900 тыс евро за нарушения права на жизнь

Feb 27, 2014 21:22



Сегодня Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу Джабраилов и другие против России. Жалобы разных заявителей (№ 8620/09, 11674/09, 16488/09, 21133/09, 36354/09, 47770/09, 54728/09, 25511/10 и 32791/10) были объединены ЕСПЧ в одно постановление, в котором Суд в очередной раз признал нарушение властями РФ права на жизнь (статья 2 Конвенции), обязанности провести эффективное расследование похищения (статья 2 Конвенции), запрета жестокого и бесчеловечного обращения (статья 3 Конвенции), права на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 Конвенции), права на эффективное средство защиты (статья 13 Конвенции), а также присудил всем заявителям, в общей сложности, более 900 тысяч Евро в качестве компенсации на нарушенные права.

Интересы двадцати двух заявителей в шести делах из девяти, объединенных в одно дело Джабраилов и другие против России представляли юристы «Правовой Инициативы по России» (Нидерланды) и некоммерческой организации «Правовое содействие - Астрея» (Москва).

Все шесть дел касаются ареста и похищения родственников заявителей - десяти мужчин - прямо из их домовладений в разных районах Чечни в период с 2000 по 2004 гг. Во всех случаях похитители приезжали ночью или ранним утром, во время проведения комендантского часа. С момента ареста своих родственников, заявители не располагают никакой информацией об их судьбах.

Европейский Суд установил, что все эти преступления были совершены представителями федеральных вооруженных сил, дислоцированными в Чечне, поскольку их сотрудники были вооружены автоматическим оружием, были одеты в камуфлированную униформу, проводили обыски в домах и проверку паспортов, свободно перемещались по территории Чечни, включая прохождение блок-постов, использовали специальную военную технику, включая БТРы, УАЗы и УРАЛы, имели славянскую внешность и говорили на Русском языке без акцента. Таким образом, вопреки утверждениям властей РФ, Суд установил, что родственники заявителей были похищены в контексте проведения спецопераций, в рамках которых вооруженные силы обладали эксклюзивным контролем над ситуацией.

Несмотря на то, что уголовное расследование было возбуждено в каждом отдельном случае, такое расследование приостанавливалось и возобновлялось много раз, вопреки непроведению следствием, порой, самых основных следственных действий, включая опрос свидетелей, допрос военнослужащих, проводивших спецоперации, проведение экспертиз. Такое бездействие является особо вопиющим, учитывая тот факт, что в некоторых делах власти сами признавали, что к похищению причастны военнослужащие РФ.

Как следствие, Европейский Суд установил, что такое расследование не может считаться эффективным, поскольку оно было не способно, даже в теории, установить лиц, причастных к насильственному исчезновению родственников заявителей, в нарушение статьи 2 Европейской Конвенции.

Важным является тот факт, что само отношение властей к произошедшему, а также к родственникам лиц, пропавших без вести, является автономным нарушением Конвенции, поскольку причинило сильные и длящиеся душевные страдания заявителям.

По смыслу Европейской Конвенции, теперь Российские власти обязаны провести эффективное расследование преступлений, совершенных силовыми структурами, с целью установления виновных лиц и привлечения их к уголовной ответственности. Данное обязательство является крайне важным для российских властей особенно в контексте выводов Суда о том, что проблема нерасследования похищений лиц, совершенных силовыми структурами РФ на Северном Кавказе, является системной проблемой.

Сегодняшнее постановление ЕСПЧ комментирует Мата Сулейманова, заявительница:

"После этого преступления, я много раз ходила в прокуратуру и другие органы, там целые полки из наших детей, все шкафы заполнены томами … но мне не давали узнать, что в этом уголовном деле, что сказали свидетели, есть ли они вообще в деле. И тогда я стала искать помощи и обратилась в ПИР. И вот, спустя столько лет, наконец, выяснилось, что наши права были нарушены, и с кого-то за это спросят".

За дополнительной информацией можно обращаться:

В Москве, Фуркат Тишаев, юридический директор, АНО "Астрея": +7 (985) 269-9856;

В Москве, Ванесса Коган, директор, АНО "Астрея": +7 (925) 863 5111.

В Назрани, Магомед Барахоев, директор, НОФ "Правовая инициатива": 8 (963) 398 9995

Источник - http://srji.org/news/2014/02/130/

зачистки, Чечня, ЕСПЧ, Ингушетия, правовая защита

Previous post Next post
Up