…Сегодня утром мы с Максом затеяли съемку в томском Доме художника. Там свои расписные матрешки выставляла удивительная женщина Тамара Михайловна Хохрякова. Год назад я уже писала
текст про нее и ее распрекрасные работы. А сейчас 8-е марта, все дела… В общем, решили мы матрешечную тему еще раз актуализировать, но уже в газете «Томский вестник».
Утром в Доме художника было совсем безлюдно. Пришли мы, значит. Макс распаковывает свои причиндалы. Он молодой человек серьезный, поэтому на съемку выезжает не только с фотоаппаратом, но и со светом. В общем, работает от души в лучших традициях московского глянца.
На выставку кукол Тамара Михална отдала свою тридцатиместную матрешку.
Красивую-распрекрасную матреху предусмотрительно заперли в витрину, чтобы не растерялись куколки. Ключи - у вахтера:
- Подбирайте сами, - протянула она мне две увесистых связки.
И я подбираю ключи. А Макс расставляет свет. А Тамара Михална - матрешки, которые с собой привезла. И все это пятничным утром происходит весьма неспешно.
Весьма неспешно вваливается в музей группа иностранных студентов.
- А теперь начинаем экскурсию! - торжественно заявляет их сопровождающая.
- Посмотрите налево - какая красота! - сообщает студентам она. - Посмотрите налево - какая красота!
А там и правда, красота. И грех не сфотографироваться восемь раз у всех возможных экспонатов.
…А я подбираю ключи. А Макс выставляет свет.
Тем временем энергичной сопровождающей приходит в голову сделать снимок на память. «А сфотографируйте нас, пожалуйста!», - обращается она к Максу, который, как вы помните, выставляет свет. И протягивает ему телефон. Макс чешет репу, вертит в руках телефон…. И все студенты уже выстроились в «фотографическую» композицию на фоне полуметровых кукол.
- Нет! - говорит он внезапно.
- Нет, ну вы хоть улыбайтесь! - добавляет он и нажимает на кнопку.
…А я подбираю ключи. А довольные студенты разбредаются по выставке и фотографируются уже сами.
И тут…. Пространство задрожало.
Пара авторских полуметровых гипсовых кукол летит на пол. Красивые - в нарядных платьях. С длиннющими ресницами. Голова одной из них - в дребезги. Мозг из фольги - на пол. У другой - серьезная травма ноги. В общем, по российскому законодательству это можно было бы квалифицировать, как убийство по неосторожности.
И вроде кукла-куклой. Неживая. А ощущение такое, будто стал очевидцем вполне реального ДТП. У Тамары Михалны даже весь настрой фотографироваться пропал:
- Это ведь столько авторского труда в каждой кукле…, - сокрушалась она.
Теперь иностранным студентам придется возмещать ущерб. А музею - оправдываться перед автором.
…Ключи я подбирать бросила - решили ограничиться теми матрехами, что Тамара Михална с собой привезла. Дышали мы остаток съемки совсем аккуратно - как бы чего не вышло.
А студенты, тяжело вздохнув после инцидента, продолжили фотографироваться. Одна из девушек, робко озираясь по сторонам, спешно засняла айфоном тела погибшей и пострадавшей. На память.
Мораль: Осторожно в музеях! И вообще: будь осторожен!