В прошедшее воскресенье побывал на лекции "Танк Т-35: история создания и боевое применение" известного танкового историка Максима Коломийца в ЦМВС. Вот основные интересные моменты, сказанные на лекции, которых нету или описаны очень вскользь в его книге по этому танку, и которых не найти в интернете:
1. В первой половине 30-х годов прошлого века в СССР рассматривалось четыре проекта тяжелых танков (танки прорыва): Т-30, Т-32, Т-35 и Т-39. Т-35 из всех проектов был самым "приземленным" и более реальным в производстве - потому и был выбран.
Click to view
2. Руководство ХПЗ (Харьковского Паровозостроительного Завода) рассматривало задачу по производству танков Т-35 как самую настоящую обузу. Все силы КБ и самого завода были сосредоточены на танках БТ, что, как показало время, было оправдано. Именно танки БТ "эволюционировали" сначала в танк А-20, а затем в танк А-32, который был принят на вооружение как Т-34.
3. Для серийного производства танков Т-35 были унифицированы его башни: центральная башня была взята от танка Т-28, боковые пушечные - от танка БТ-5, боковые пулеметные были идентичны башням плавающих танков Т-37 и Т-38.
You can watch this video on www.livejournal.com
4. В Т-35 было практически не продумано элементарное удобство выхода экипажа из танка. К примеру, чтобы вылезти мехводу - нужно было переднюю левую (пулеметную) башню развернуть на 90 градусов (как на фотографии из Кубинского музея). Если башню клинило - можно было попытаться вылезти через люк правой передней (пушечной) башни. В случае переворота танка вероятность гибели экипажа сильно увеличивалась, так как не было аварийных люков в нижнем бронелисте.
5. Траки гусениц Т-35 делались из редкой в то время стали Гатфильда. Кроме того, траки гусениц Т-35 и Т-28 были намного надежнее и у них было лучше сцепление, чем у траков гусениц танка Т-34, который унаследовал часть недостатков танков БТ - в том числе и этот.
6. Во время серийного производства Т-35 СССР не принимало участие в конфликтах до 1936 года. А ведь именно в эти годы (1934-1936) танк мог показать себя в боевых действиях, так как по характеристикам вполне мог реализовать возложенные на него задачи в бою. Коломиец считает именно 1936 - годом, когда Т-35 еще нельзя было назвать устаревшим. Начиная с 1937 года танк можно было однозначно назвать устаревшим, а его производство - неоправданным. (Такая же ситуация была, напомню, почти со всей техникой СССР 30-х годов - танки Т-38, Т-26 и Т-28, все штурмовики, истребители бипланы и И-16, большая часть бомбардировщиков).
7. Т-35 выпуска 1938 и 1939 годов имели конические башни, более толстую броню в определенных местах и были более просты в обслуживании. Но при этом были чуть менее маневренные.
8. Везде написано что Т-35 всего было выпущено 61 танк. Надо уточнить - серийных танков было выпущено 59 и два опытных танка (с тремя парами опорных катков с каждой стороны большего диаметра, чем у серийных танков). Опытные танки именовались Т-35-1 и Т-35-2, а серийные - Т-35-А.
9. Для Т-35 мог наступить настоящий "звездный час" в боевом применении в советско-финской войне. Почему танк не принял участие в этих сражениях? Ответ прост. Изначально планировалось быстро закончить войну силами одного ленинградского военного округа. Из "больших" танков там на вооружении были только средние танки Т-28 20-й тяжелотанковой бригады. Поэтому, планировалось обойтись максимум танками Т-28. Когда в январе 1940 года начали свозить к линии фронта танки уже со всех военных округов, Т-35 решили не везти. Причин было как минимум две. Первая - по результатам декабрьских боев стало понятно, что Т-28 очень даже подбивают, а Т-28 имел более толстую броню, чем Т-35, и был намного маневреннее. Вторая - везти 50-тонные махины из Харькова в Ленинград было очень затруднительно.
10. Т-35 приняли участи в боях летом 1941 года. Есть известная фотография уничтоженного Т-35 (у которого сдетонировал боекомплект) рядом с подбитым БТ. Нигде не говорится о том, что есть вторая фотография этого места, но сделанная чуть дальше и с другого ракурса, где стоят уничтоженные Pz.II и Pz.III. То есть, Т-35 и БТ дали бой немцам, уничтожив два вражеских танка.
11. Т-35 обычно пробивались немецкими 20-мм орудиями. Но если это не получалось, то 37-мм орудие гарантированно пробивало любую защиту этого танка.
12. Т-35 не принимал участия в обороне Москвы в конце 1941 года. Есть много фотографий того времени одного танка Т-35 в камуфляжной белой окраске, но в боях он участия не принимал - об этом нет в архивах ни одной записи. Что в действительности стало с этим танком - не известно.
Так могли бы выглядеть Т-35 в боевых действиях:
13. Немецкий механик-водитель, который управлял трофейным Т-35 во время транспортировки его в Германию, много жаловался на этот танк - в частности на необходимость прикладывания больших усилий на рычаги, особенно при переключении передач.
14. Легенда о том, что трофейный Т-35 был подбит при обороне Берлина в 1945 году - всего лишь утверждение немецкого историка, не подтвержденное архивными записями. Трофейный Т-35 действительно состоял на вооружении одной из частей, оборонявших пригород Берлина, но об использовании танка в бою нет ни одного исторического упоминания. Недавно всплыла одна архивная фотография этого танка уже после взятия Берлина советскими войсками. Судя по фотографии, танк никак не мог принимать участие в бою, так как он стоит без гусениц и частично разобран. Но вполне возможно, что его могли использовать как неподвижную огневую точку.
15. Самоходные артиллерийские установки СУ-14 сделаны НЕ на базе Т-35. От Т-35 взято очень много узлов, двигатель, опорные катки ходовой. Но ходовая у СУ-14 совсем другая, чем у Т-35, и более примитивная. Если у Т-35 пружинно-балансирная подвеска, то у СУ-14 просто пружинная.
Самоходная артиллерийская установка СУ-14-2 в Кубинском музее:
16. Т-35, который сейчас находится в Кубинском музее, привезен туда от одного из танковых училищ уже после окончания войны.
Также о Т-35 можно почитать на
википедии и
лурке.
Известный плакат 30-х годов прошлого века: