Jun 20, 2009 20:58
Нынешняя ситуация чем-то напоминает аналогичную в 1982 году. Тогда FIA, которую возглавлял Жан-Мари Балестр, решила запретить атмосферные двигатели, которые использовали британские частные команды. На стороне FIA были заводские команды, которые тогда выступале в Формуле 1 и использовали двигатели с турбо-наддувом - Ferrari, Renault и доживающая свои последние годы в качестве независимого производителя автомобилей Alpha-Romeo (к уничтожению этой команды как конкурента приложил свою руку лично Экклстоун). Британские команды во главе с Lotus, McLaren и Williams тогда объединились в FOCA - ассоциацию конструкторов формулы 1. Возглавил FOCA тогдашний владелец Brabham - Берни Экклстоун. Апогеем противостояния FIA и FOCA стала гонка в Имоле, где команды FOCA объявили бойкот и не вышли на старт. Тогда Энцо Феррари, который был формально на стороне FIA, усадил за стол переговоров Балестра и Экклстоуна. В итоге, противостояние разрешилось мирным путем. Экклстоун стал коммерческим директором Формулы 1 и фактически возглавил чемпионат, а через несколько лет организовал смещение с должности главы FIA Балестра и усадил на его место своего человека - Макса Мосли. Во многом, конечо же, приходу к власти в Формуле 1 Экклстоуна поспособствовал лично Феррари.
Но вернемся в наши дни. Конфликт начался по сути даже не с изменения технического регламента. А с того, что FIA решила указывать командам сколько те имеют права тратить, платить сотрудникам, платить за транспорт и тд. Для команд, которые укладывались в эти бюджетные ограничения - им снимались технические запреты. Понятное дело, что заводским командам, чтобы уложиться в установленные 100 миллионов долларов просто пришлось бы уволить кучу своих специалистов и выплатить большие неустойки. Все команды объединились в FOTA - ассоциацию команд формулы 1 и выдвинули условия о смене регламента. В противном случае команды объявили бы о своем уходе из формулы 1. Мосли ответил отказом, хотя и согласился на единый технический регламент для всех команд, поставив при этом условие об обязательном ограничении бюджета. Приближался последний день подачи заявок на сезон 2010 и восемь из десяти команд FOTA - Ferrari, Renault, McLaren-Mercedes, BMW, Toyota, обе Red Bull и фаворит нынешнего сезона Brawn GP подали заявки на выступление в следующем сезоне с условием смены регламента. Williams и Force India подали заявки на безусловное участие в следующем сезоне и их "участие в FOTA было приостановлено". За день до окончания подачи заявок условия команд не были выполнены и FOTA обявила о подготовке альтернативного чемпионата.
В отличии от событий 1982 года, сейчас оппозиция FIA - это не кучка нищих команд, каковыми были команды FOCA, а основные команды чемпионата вместе с основными пилотами. А вот на стороне FIA как раз оказались вечно нуждающиеся в средствах. Несколько новых команд подали заявки на участие в следующем сезоне. Но, узнав об уходе автопроизводителей, некоторые новые команды, включая производителя гоночных шасси Lola, отозвали свои заявки на участие. Чем все это закончится - сейчас непонятно, но ясно совершенно определенно - конфликт зашел намного, намного дальше, чем противостояние 1982 года. На стороне FIA сейчас FOM во главе с Эккслтоуном, поэтому заявления Мосли о том, что он не собирается уходить в отставку имеют под собой почву - значит у этих стариканов есть планы о том, какие шаги можно предпринять. В общем, посмотрим.
формула-1