В последнее время всё чаще можно услышать доброе слово о Сталине. Осознание того, насколько отвратительно построенное антисоветчиками общество, толкает людей к добрым воспоминаниям о советском периоде, и о том, кто его главным образом олицетворяет.
Но по-прежнему нет ясности в вопросе о том, что же произошло в 1937-м году.
Для антисоветчиков всё ясно. Кровавый тиран (с) устроил народу кровопускание для того, чтобы всех запугать и утвердить свою власть. Очевидно, что это глупое объяснение. Очень глупо утверждать свою власть над людьми, убивая их тысячами. Любой умный правитель знает, что надо добиваться любви подчинённых, а репрессалии применять только в крайних случаях, и очень умеренно. А что Сталин был умным правителем, я думаю, обсуждать не надо. Во всяком случае, с вменяемыми людьми.
Значит, версия антисоветчиков «не прокатывает». Но что же тогда происходило в стране в 1937-м?
По версии сталинистов происходило вот что. Шла борьба за власть между сталинистами (коммунистами-патриотами) с одной стороны, и троцкистами (коммунистами-глобалистами) и примкнувшими к ним «правыми уклонистами» с другой. Сталинисты победили, и поэтому СССР стал великой державой и как бы продолжением Российской Империи, а не вязанкой хвороста для мировой революции. Эта версия звучит красиво, и её сейчас поддерживают даже некоторые патриоты, которых не заподозришь в левых взглядах.
Но и эта версия при ближайшем рассмотрении «хромает». Она не объясняет большое количество репрессированных буквально ни за что. Понятно, что «лес рубят - щепки летят», но в данном случае «щепки» задели слишком многих непричастных. Сталинисты не знают что сказать, когда им предъявляют дела простых людей из глухой провинции, «работавших на пять вражеских разведок». Ещё сложнее патриотам объяснить, почему под некоторыми расстрельными списками, в которых значатся явно ни в чём не повинные люди, стоит подпись Сталина. И ещё сложнее понять, почему он отвергал по нескольку раз такие списки, а потом всё-таки подписывал. Получается, взял-таки грех на душу. Не одних только троцкистов уничтожал.
Что же происходило?
Я поддерживаю версию патриотов о том, что в стране шла борьба за власть. Но между кем и кем? И как? Это надо немного уточнить.
Революция, как и всегда бывает в таких случаях, призвала в свои ряды очень разных людей. Ниспровергать обанкротившийся режим пошли многие, и с разными целями.
Поначалу большевики были по большей части глобалистами - сторонниками мировой революции. Только позже стали доминировать патриоты-державники. Они начали переделывать свою теорию и практику буквально «на ходу». Понятно, что перестроились не все. Некоторые остались верны первоначальной теории. Это - всем известное противостояние троцкисты-сталинисты.
Были и «правые уклонисты».
Но были и другие. Были просто любители ниспровергать что-либо, например, устои брака, как Коллонтай. Или установить власть своего народа над сиволапыми русскими, как Бабель. Или проводить опыты над людьми, как Богданов-Малиновский.
Были и те, кому просто хотелось повоевать, а кому-то пограбить. И просто садисты и убийцы.
Когда большевики стали побеждать, в их ряды влились ещё некоторые категории людей. Некоторые противники большевиков по гражданской войне решили «переквалифицироваться в управдомы». А самые умные из окраинных националистов быстро смекнули, что гораздо более успешно смогут продолжать свои тёмные дела на родине и с партбилетом в кармане, чем из эмиграции.
И самая большая категория неподходящих людей, как всегда бывает, - обычные карьеристы. Они не имеют никакой идеи, но прибиваются к идейным группировкам в зависимости от того, кому что подсказывает карьеристский «нюх».
Конечно, люди, преследующие личные или непопулярные цели, прибивались к разным идейным группировкам. Ведь кто победит было совсем неочевидно. По моему мнению, основную (по количеству) часть врагов сталинского курса составили те, кто решил что цели революции достигнуты, у нас есть власть, и ни к чему напрягаться со всякими индустриализациями.
В госаппарате и в партии оказалось очень много людей, не подходящих для строительства великой державы. Они и стали противниками сталинистов в гражданской войне 1937 года.
Я называю это «внутрисистемной гражданской войной». Что это значит?
Государство представляет собой некоторую систему. Иерархическую, обычно. Когда воюют два государства, воюют две системы. Гражданская война, - это тогда, когда две (или больше) противоборствующие системы складываются в одном государстве и начинают воевать друг с другом, пока не останется одна.
Но гражданская война закончилась, и в стране осталась только одна система. Та, которую создали большевики. И она состояла из людей, преследовавших разные цели. Это противоречие надо было как-то разрешить. Но как? Враг скрыт. Выявить сложно.
Считается, что система не может воевать сама с собой. Но, по-видимому, может. Когда не остаётся других вариантов.
Представьте себя на вершине системной иерархии. Точнее, так: вы стоите лицом к двум своим главным помощникам. У них за спиной стоят три их подчинённых. В следующей шеренге - четыре, и так далее. Представили? Вся огромная «пирамида» государственной власти стоит лицом к вам. И один из двух ваших «замов» подаёт вам тот самый расстрельный список на 600 человек. И говорит: «Подпишите». Вы знаете, что большинство из людей в списке - невиновны. Но как не подписать? Бумага пришла по системной иерархии. Откуда-то снизу. По той самой системе, на которой вы стоите. Из той самой свиты, которая делает вас королём. Кто враг? Тот, кто подаёт бумагу? Не факт, - она исполнена где-то ниже. А по чьему указанию? Кого-то выше? А как проверить? Чтобы выявить изменников в системе, тех, кто такими расстрельными списками пытается вызвать недовольство народа вами, вам понадобится ещё одна система. Параллельная этой. Но её нет, в одном государстве не бывает двух систем. Самому проверять в каждом Мухосранске? Это невозможно. Значит, нужно много надёжных своих людей на всех уровнях системы. Но их тоже нет. Ведь вы только недавно взошли на вершину системы, а она первоначально создавалась под немного иные цели. Под те, которые теперь являются вражескими.
Что делать? Остаётся только одно. Терпеливо и кропотливо подбирать и расставлять на всех уровнях надёжных людей, которые помогут выявить замаскированных врагов. А пока это не сделано, придётся подписывать ЭТО! Да. Расстрельные списки на невиновных людей. Потому что когда тебе подают расстрельный список на невиновных, можно сделать только две вещи. Или подписать его, или расстрелять того, кто подал. Но чтобы сделать второе, нужно знать кто враг, он, или тот, кто стоит где-то дальше. Иначе не продержишься на вершине и дня.