Первая встреча: галерея Галеева, про память

Nov 08, 2013 11:19

Так вот, о творческих свиданиях. Были с Олей в галерее Галеева. У Галеева показывают произведения из коллекции Бориса Суриса, главного специалиста по графике 20-30 гг. XXв. Дима в сообществе хорошо написал, достаточно даже просто прочитать имена и бежать смотреть. Но кроме отменной графики на меня произвела впечатление витрина с документами, связанными с поисками Бориса Суриса наследия Петра Соколова.

На запрос "Петр Иванович Соколов, художник" гугл упорно выдает информацию о живописце 18 века. Немного помудрив, можно найти следующее: "Высшее образование получал в Иркутске, Париже, Петрограде (1917 г.). В 30-е годы переехал в Москву. Работал Главным художником Большого театра Союза ССР. В 1935 году был осужден на 3 года ОСО НКВД. Срок отбывал в КарЛАГе, п. Долинка. Известно, что он преподавал рисование в средней школе п. Долинка. Был освобожден в 1937 г. без права проживания в столицах, но самолично приехал в Москву, где был схвачен и расстрелян". Еще можно найти, что перед последним арестом художник успел сделать декорации к двум спектаклям новосибирского театра. Вот,  в общем, и все.

Петр Соколов жил в одной квартире с также репрессированным Николаем Олейниковым, и работы художника, хранившиеся там, были уничтожены. В войну пропали работы, хранившиеся в квартире тестя Петра Ивановича - в дом попал фугасный снаряд. А в 1947 г. сгорел новосибирский театр, и вместе с ним сгорели все эскизы и декорации авторства Соколова.

На первый взгляд - без шансов. А Борис Сурис за двадцать лет разыскал около ста работ художника. В витринах - переписка, телеграммы, запросы в театр, ответы "Да, в документах такой значится (главный художник Большого  все-таки!), но никто из сотрудников ничего о нем не знает, не слышал, работ мы не нашли". И финальный - на сегодня, конечно же, - аккорд - Ильдар Галеев в своей галерее не только выставляет листы Соколова из коллекции Суриса, но и издает как всегда хорошего качества альбом "Петр Иванович Соколов. 1892-1937. Материалы к биографии, живопись, графика, сценография".


Еще раз поворюсь, что вся выставка хороша, о жемчугах я даже и писать не буду,  добавлю впечатлений. Там здоровская витрина с художническими портретами друг друга, серьезными и шаржами (Тырса в кафешантане!). И почему-то, не знаю, как описать, как тогда сейчас портретов не рисуют. Лихо и жестко,  как тогда, - рисуют, легкие, как тогда, рисуют, выразительные, как тогда, еще как рисуют, старательные рисуют, обдуманные рисуют, образные и ироничные рисуют, с историей рисуют.  А внимательных, что ли,  к душе модели, по-настоящему, а не на задекларированно на словах, любовных портретов - не рисуют. Ну или рисуют, но я не вижу. Никита разве что в ту сторону пытается думать, как мне кажется. А тогда это естественно как-то у многих получалось.

А еще там прекрасная в своем безумии цветная картинка в "Чижа" про пионеров-куклуксклановцев в балахонах птиц со скворечниками и молотками в руках, я очень хочу такую открытку, но в каталоге открыток галереи ее, конечно же, нет.

Часть информации взята с карагандинского историко-краеведческого сайта, раздел "Культурная жизнь региона -> Живопись и графика -> Художники Карлага", 34 человека в разделе. И очень хорошая страница "О проекте".

чирик, художники, культпросвет

Previous post Next post
Up