«Юкон-2012»

Dec 04, 2012 20:03

Удалось съездить на фестиваль исторической и ролевой реконструкции Юкон-2012. Поехал не просто так, а по приглашению - заполнять литературный блок. Путёвку в ролевую реальность предложила Юля Оскольская, за что ей огромное спасибо.
Также с огромной теплотой благодарю Леди Ди - её аура и забота согревала все дни конвента. Спасибо Тим-Спириту, Коруму, Ангмарцу, Кузнецу, Фильке, Феанору, Графу, Лене-Марево, Любчику, Полине Штерн... да не перечислю я всех! Люди, вы прекрасны!

Что же происходило на литблоке?
Я и коллега Торенко рассказывали о «Зоряной фортеце» и как можно «подкупить» организаторов конкурса рассказов, Владимир Аренев - о персонаже в канве сюжета, Людмила Астахова - о попаданцах в XVII век, так как именно это столетие было темой фестиваля.
Любопытными выдались мастер-классы. На теме «Вступление в университет XVII века» каждому участнику было предложено сыграть персонажа-абитуриента. Правильный формат нащупался в конце, когда абитуриенты начали взаимодействовать между собой (об этом я ещё пару слов скажу). Мастер-классы субботы слились в дичайший буриме-гон, когда историю одного персонажа рассказывали с разных сторон, в т.ч. со стороны попаданца в тело кота XVII века.
Также был круглый стол «XVII век в ролевой игре и массовой литературе: разработка героя/сюжета/мира». Вот с него я и начну размышления по поводу.


Круглый стол проходил в формате диалога между писателями и ролевиками. Предлагалось рассмотреть предметы обсуждения с разных точек зрения, а ваш корреспондент в меру сил руководил этим процессом. Со стороны писателей работали Владимир Аренев, Людмила Астахова и Сергей Торенко, со стороны ролевиков мастера Тимофей Макаров (Тим-Спирит, глава оргкомитета «Юкона»), Макс Кауфман и Алина Владимировна Немирова.
Прежде всего, выявилась разница подходов к миру произведения. Для писателя важно представлять мир произведения во всём его многообразии, но совершенно не нужно всё это многообразие вписывать в книгу. Только сюжетно небходимые вещи. Для мастера, разрабатывающего игру, эти «упущенные» детали часто становятся головной болью. В качестве примера приводился Вадим Панов с «Тайным городом» и Джон Толкин с миром Средиземья, где подобной дырой для мастеров была экономика.
По сюжету тоже развернулась любопытная дискуссия, которую, впрочем, нельзя оторвать от героя, т.е. персонажа. Сейчас в ролевом сообществе активно дискутируется вопрос позволять ли участникам игры самим формировать сюжет, или же в «канон» необходимо загонять мастерской палкой. Под преломлением имеем не менее традиционный вопрос молодого писателя: можно ли писать, не зная окончания произведения, или же надо продумать всё до конца и затем писать?
Олди советуют продумывать. Но при том сомневаюсь, что этот совет применим к ролевой игре, где велика вероятность неожиданных реакций играющих и внезапные ситуации.
Пример Алины Немировой: Игра по мушкетёрам, на условной парижской улице встречаются герцог (молодой игрок) и граф Рошфор (игрок с пятнадцатилетним стажем). Герцог слегка приподымает шляпу, приветствуя графа. Граф игнорирует, мол, чего я буду с этим зелёным здороваться. Герцог строго по ролевой достоверности говорит слугам: «Мне не нравится этот человек». Через пять минут граф Рошфор в мертвятнике и в истерике. Спрашивается, какие же мушкетёры без Рошфора? А вот такие.
Ролевики строят мир на взаимодействии мастерской вводной и воплощения игроков. Писатель сам себе и мастер, и игроки. Конечно, у автора есть прекрасный инструмент, называется «авторский произвол». Только важно помнить, что он же быстро становится роялем в кустах. Много роялей - плохо сам себе задал первоначальные условия.
Аналогично и с известнейшими вопросами «Что делать, если герой ведёт себя не так?» и «Вот у меня выдвинулся второстепенный персонаж в главные, как быть?». Эти ситуации, насколько я понял, достаточно часто встречаются в ролевом сообществе, и оно ещё не определилось со своим отношением к ним.

Людмила Астахова говорила о появлении нового синтетического искусства на стыке литературы, театра и изобразительных искусств. Думаю, она недалека от истины. Как ни странно, но в этой мысли меня укрепляет неоднократное упоминание обсуждений, посвящённых коммерциализации ролевых игр. Вкратце: в начале 90-х дикие люди бегали в занавесках, сейчас в костюмы, антураж и подготовку вкладываются внушительные суммы. Абсолютно очевиден следующий шаг: создание профессиональных игровых сообществ, по аналогии с появлением профессиональных театров. Каким образом они будут действовать - вопрос будущего.

Субботним утром тема круглого стола получила ещё одно продолжение. Я разговорился с Марией Любчик, и она спросила, были ли случаи, когда писатель задумывал канву сюжета и персонажей, а затем отдавал это на отыгрыш ролевикам, и писал книгу уже после игры. Я вспомнил, что таким образом был написан «Вечер у Вайетов» (поправьте, если ошибся).
Тут тоже можно смотреть сразу с нескольких сторон. Можно рассматривать игру как особый вид бета-тестирования, когда взаимодействие персонажей и мира пробуется на зуб. Однако тут не следует забывать о роли вероятности, а также что автор может совершенно иначе расставить акценты. Можно хмыкнуть, мол, что, ролевики считают себя умнее других? Вероятно, некоторые считают. Да и, мягко говоря, некоторые серии некоторых издательств немало тому способствуют. Но при том сообщество ролевиков - достаточно продвинутый читатель, а не тупой потребитель.

Тогда же Мария сказала, что мастер-класс по персонажу-абитуриенту «пошёл», когда народ начал подавать реплики от имени своих героев. Я и сам это понял. Мы немного не тот тон взяли в начале, и, слава богу, сумели подстроиться в процессе. Ребятам не нужен мастер-класс в виде лекции и словесных сносок. Если случится оказия ещё раз оказаться с подобными мероприятиями в ролевом сообществе - их будем строить иначе.

К слову, о сообществе. Оно похоже на писательское, но другое. Достаточно замкнутое. Когда Людмила сказала, что на играх как представителях нового вида искусства, возможно, не хватает зрителей, реакция мастеров была однозначна: НЕТ. Никаких зрителей.
Этому можно найти объяснение. Можно сколько угодно говорит, что писатель пишет для себя и вечности, но вектор всё равно направлен наружу. Без читателя писатель не состоится.
Ролевая игра в рамках своих сбалансирована и самодостаточна. Ей не нужен вектор, направленный наружу. Театр импровизаций, где каждый зритель - участник? Входи в игру, докажи, что свой?..
Буду думать над этим.

При том, дискуссия между Максимом «Феанором» и Владом «Ангмарцем» вместо мастер-класса «Вечером в таверне» показала ещё одну (сколько же их!) грань сообщества: отношение к боям. Максим стоял на позициях, что бой на ролевой игре в принципе соотносим с особым видом танца, когда соперники хоть и наносят удары, но не ставят целью искалечить противника. Влад - тренер команд на «Битве наций», турнире с реальными боями, реальными травмами и, увы, даже с реальными смертями. Он соглашался с Максимом в целом, но оппонировал в частности, что должно быть своё соревнование для тех, кто приезжает на игру рубиться. «Это жестокий спорт, - говорил он, - со своими тренерами, тренировками, командами и призовым фондом в конце». И зрителями.
Знаете, а ведь в фантастике неоднократно описывались жестокие игры будущего. И фильмов сколько снималось. Только навскидку могу вспомнить «Бегущего человека», «Спорт будущего», «Роллербол». Здесь же есть команда, которая представляет страну, и это не «Гладиаторы», популярные в 90-х, где все схватки и соревнования были максимально безопасны.
У этой части ролевого сообщества будущее уже наступило.

Вечерние посиделки напомнили о тех людях, которые раздумывают, ехать ли на писательские конвенты. Это сейчас, после 8 лет конвентования, уже не только не страшно, но и непонятно, что может быть страшного. «Юкон» напомнил, чего именно опасаются друзья.
В 26-м номере собрался народ попе(и)ть песен и пообщаться. Мы жили в 27-м, и довольно неплохо всё слышали. Взяли с Торенко бутылку коньяка и пошли дружиться. Собственно, а почему нет? Тем более, там Канцлер Ги поёт.
Вот тут я сразу всё вспомнил. Никого не знаю - это раз. Половину терминологии в разговорах не понимаю - два. Почему народ смеётся при упоминании какого-то ника - три. И четыре, и пять тоже было.
Собственно, все страхи первого конвента налицо :) Мне, скажем, было чуть неуютно, но вполне спокойно. А если кто вообще никогда не ездил - тот, конечно же, будет долго перед конвентом расспрашивать, искать знакомых и жаться к ним. Опять же, я входил в фэндом с FVC, и только сейчас понял, какое это было благо.

Замыкая круг, возвращаемся к организаторам. Они сумели устроить четыре одновременных семинарских потока, музыкальным стрим, отдельно ярмарку и отдельно игротеку. Ей-богу, у этих ребят стоит поучиться. Стоит поучиться как чётко распределены обязанности в оргкомитете, как решаются вопросы и как железно работает служба регистрации. Пусть на конвент приехало меньше людей, чем планировалось (около 220 человек), и это сказалось на количестве слушателей на семинарах, но стиль работы впечатляет.

Много, много пищи для размышлений дал «Юкон».

---
И немного о музыке, как обещал.
Хотел попасть на концерт Канцлера Ги, но расписание литблока не позволило. Тем не менее, удалось послушать Канцлера на открытии, закрытии и в 26-м номере :) Очень хорошо поёт и мимика замечательная. Понравилась.
Выступали «Немного Нервно», которых слушал на Звёздных мостах. Замечательное впечатление, как и раньше.
Очень хвалили Лору Бочарову. Удалось попасть, но увы, тут мимо меня и тексты песен, и их подача.
Остальных исполнителей послушать не удалось.

Фото будет в следующем (или -щих) посте (-ах).

размышления, концерты, Запорожье, Юкон, Зоряна фортеця, конвенты, наблюдения

Previous post Next post
Up