Мне в память врезалась фраза из телесюжета о Белоруссии, который показывали по центральному телевидению во времена «перестройки». «В Белоруссии ветер не рвёт флаги Перестройки». Как красиво! Речь шла о том, что в Белоруссии все тихо, никаких эксцессов. На остальной территории СССР на тот момент было уже довольно «весело». А в Белоруссии «не рвёт», тудыть его! А ведь так хотелось некоторым…
Но ничего. Развалили СССР и без помощи белорусов. Можно сказать, что Белоруссия просто «вывалилась» из развалившегося СССР. Народ Белоруссии не хотел выхода из Союза. Белорусские националисты были широко известны только в узких кругах минских гомосексуалистов и порнодилеров. Объявление белорусской «незалежности» на тот момент полностью характеризуется стишком из КВНа времён «парада суверинитетов»:
Ты - москвич, я - сибиряк,
Ты - начальник, я - дурак.
А я взял, - и отделился,
Сам - начальник, сам - дурак.
Воспользовавшись случаем, белорусские туповатые колхозные председатели «уволили» своих московских начальников. И сразу стали украшать себя бел-чырвона-белыми флагами, гербом «погоня» и развешивать вывески на белорусском языке. Милицию одели в форму немецких «полицаев» времён оккупации. Нет, они не были националистами. И настоящих националистов к власти пускать не собирались. Просто теперь у нас национальное государство, как у всех. А иначе - зачем отделялись?
Правда, желание белорусов жить в единой стране было настолько очевидно, что на выборах первого президента в 1994 году предвыборные плакаты пестрели надписями «С Россией!» Понятное дело, кроме нациков, которые получили ноль целых, хрен десятых.
Александр Лукашенко, неожиданно для всех победивший на выборах, реально прекратил строительство национального государства. Вернул государственный статус русскому языку, изменил символику, прессовал нациков. Были у него на тот момент свои причины сближаться с Россией. Он представлял себя на месте, с которого вот-вот должен был свалиться один алкаш с рейтингом 0,3%.
Лукашенко «подморозил» «перестройку» в Белоруссии. С одной стороны вроде бы хорошо. Белоруссию даже начали называть «Вандеей перестройки». Вандея, если кто не помнит, - это провинция во Франции, в которой Великая французская революция серьёзно забуксовала. Но у такой ситуации есть и обратная сторона. Белорусы «застряли в перестройке». Представляете, в России народ хлебнул «демократии» сполна, и понял, как его обманули. А белорусы до сих пор ментально находятся приблизительно в начале 1991 года и мечтают о сладкой «свободе». Уже выросли новые поколения, живущие только этой мечтой.
Но вот подходит время «перестройки-2». Некоторые силы начинают дестабилизацию в Белоруссии. Хотел написать «западные», но чёрт их знает, может и не только западные?
Как же дестабилизировать ситуацию в Белоруссии? Не подумайте, что я ставлю такую цель. Просто есть такой метод. Чтобы обезопасить, к примеру, своё имущество, нужно посмотреть на него глазами злоумышленников. Чтобы понять где слабые места и как действовал бы вор.
Раскачать ситуацию в Белоруссии будет очень сложно. Аналогия с Вандеей здесь не подходит. Как решили вопрос с Вандеей? Более революционные соседи «додушили». Ведь Франция в результате революции не распалась на отдельные государства. А Белоруссия - независимое государство. Ну, во всяком случае население в это верит.
Устроить революцию в Белоруссии мешает легендарная «памяркоунасть» белорусов. Это слово не имеет точного аналога в русском языке. Я бы его перевёл как «толерантность». И власть, и её «оппозиция» произносят это слово со сладким придыханием. О «памяркоунасти» есть такой анекдот: С русским, украинцем и белорусом провели психологический тест. Предложили сесть на стул, в котором торчал гвоздь. Русский в ярости разломал стул, украинец вынул гвоздь и положил в карман, а белорус сидит на гвозде и думает: «может так и надо?»
Причины «памяркоунасти» известны. Белорусы - потомки русских крестьян, проживших несколько столетий под литовской и польской оккупацией. За это время все другие сословия были полностью ассимилированы поляками. Крестьян же не удалось ополячить и окатоличить потому, что крестьянину ничего нельзя запретить. Горожанину или дворянину есть что терять, а у крестьянина и так забирают всё, кроме того, что надо, чтобы он дожил до следующего урожая. Таким образом, русский язык (пусть и подпорченный полонизмами) и православную веру сохранили только крестьяне.
Второй причиной является отрицательный отбор. Русские крестьяне Речи Посполитой находились под тройным гнётом - экономическим, национальным и религиозным. Польский или великорусский крестьянин находился только под экономическим гнётом, и был одной веры и одного языка со своим помещиком. А здесь было в три раза тяжелее. И ещё евреи-арендаторы лютовали, - ведь панам было недосуг самим вести хозяйство. В итоге все, кто не стерпел, сбежали на юг, к казакам.
Теперь можно сказать, что в Белоруссии сложилось общество, в котором практически отсутствуют представители двух верхних каст. Простите уж за такую терминологию. Пассионарность такого общества близка к нулю. Устроить здесь какие-либо потрясения очень сложно.
Политический ландшафт Белоруссии характеризуется тремя категориями.
Первая - «лукашисты». Это небольшое количество людей с врождённым инстинктом поддерживать любую власть, а также значительное количество совершенно беспринципных людей, которые получают или рассчитывают получить от этой власти какие-либо «ништяки».
Вторая - национальная «оппозиция». Если бы не западные гранты и щедрое государственное финансирование через КГБ, она составляла бы сотые доли процента населения. Благодаря денежным вливаниям она составляет что-то в пределах полутора-двух процентов, то есть, около математической погрешности. Она выполняет важную государственную функцию. Собравшиеся в ней люди настолько аморальны, жадны и глупы, что власть при всём её убожестве смотрится на их фоне достаточно терпимо.
Третья - сторонники Западнорусизма. Они составляют сотые доли процента. Поскольку им никто не платит, в их рядах только идейные люди. К сожалению, идеологии у них различаются. Есть красные (как я), есть белые, есть русские нацисты. Но это - единственная настоящая оппозиция в Белоруссии.
Что же будут делать «перестройщики-2»? Давайте вспомним как разваливали СССР. Развалить СССР силами диссидентов и окраинных националистов было нереально. Большинство людей вполне устраивала их жизнь. Проблемы были, конечно, но бывает ли жизнь без проблем? Чтобы развалить Союз понадобилась вся мощь государственной пропаганды. Как очень точно выразился Кургинян, все пушки советской пропаганды зарядили диссидентским дерьмом, и выстрелили в мозги народу. Огромными усилиями госпропаганды удалось создать тягу народа к миражу сладкой капиталистической жизни, к «возвращению на столбовую дорогу цивилизации». Говоря словами Горбачёва «процесс пошёл».
И когда эта тяга, этот прозападный массовый психоз, достиг нужной динамики, вдруг резко ударили по тормозам! ГКЧП! Восстановим СССР с Гулагами и талонами на колбасу! Полозкова на царство! Естественно, тормоза не выдержали. Их просто сорвало.
Так развалили СССР. И пусть некоторые не рассказывают, что это был экспромт. Быстро такое не делается. Так было задумано изначально.
Что же будет в Белоруссии? Аналогично. Уже сейчас, в связи с украинскими событиями, наметилась тенденция к сближению с Западом. Идёт форсированная белорусизация. Некоторые деятели националистической оппозиции заранее прекратили деятельность в ней, и теперь потихоньку получают места в госаппарате. Чтобы не было слишком заметно. Упрощается визовый режим с Евросоюзом. Ставят памятники литовским князьям. Пока всё это не очень заметно обывателю, но сторонники Западнорусизма в Белоруссии уже бьют тревогу.
Белорусская оппозиция уже близка к тому, чтобы слиться с властью в общем экстазе, из которого родится мощный западный вектор. «Перестройка» в мозгах белорусов будет разморожена. Начнётся массовый «евроинтеграционый» психоз. А когда Лукашенко поймёт, что отрыв от российской кормушки реален, а «евроинтеграция» призрачна, он попытается тормозить. И тогда тормоза сорвёт. Ему на смену придут те, кто будет готов дальше нестись на волне массового психоза к миражу «евроинтеграции».
Похожим образом был организован киевский Евромайдан. 23 года украинцы лелеяли мечту о «новой Франции», и когда Янукович чуть-чуть притормозил на этом пути, - его снесли. Но с Украиной аналогия неполная. Здесь революция «отказавших тормозов» была всего лишь техническим моментом. Социального динамита было достаточно и без этого. На Украине есть колоссальная разница между регионами в культурно-языковой области, запредельная даже по российским меркам коррупция, страшная бедность, отмороженные на всю голову бандеровцы. Ничего подобного в Белоруссии нет.
Аналогичная технология «майданизации» планируется и в России. Только наоборот. Российский «майдан» должен стать патриотическим. Прозападная оппозиция ещё на Болотной показала свою слабость, а во время украинского кризиса её вообще загнали под лавку. Сейчас в РФ нарастает массовый психоз с обратным вектором - антизападный. И если вдруг Новороссия потерпит поражение, а Путин не поможет, или даже отдаст Крым? Представляете как «откажут тормоза»?