После окончания E3 в СМИ много пишут о противостоянии Microsoft и Sony на консольном рынке. Про главные моменты пишут вскользь, зато много рассуждений на тему "Можно ли будет продавать б\у игры или нет.", что, впрочем, тоже имеет некоторое значение. Мне хотелось бы рассмотреть всю ситуацию с консольной индустрией целиком и разобрать основные моменты ее изменения.
1. Nintendo вышла из противостояния с Sony и MS, но пока остается на рынке.
Выставка E3 2013 стала тем моментом, которое окончательно оформило некое очень значительное и масштабное событие в рамках консольной индустрии, происходившее последние пару лет.
Я уже
писал о конфликте EA с Nintendo и о том, что из западных партнеров у Nintendo в последнее время оставались только собственно EA и Ubisoft. Спустя пару недель после окончания E3, EA и Nintendo решили
прокомментировать сложившуюся ситуацию, что, впрочем, ничего не изменило. Иными словами, EA не будет больше делать игры для Wii U, так как эту приставку почти никто не покупает.
После окончания E3 президент Ubisoft
заявил, что "Ubisoft больше не будет делать эксклюзивы для Nintedo Wii U" (
оригинал новости). Перевожу на русский язык это заявление. Портирование игр в рамках PC и консолей XBox One, PS4 и даже XBox360 вместе с PS3 не занимает сравнительно много усилий и средств. При этом, некая прибыль от таких игр гарантирована, так как консоли есть у многих, а компьютеры - так вообще у всех. Wii U - сравнительно слабая система. По некоторым оценкам, она слабее XBox 360 и PS3. При этом, портирование игр между Xbox 360 и PS3 многими разработчиками игр освоено на ура. Портирование же на Wii U является весьма затранным с точки зрения усилий студии-разработчика (к примеру, нужно учитывать, что игровые движки Unreal Engine, id Tech и Cry Engine не поддерживают консоль от Nintendo). А теперь к этому моменту нужно прибавить количественный фактор занимаемых позиций Nintendo на рынке консолей. И получается, что создание портов игр для Wii U не только невыгодно, но и неприбыльно. Учитывая это, заявление Ubisoft звучит примерно следующим образом: "Мы прекращаем делать игры для Wii U". Это означает, Nintendo лишилась последнего западного крупного партнера. Все!
Очень важно понимать, почему речь на текущий момент идет только о Wii U. Под портативную систему Nintendo 3DS никто в Европе и США уже не делает игры около года. Эксперимент с 3D-экраном у Nintendo полностью провалился. Система изначально плохо продавалась, а потом и вовсе стала
никому не интересна. Понятно, что это означает? Объясняю. Еще с конца 90-х годов так повелось (хотя совсем ярко выражено это стало проявляться начиная с эпохи Game Cube и Game Boy Advanced), что "большие" консоли Nintendo создавала больше "для имиджа". Основную прибыль компании приносили портативные игровые системы. "Гейм бои" продавались намного лучше, чем "гейм кубы", поэтому прибыли с портативных систем было больше как для разработчиков, так и для самой Nintendo. Портативные консоли были для Nintendo самыми настоящими "дойными коровами". Так было вплоть до эксперимента с 3D-экраном. Отказавшись от DS в пользу 3DS, японцы попросту не оставили себе козырей. Да, существует довольно большое Nintendo-коммунити на Западе. Но это не пятьдесят процентов консольного рынка, и даже не пять! Значит, 3DS не является для Nintendo такой же прибыльной системой, какими были до этого все "гейм бои" и DS. То есть, в случае провала на рынке домашних консолей, у компании нет дополнительного источника прибыли.
На следующий день после заяления Ubisoft президент Nintendo Сатору Ивата выступил с
заявлением: "Нас не волнует что происходит на других консолях, мы будем развивать собственный контент." (
оригинальная новость). Все. Вот начиная с этого момента вся та многолетняя эпоха соперничества Nintendo с другими производителями приставок ушла в прошлое! Даже во времена Nintendo 64, последней картриджной приставки, когда у Nintendo было огромное количество партнеров, Game Boy Color был единственной и при этом невероятно успешной портативной консолью, в N64 сравнительно мало продавалась и практически не приносила прибыли ни самой компании, ни разработчикам игр под эту приставку, Nintendo не позволяла себе такого. Даже если осенью они как-то убедят EA выпустить одну или пару игр линейки EA Sports под Wii U, а Activision сподобится выпустить Call Of Duty: Ghosts (что совсем маловероятно), это уже ничего не изменит. Впрочем, в Японии такие компании как Konami, Capcom и Sega все еще продолжают делать игры для Wii U и 3DS, а в России эти консоли по-прежнему продаются и их цены сравнительно небольшие. Но меняет ли это хоть что-то в глобальном смысле для Nintendo? В разное время были интересные события в консольной индустрии: перезапуск Dreamcast в Японии в 2006, выпуск в Бразилии и США Mega Drive (Genesis) 3 (1998) и Genesis 4 (2008), плюс был еще такой феномен как Zeebo (в основе приставки лежали процессоры Qualcomm и мертвая ныне ОС Brew), но все они были рассчитаны на определенную сравнительно небольшую фанатскую аудиторию. Именно таковой является сейчас аудитория Nintendo. Где сейчас все эти приставки? О них никто не вспоминает и это никому не интересно. Nintendo вступила и уверенно идет по этому пути, не замечая, что свернуть с него уже нельзя.
2. Sony на пути к безоговорочному лидерству в консольной индустрии, или Майкрософт "уже не та".
Самой обсуждаемой темой после презентаций консолей нового поколения стали условия использования XBox One и PS4. Повышение акций Sony после презентаций - это, на мой взгляд, лирика. В действительности произошли (в прошедшем времени - потому что я лично уверен на 99.9%, что в MS не пойдут на попятную) некоторые настолько серьезные изменения, что впору говорить о полном переделе консольного рынка (в первом пункте речь об этом не шла - Nintendo уже давно не занимала хоть сколько-нибудь значимых позиций на рынке). Прежде чем говорить о будущих приставках, надо слегка взглянуть на то, что происходит с нынешними. Прежде всего, XBox 360 активно теряет позиции, уже более полугода люди активней покупают PS3, чем консоль от MS. А что касается рынка портативных консолей - так там вообще полностью доминирует Vita. Во всяком случае, для PS Vita все еще анонсируются и разрабатываются новые игры, в отличие от той же 3DS, для которой новые игры анонсируются преимущественно в Японии. Иными словами, Sony сейчас взялась активно отвоевывать позиции на рынке консолей у MS.
Теперь о том, что было сказано на презентациях консолей нового поколения. Начнем с мелочей. PS4 будет стоить 400 долларов, Xbox One - 500, причем Kinect будет включен в комплект обязательно. На PS4 можно продавать б\у игры, а на XBox One нельзя. И этот момент очень важен для западных игроков. То есть, их выбор становится понятным в таком случае. И вот здесь за Майкрософт
вступается (
оригинал) Блежински и начинает что-то крякать о вранье Sony и о том, что их заявления - игра на публику. Я просто напомню, что Блежински - это человек, который плюнул в лицо всем фанатам Unreal, когда Microsoft заплатила ему и другим руководителям Epic Games деньги за сотрудничество. То есть, все те ценности игровой механики серии Unreal Tournament, которые создавались и были любимы на протяжении семи лет, были просто растоптаны в 2006 году, когда следующая игра серии была переименована и анонсирована на XBox 360. То есть, Epic было абсолютно наплевать, что о них подумают их фанаты, ведь были заплачены деньги, а фанаты для Epic - это просто использованная (простите за грубое сравнение) пара носков, которую можно выкинуть, и купить новую. И после этого Блежински еще смеет кому-то что-то говорить? Вот пара интересных роликов с E3:
Click to view
Click to view
Понятно настроение публики и как это может аукнуться количеством предзаказов для Майкрософт? Теперь о более главном - для игры на XBox One потребуется подключение к сети, а на PS4 не потребуется. Не у всех приставка дома подключена к интернету, хотя это меньшинство. Это, во всяком случае, просто неудобно, что при отсутствии сети нельзя будет играть. Майкрософт немного изменила XBox 360, анонсировав это на E3, - приставка теперь стала сильно похожа на XBox One. И после презентации на E3 было сделано вот
такое заявление: "Нет интернета для XBox One - покупайте XBox 360. Она изначально сделана как устройство для игры в оффлайне". Понятно, какая из двух новых приставок будет более предпочтительна после такого заявления? Это ведь не хитрый ход Sony, это сдача позиций MS. Вчистую.
А теперь о самом важном, о чем в СМИ было упомянуто совсем вскользь. После презентации на E3
выяснилось, что на XBox One нельзя будет играть в тех странах, где не запущена служба XBox Live. Это практически вся Восточная Европа, включая Украину и Белоруссию, половина Азии и больше половины Южной Америки. То есть, взамен жителям этих стран даже не предлагается XBox 360. Но даже если бы и предлагался, например, для "развитых" с точки зрения MS стран XBox "для бедных", то есть XBox 360, то альтернативой ему являться будет вовсе не PS3, а уже PS4! Значит, это добровольный подарок этих рынков конкуренту! Я обсуждал эту тему с коллегами и было интересно возражение: "У Майкрософт другие источники прибыли, игровая индустрия для них - не самое важное. Windows, Office - вот главные источники прибыли для них." Тут просто надо понимать, что на дворе уже не 2006 год. Ситуация с Vista была для Майкрософт кризисом, причем явно временным. А ситуация с Windows 8 - это катастрофа глобального масштаба для компании. Во времена Vista в продаже была Windows XP, для которой активно выпускались обновления. Сейчас Windows 7 больше не продается, а "восьмерку" никто покупать (да и даже с торрентов качать) не собирается. И Windows 8.1 эту проблему не решит. И как они будут выбираться из этой ситуации, в которую они себя активно вогнали - вообще никому не понятно. И здесь надо четко понимать, что при текущей политики компании они не собираются ничего кардинально менять - слишком большие ставки были сделаны. Вообще, про мутацию Майкрософт я хотел написать большую статью, начал писать, но все руки не дойдут завершить ее. Факт в том, что медленная, очень вязкая самоликвидация компании происходит на наших глазах.
Очевидно, поняв, что их консоль теперь купят разве что оголтелые фанаты, в Майкрософт, случилась некая паника, и они решили изменить условия насчет своей приставки нового поколения. Игры на дисках
не будут привязываться к учетной записи, и ими можно будет
делиться с друзьями. Эти новости промелькнули быстро, и на них уже меньше обратили внимание, чем на слова, сказанные во время презентации. Блежински и тут
подвякнул, как всегда невпопад. Sony и общественность тут вообще ни причем. На эти решения повлияла та ситуация, в которой оказалась Майкрософт после презентации своей новой приставки.
Есть еще один небольшой, но немаловажный момент. Репутация компании на нескольких рынках, где она представлена, влияет на репутацию этой компании на другом, например, новом для нее рынке. То, что творит сейчас Майкрософт на рынках настольных ОС, офисных пакетов и мобильном рынке так или иначе скажется на ее деятельности на рынке консолей нового поколения. И тогда Sony (к счастью или к сожалению?) станет абсолютным лидером на этом рынке. Ждать осталось не так и долго.
PS: Для Wii U подтверждена разработка Call of Duty: Ghosts. Но вряд ли это спасет Nintendo.