддержания порядка между региональными центрами силы, распределится и вознаграждение за это.

И, в связи со всем вышесказанным, надо задаться вопросом, каковы шансы России стать одним из центров силы в новом мире? Полагаю, они хорошие. Посмотрите, - Россия была последней побеждённой технологической зоной. Почему? Потому что между нами и победившими в этом соревновании американцами есть принципиальное сходство. И русские, и американцы не представляют собой единую нацию или этнос. И русские, и американцы представляют из себя наднациональную общность, построенную на некоторых принципах, и свободную для вступления в неё всех желающих независимо от этнических признаков. Нельзя стать немцем или поляком, таковым можно только родиться. Но любой при желании может стать русским или американцем. Надо только послать нафиг этнических националистов с их «русскими богами» и косоворотками.

И ещё, у нас есть преимущество. Американцы, как и все люди Запада, слишком сильно «срослись» с уходящей эпохой. Им будет непросто. А мы в уходящей эпохе были изгоями, - нам будет легче принять будущее.

футурология, кризис, технологические зоны

Previous post Next post
Up