Когда эта новость прозвучала в конце прошлого года, это было похоже на шутку. Тогда представители nvidia отчаянно доказывали, что это жуткая неправда, что они никогда такой вариант не рассматривали и что работают над новым поколением nForce. Но... Видимо, все-таки не бывает дыма без огня. Вот новости
раз и
два. Скорее всего, они еще год назад "тихо" свернули разработку, избегая лишнего шума. Впрочем, совсем с рынка они все же не уходят - будут продавать лицензии на SLI и сосредоточатся на чипсете ION для нетбуков. На мой взгляд, это их вторая серьезнейшая потеря. Первая была в 2003 году, когда они отказались от своих звуковых чипов Sound Storm (хе-хе, а ведь когда-то были амбиции позже выйти на рынок дискретных звуковых карт и потеснить Creative).
Не так давно они выпустили последний чипсет под AMD - nForce 980a SLI. По его характеристикам прекрасно видно, что это переделка уже устаревшего 780a под сокет AM3. Старая память, мало каналов для SLI... О новой архитектуре этого девятого nForce уже не приходится говорить. А жаль.
Когда в 2001 AMD выпустила Athlon XP, а NVIDIA сделала под него (Socket A) nForce 2, случилось так, что покупка процессора AMD означала автоматическую покупку материнской платы на nForce. Этот несокрушимый тандем потеснил немало позиций Intel на рынке. Для NVIDIA тогда не было конкурентов на рынке чипсетов под AMD. Дело в том, что именно нвидия тогда первой предложила контроллер двухканальной памяти. У Intel тогда таких наработок и в помине не было. Дальше был пробный камень в виде nForce 3 под Athlon 64. А потом... "оружие уничтожения Intel" в лице nForce 4. Позиции Intel оказались потенциально настолько плохи, что им не оставалось ничего другого, как договориться с нвидией о создании nForce под только что появившийся на тот момент Socket 775. Дело было в том, что NVIDIA предложила ставить в комьютер не одну видеокарту как раньше, а две. В прессе тогда писали, что наработки SLI были еще у 3Dfx, которую NVIDIA купила в 2000 году. Новый стандарт PCI-Express, который заменил уходящий в небытие AGP, способствовал этому. ATI, которая была на тот момент злейшим конкурентом для нвидии, объявила, что ведет разработку собственного стандарта - аналога SLI (не без помощи VIA, конечно же, о чем так любит умалчивать пресса). Нвидия "портировала" nForce 4 под архитектуру Intel. nForce 5 вышел уже сразу для двух конкурирующих архитектур, тогда как семейство nForce 6 - было создано эксклюзивно под Intel. Несмотря на многие улучшения и оптимизации, ничего революционного 5 и 6 семейства nForce'ов не предлагали. Нвидия уже не была безоговорочным лидером. ATI выпустила конкурирующую технологию под названием Crossfire. Саму ATI в 2006 году поглотила AMD. Intel, в свою очередь, сделала удачные, хоть и дорогие, чипсеты X-серии.
У технологии SLI (также как и Crossfire) всегда было много как сторонников, так и противников. Создание SLI-системы всегда требует определенных затрат, тогда как положительного результата как такового может вовсе не оказаться. Слишком многое зависит от драйверов и кода самой игры. Впрочем, у современных игр эта проблема практически решена, да и драйвера на протяжении последних лет активно оптимизировались и отлаживались в этом направлении. И все же, когда NVIDIA анонсировала nForce 7 с поддержкой сразу трех слотов PCI-Express x16, было много критики, порой черезчур. Конечно же, потенциально система с тремя топовыми видеокартами была очень производительной, но ведь зависимость от оптимизаций в таком случае также была огромна, и это при довольно высоких затратах на такую систему. Так или иначе, но здесь NVIDIA первой предложила ставить три видеокарты в компьютер. nForce 7 стал последним nForce.
В момент выхода седьмого nForce и GeForce 9 у NVIDIA начались серьезные проблемы. Ошибка в технологическом процессе GeForce 8 и вроде как даже первых ревизий чипов GeForce 9 слишком дорого обошлась им. На мой личный взгляд, кто бы что там не говорил, именно этот событие стало для компании поворотной точкой, когда им пришлось изменить приоритеты и свернуть разработку системной логики. Вспоминается 2003 год и провал первого поколения GeForce FX, когда они прекратили разработку Sound Storm.
Сейчас, когда прозвучали официальные подтверждения, что компания не планирует выпуск новых чипсетов для настольных процессоров Intel и AMD, можно с уверенностью сказать, что NVIDIA отказалась от построения собственной "идеологии" (центральный процессор+чипсет+графический процессор). Для настольных ПК компания вернулась к тому, с чего начинала - GPU и все, что с ним связано (CUDA). Но это только что касается настольных ПК. Ведь для нетбуков (или маленьких ноутбуков) компания по-прежнему собирается разрабатывать и выпускать чипсеты под маркой ION. Правда, в ION "зашит" не только чипсет, но и мобильная версия GeForce. Еще Tegra. Но сколько времени прошло с момента первого анонса этого, наверное, самого мощного чипа для смартфонов и коммуникаторов, а реальных устройств, кроме Zune HD, который продается только в США, до сих пор нет. Но, думаю, это временно.
Что касается рынка чипсетов, то здесь теперь интересно и просто одновременно. Для процессоров AMD чипсеты разрабатывает AMD, для процессоров Intel - сама Intel.