Манипуляции сознанием. История

Oct 22, 2013 13:47

Оригинал взят у mysea в Манипуляции сознанием. История
К предыдущему посту

Оригинал взят у arteschool в Манипуляции сознанием. История
Был такой художник Геннадий Добров, кстати, заслуженный художник России. Известен он, в том числе и своими карандашными рисунками - это портреты фронтовиков. Он и выполнены крайне реалистично. Черно-белые рисунки передают человеческую трагедию - боль людей, ставших инвалидами в результате войны. Но многие лица полны мужества. На иных улыбка сильных людей, даже в своем состоянии сохранивших волю к жизни, умеющих продуктивно трудиться.
Я помню эту серию. Ее показывали раньше детям, с одной стороны, чтобы подчеркнуть ужасы войны, с другой, чтобы показать силу характера людей…



Но помните психологический фильм-эксперимент Соболева «Я и другие», где демонстрируется, как одно и то же изображение получает различный смысл в зависимости от предложенного контекста. Одна и та же фотография подается зрителям то как потрет ученого, то как портрет преступника. И зритель начинает собственное чтение характера, точнее не чтение, а домысливание, обусловленное контекстом, - изображенный на портрете то кажется полным благородства и ума, то зловещим персонажем.



Рисунки Геннадия Доброва оказались в такой же роли. Мы привыкли видеть в них человеческие судьбы, опаленные войной. Блоггер http://exidna-i.livejournal.com/530620.html, а за ним и другие, например, http://avdeev-roman.livejournal.com/259981.html?view=8529037#t8529037 разместили текст, сделавший талантливые работы свидетельством преступлений, достойных Гаагского трибунала, заставивших тысячи людей почувствовать ненависть к стране, в которой они родились и стыд за свой народ. И всего-то дело было в контексте. «Всмотритесь в эти лица», - написали блоггеры и сопроводили рисунками текст про высылку инвалидов войны в дома инвалидов. «Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо-ша спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее», - написал автор.



И как иначе заиграли рисунки! Они вдруг стали свидетельствами кровавого преступления. И мало кто обратил внимание, что на самом первом изображении, размещенном в тексте, был, например, человек без рук и ног - «человек-конверт», проживший в интернате 29 лет! Это очень немало. Очень немало, ведь просто при лежании без движения даже у обычного у пациента образуются пролежни - предтеча очень опасных состояний, могущих, если человека оставить без должного ухода, убить его - в некоторых случаях для этого хватит нескольких недель.

Но каков прием! Как блестяще использован контекст! Как рисунки, созданные с целью показать трагедию страшной Войны стали обвинением тем людям, кто заботился об инвалидах этой войны…
Хорошо были устроены дома инвалидов или плохо? Или можно было устроить их лучше? Этот отдельный разговор. Но насколько просто направить ум человека на определенный путь, используя самые простые выразительные средства - вот о чем надо задуматься. Вот, что надо знать, чтобы сохранять ясность ума, не попадаясь на простые, в общем-то, уловки манипуляторов…



Кстати, про сам дом инвалидов на Валааме, к которому авторы притянули размещенные выше рисунки, а также про то, где начинается и заканчивается легенда про "Валаамскую фабрику смерти", можно прочитать здесь: http://ihistorian.livejournal.com/287254.html

Геннадий Добров, история

Previous post Next post
Up