Рожденные дикарями. Ювенальная юстиция

May 30, 2012 12:28

Originally posted by croca at Рожденные дикарями. Ювенальная юстиция

Любовь к детям - настолько сильное чувство, что не оставляет равнодушным почти никого. Все мы хотим, чтобы наши детки получали самое лучшее, даже девиз такой был когда-то. Да что там говорить! Часто дети настолько заслоняют горизонт родителей, становятся главным смыслом их существования, что после их взросления старшее 


поколение не знает, чем себя занять, и настойчиво требует внуков. Заботливые мамочки и бабушки с детками в парках или в кружках и секциях - это привычная часть городского пейзажа.

Конечно, есть и изнанка. Есть случаи жестокого обращения с детьми, когда дети подвергаются насилию, есть малолетние преступники, с которыми не могут справиться даже правоохранительные органы, есть с виду благополучные семьи, в которых уровень отчуждения настолько высок, что люди разговаривают на разных языках, и порой это кончается подростковым суицидом.

Сейчас нам предлагают волшебную пилюлю, как обычно - заграничного изготовления, призванную излечить всех сразу: малолетних преступников исправить, папаш-садистов припугнуть, а слишком заботливым мамочкам помешать задушить ребенка с своих любящих объятиях. Называется эта пилюля просто: “ювенальная юстиция”. Звучит красиво, не так ли?



Я сразу представляю добрых тетенек, которые спасают обиженных деток. Чистая светлая комната, много игрушек, кроватки... Ребенка умыли, переодели во все чистое... Да, сюда не доберется папа-садист, не начнет бить ремнем или орать страшным голосом. Но что дальше? Кто эти люди? А это - твои будущие родители, ничего, что это однополая семья или иностранцы, так даже лучше. Или - это детдом, вот тут ты пока поживешь, до решения суда.

Изначально ювенальная юстиция создавалась для перевоспитания малолетних преступников, для их ресоциализации. Нам предлагают ввести французскую модель. Во Франции очень стараются воздействовать на подростков-преступников гуманными методами, не жалеют ни сил, ни средств. Но даже там признают, что подростки абсолютно не раскаиваются, более того, чувствуют свою безнаказанность: поскольку в тюрьме и подобных им заведениях условия хорошие, даже предпочитают отсидеть срок в тюрьме, чем жить в приемной (“фостерной”) семье, и, выйдя на свободу, принимаются за старое. Более того, у взрослых “заказчиков” есть спрос на банды малолетних преступников: ведь до 18 лет они практически безнаказанны. Поймали - пожурили - подержали - отпустили.




У нас есть своя пенитенциарная система, и мы все знаем, как она финансируется. И как финансируются детдома, тоже знаем. Что происходит в современных школах и на какую зарплату вынуждены жить учителя - знаем. Как исполняются законы, и что правовым и законопослушным наше общество можно назвать с большой натяжкой - знаем. Коррупция на всех уровнях - это наши реалии. Поэтому как минимум настораживает факт: почему, не решив всех вышеперечисленных проблем, нам вводят новый правовой институт? Неужели наивно полагают, что новые законы будут исполняться лучше принятых? Или это просто очередная кормушка?

Есть районы (в России и в Украине), где этот проект уже запущен в стадии эксперимента. Есть случаи сведения счетов с помощью оговора и последующим изъятием детей из семьи, есть самоубийства родителей, лишившихся своих детей и отчаявшихся их вернуть. Обращает на себя внимание тот факт, что почему-то дети алкоголиков и наркоманов из семей не изымаются, а в основном хорошие детки здоровых родителей. Они кому-то очень нужны. Будем надеяться, что не на органы, а всего лишь для усыновления.

Родители, может быть, думают, что их это не коснется. Ошибаются. Расскажу о себе, заодно объясняя ситуацию в терминах системно-векторной психологии. Сейчас дочь уже достаточно взрослая, но так было не всегда. Так вот, был у нее период, примерно в 10-11 лет (кстати, в этом возрасте и изымается большинство деток из французских и немецких семей), когда она была на меня очень обижена. Я, как нормальная кожно-зрительная женщина, “жила” на работе, посвящая своей карьере всю душу, все свое время.

Конечно, я приходила домой, я старалась уделять время ребенку, стремилась, чтобы у нее было все, что она может захотеть в этом возрасте, а чтобы это купить, надо было много работать. Впрочем, это рационализация: мне надо работать, чтобы чувствовать себя нормально. Для меня нормально - это когда я “в седле”, размахиваю шашкой, командую войском, парадом или еще чем. То есть никак с образом домашней мамочки реализация кожно-зрительной женщины не сочетается.

Однажды, когда наши семьи (моя и родители, они приезжали к нам раз в год) отдыхали летом на даче. И вот папа мне говорит тихонько: “Там у Насти (имя изменено) такая тетрадь на кровати лежит... Она о тебе такое пишет!... Это же кошмар! Надо что-то делать!” Я отвечаю: “Папа, это ее личная тетрадь, ее прайваси, ее личная территория, я это читать не буду”. Затем муж заглянул в тетрадь и тоже был в шоке, но ничего мне рассказывать не стал. Осенью в школе девочка зачастила к психологу. Сама. Как теперь говорит - жаловалась на родителей.




Классная мне звонила и спрашивала: “Что вы делаете с ребенком?” - “Да ничего, она пошла в школу, мы нежно с ней расстались, поцеловались на прощанье”. - “Да она пришла в школу - на ней лица нет! Говорит со вздохом - это все родители, обижают”. Я только отмахнулась: “Ах, это у нее актерский талант нереализованный. Вам если кто для сцены понадобится - вы ее продвигайте. Моя бабушка, ее прабабушка, тоже на ровном месте трагедии разыгрывала, это гены”.

Как я теперь, опираясь на материал системно-векторной психологии, понимаю, что у девочки врожденный зрительный вектор - она с детства любит рисовать, очень эмоциональна, иногда даже чересчур, а еще зрительный вектор в неразвитом состоянии дает вот такие раскачки от состояния эйфории на пике до тоски и уныния, истерическое требование внимания и любви к себе. Учительница у Насти была очень сочувствующая, кожно-зрительная, вот, почувствовав благодарного слушателя, она и развернулась. А еще тетенька-психолог в школе, которая по долгу службы обязана была выслушивать учеников и помогать им.

Будь на месте психолога инспектор из органов опеки от ювенальной юстиции - не видели бы мы нашу девочку в семье. Тетрадка с письменным документированием обид (накопление обид свойственно анальному вектору) тоже была бы очень кстати. Да, сейчас дочь переросла этот период, причем во многом благодаря моим пересказам лекций по системно-векторной психологии. Как-то раз пришла ко мне и торжественно объявила, что она выбросила ту самую тетрадку. “А что там было, ты хоть расскажи мне, а то я так и не знаю...” - “Ну мама, я тогда была такой глупой... Я записывала, за что на вас обиделась: что ты все время на работе, что не покупаете мне то, что я хочу, что мы живем хуже других, что ты меня ругаешь и заставляешь делать уроки...”

Сейчас она понимает себя гораздо лучше. Сейчас она знает, что есть четыре уровня обиды, по нарастающей: на человека, на группу людей, на общество и на Бога (последнее - только в сочетании со звуковым вектором). С обидой на Бога человек может пойти на самоубийство. Обиды не проходят сами, они имеют свойство накапливаться, тяжелым грузом тянут на дно, не дают расти и развиваться. Сейчас, благодаря нашему общему знакомству с СВП ее состояния в звуковом векторе значительно улучшились, она избавилась от депрессий и суицидальных мыслей. Вопрос: дали бы ей такое развитие приемные родители? Что они вообще захотели бы ей дать? Стали бы прислушиваться к ее страхам, печалям, выслушивать ее фантастические рассказы?

Фантастика. Бравада. Вдохновенное вранье. Все это такие же части взросления подростка, как стремление носить “крутую” одежду и подражать звездам. Добрые дяди и тети из органов опеки могут услышать множество леденящих душу историй, которые на поверку (это если их захотят проверять) окажутся вымыслом. Детки пошутили! Но механизм запущен, и, поскольку ювенальная юстиция не подчиняется ни одной судебной инстанции (она подотчетна только ЮНИСЕФ, организации при ООН, финансируемой частным фондом Теда Тернера), то вернуть ребенка обратно, в семью, будет очень сложно, просто маловероятно.




У меня был случай, когда подопечные пионеры насочиняли обо мне воспитателю всякой всячины. Он и рад был все это записать. Потом начал ходить вокруг меня кругами - ухаживать. Получив отказ - угрожать доносом. Я за собой грехов не помнила, спокойно проигнорировала, а он радостно побежал с докладом к большому начальству. Пионеры пришли ко мне с повинной: “Мы просто пошутили, мы не думали, что он серьезно спрашивает. Ну насочиняли, будто Вы пьете каждый вечер и всякое такое!” Хорошо, что никаких последствий этого доноса не было, потому что меня в лагере знали на месяц дольше, чем этого ревнителя порядка. Привожу этот случай для наглядности, чтобы вы понимали, что и самые благополучные детки могут приврать для красного словца, тогда как действительно битые будут испуганно держать язык за зубами.

Итак, какими могут быть последствия внедрения ювенальной юстиции в наших, постсоветских реалиях?

- Непослушный уретральный ребенок. Таких еще называют гиперактивными. Он не подчиняется ни одной системе, и даже органам ювенальной юстиции будет непросто найти с ним общий язык. Скорее всего, ему пропишут успокаивающие уколы, после которых он никогда не вырастет полноценным человеком. Тогда как именно любовь и правильное обращение с ним родителей и учителей может сделать из него настоящего вождя, талантливого бизнесмена, певца, по харизме равного Высоцкому.

- Кожный ребенок. Кожный вектор в развитом состоянии - это стремление к лидерству, амбициозность, дисциплинированность, быстрая реакция, предприимчивость, любовь к спорту и здоровому образу жизни, стремление соблюдать законы, желание быть впереди во всем: в работе, в новых технологиях, в моде. В неразвитом, архетипичном состоянии ребенок с кожным вектором остается, если его до пубертата (до 13 лет) наказывали физически: “битый” кожник это или вор или человек, живущий со сценарием на неудачу, постоянно навлекающий на себя неприятности.

Для битых кожных деток мазохизм - это нормальное явление. И если такой ребенок “благодаря” органам опеки попадает к фрустрированному анальнику в приемной семье - все, встретились два одиночества. Сцепка садист и мазохист готова, и достаточно случая, чтобы сценарий родительской семьи повторился в приемной. Надо понимать, что человек со сценарием на неудачу сам невольно нарушает правила и провоцирует “воспитателя” на наказание: нежная кожа очень страдает от побоев, и чтобы уменьшить боль, мозг вызывает выброс эндорфинов, естественных наркотиков, и так каждая следующая боль подсознательно становится желанной. А что приемными родителями становятся чаще всего люди с анальным вектором, несложно догадаться: для них семья - сверхценность, плюс неосознанное влечение анальных мужчин к мальчикам... Интересный замес получается.

- Детки с оральным вектором и есть любители насочинять небылиц, и что самое главное - им верят! Верят всегда! А потом выясняется, что “для красного словца не пожалели и отца”, но сделанное не воротишь.

- Зрительники очень ранимые. Они и от косого взгляда страдают, как иной от ремня. Их ожидания в эмоциональном плане наполнить очень непросто: будь со мной, смотри в мои глаза, восхищайся мной, дари мне знаки внимания, еще и еще! Чтобы зрительные детки реализовывались, им нужны и любящие родители и учителя, а еще им очень важно научиться самим дарить любовь, заботиться о ком-то более слабом, сочувствовать и сопереживать. В холодном отчуждении приюта (не говоря уже о довольно диких законах выживания там) им будет несладко, да и приемная семья далеко не обязательно будет достаточно чуткой.




- Дети со звуковым вектором - отшельники от рождения, иногда им ошибочно ставят диагноз “аутизм”, однако на самом деле они углублены в свои мысли. Даже своим родителям непросто найти с ними общий язык, а уж приемным - тем более. Что же касается детдома, то звуковичок в любом коллективе, даже самом доброжелательном, сразу забирается в ракушку, и обычно эти дети становятся гонимыми изгоями.

- Самые обидчивые и обиженные у нас анальные детки. Это просто золотое дно для охотников за приемными детьми! Человек с врожденным анальным вектором с рождения обладает замедленным метаболизмом, замедленной реакцией, при первой опасности впадает в ступор. Зато он от природы усидчив, может долго делать кропотливую работу, вникая в детали, не стремится к лидерству, лоялен ко всем вышестоящим - пока не обидится, конечно. Вот только благодаря ригидной психике, для которой старое всегда лучше нового, анальник будет особенно жестоко страдать в непривычных для него условиях, будь то самая распрекрасная приемная семья или самый фешенебельный приют. А от страданий и обид у анальников накапливаются фрустрации, которые затем выливаются в садизм по отношению к более слабым.

Конечно, описаны только самые простые моменты, проявления отдельных векторов, еще не описаны возможные сценарии развития при их смешении - например, кожно-зрительная связка дает очень яркие типажи, каждый раз уникально реализованные как в лучших, так и в худших своих проявлениях. Однако понятно уже сейчас, что ювенальная юстиция - не панацея в решении внутрисемейных проблем. Если родители хотят, чтобы с их ребенком все было хорошо, чтобы он развивался нормально, то им стоит начинать, прежде всего, с себя: с познания своей личности, с понимания личности ребенка и улучшения на базе этого отношений в семье.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Приложение. Список причин, по которым можно забрать ребенка из семьи:

1) совокупный доход семьи недостаточен для создания “полноценных условий жизни” ребенка, отсутствие постоянной работы или один из родителей безработный;
2) воспитательное давление на ребенка;
3) нарушение прав детей на самовыражение и свободу перемещения (определенные превентивные меры воспитания сына или дочери как запрет посещать дискотеки, ночные клубы, установка возвращаться домой не позже определенного времени и т.д.);
4) удушающая и слишком заботливая любовь матери или отца к своим детям;
5) непосещение детской молочной кухни;
6) своевременно не сделаны все прививки, необходимые с точки зрения государства;
7) несвоевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
8) жилье в аварийном состоянии,
9) квартира требует ремонта;
10) квартира ремонтируется;
11) семья проживает на съемной квартире;
12) наличие в доме домашних животных;
13) антисанитария;
14) аморальное поведение (хождение по дому в нижнем белье);
15) на полу разбросаны игрушки и мусор,
16) отсутствие игрушек в достаточном количестве;
17) ребенок играет с посторонними предметами вместо игрушек;
18) ребенок выполняет домашнюю работу: моет посуду, подметает и моет полы, стирает и т. п.;
19) ребенок находится на кухне вместе с матерью в процессе приготовления пищи;
20) ребенок часто и громко кричит и плачет;
21) в холодильнике присутствует не весь ассортимент необходимых ребенку продуктов или продукты просрочены;
22) жалобы соседей (или домочадцев) на жестокое обращение с ребенком, в т.ч. анонимные;
23) следы избиений (ссадина или синяк на коленке);
24) недосмотр или плохой уход за ребенком (ребенок сам играет без присмотра взрослых во дворе со сверстниками)
25) в однокомнатной квартире воспитывается двое разнополых детей;
26) невыдача родителями ребенку карманных денег;
27) родители мешают индивидуальному развитию ребенка.

перепост, системно-векторная психология

Previous post Next post
Up