Храмы Беларуси

Apr 05, 2020 23:25

Если меня в Беларусь заманили замки, то мужа заинтересовал костёл в Гервятах.
Ехать около 180 км под границу с Литвой ради одного костёла - неразумно, но если очень хочется…
Наш белорусский друг max_helloween немного подумал, прикинул, что там вокруг да около и составил для нас тематический маршрут по храмам Беларуси.

И вот, позавтракав и захватив с собой в дорогу термос с чаем да плед (белорусская погода не всегда была к нам ласкова, и муж немного приболел), мы отправились в путь.



Первая остановка - агрогородок…
Оказывается есть в Беларуси особый тип сельских населённых пунктов под названием «агрогородок» - некий улучшенный вариант села, «деревня будущего». Впрочем, с виду это вполне обычная деревенька, по-нашему - село. Возможно, просто дабы люди не комплексовали, что живут в деревне (особенно молодёжь), для них придумали это стильное слово «агрогородок».

Так вот, наша первая остановка - агрогородок Порплище (Докшицкий р-н Витебская обл.). Здесь находятся сразу два деревянных храма, один напротив другого, православная церковь и костёл.

Костел Девы Марии Королевы (бел. Касцёл Дзевы Марыі Каралевы) - странно, почему королевы? Построен он в 1937-1941 гг. Благополучно пережил войну и последующий, не менее опасный для церковных сооружений, советский период (тогда он использовался под школу и мастерские). Местные жители очень бережно относились к храму и сохранили его в хорошем состоянии. В 1990 г. костёл вернули католикам, и он снова стал использоваться по назначению.



Попасть вовнутрь у нас не вышло, костёл был закрыт.

А вот православная Спасо-Преображенская церковь (бел. Спаса-Праабражэнская царква) была открыта.



Бабульки потихоньку собирались на лавочке, очевидно скоро должна была начаться служба.



Надо сказать, люди здесь, как впрочем, наверное, и во всей Беларуси, очень приятные и приветливые. Не было никаких косых и осуждающих взглядов на нашу туристическую одежду и фотоаппараты. Напротив,  какой-то мужчина принялся нам рассказывать про церковь да водить-показывать.

Оказывается, эта церковь гораздо старше соседнего костёла, построена в 1627 г. Понятное дело, что со времени постройки она не раз обновлялась, ремонтировалась и достраивалась (1883 г. пристроена колокольня), но всё же сохранила первоначальные черты.

Меня же больше всего впечатлили церковные иконы - это не привычные писаные картины, а плетёные ковры. Да и вообще вся церковь устлана коврами.



А вот муж, Володя, особенно заценил указатель на село Володьки (бел. Валодзькі ;)



Следующая остановка - город Глубокое (бел. Глыбокае) всё та же Витебская область. Здесь тоже два древних храма (правда, уже каменные), и тоже один напротив другого, и тоже один православный, другой - католический (может тут традиция такая?). Кстати, они ещё и очень схожи между собой.

Католический Костёл Святой Троицы (бел. Касцёл Найсвяцейшай Тройцы) - построен в 1764-1782 гг. Но до наших дней он дошёл в несколько изменённом виде. Дело в том, что в какой-то момент костёл стал тесным для возросшего числа прихожан и в 1902-1908 гг. его перестроили-расширили, но при этом всё же сохранили главный фасад.



Заглянуть в середину и этого католического храма нам не удалось - он почему-то тоже был закрыт.

Расположенный напротив православный Собор Рождества Пресвятой Богородицы (бел. Царква Раства Багародзіцы), построен раньше своего соседа, в 1639-1654 гг., и имеет более сложную судьбу. Изначально это был католический костёл (вот и причина сходства с соседом) - Успения Девы Марии при монастыре кармелитов. Храм и сейчас красив, а тогда…



Поговаривают, что даже сам Наполеон, остановившись в монастыре кармелитов в июле 1812 г., был впечатлён костёлом и даже сожалел, что не может взять его с собой в Париж, ибо не стыдно было бы установить его рядом с Собором Парижской Богоматери.

Когда в 1830-1831 гг. вспыхнуло Польское восстание против власти Российской империи, дошедшее и до этих земель, монахи активно поддерживали повстанцев. Не удивительно, что после подавления восстания, монастырь закрыли, а костёл отдали русской православной церкви.



Во время Второй мировой войны подземелья собора использовали как тюрьму, а после войны - как склад консервного завода. Понятное дело, что от церковной утвари мало что осталось, да и само здание во время войны сильно пострадало. Его, конечно, восстановили, но вышло уже менее помпезно.

Сейчас это действующий православный собор и двери его, когда мы подошли, были открыты.



Служба, по-видимому, только закончилась и местные бабульки во главе с батюшкой собирались на общую трапезу - в стороне под навесом виднелись накрытые столы.



Мы же, узнав, что Глубокое - не только городок с древней и богатой историей, но ещё и местонахождение мясокомбината, прославившегося своей продукцией на всю Беларусь, прикупили в его магазине той самой продукции, да и поехали дальше.

Совсем рядом с Глубоким (в 11 км), расположено село, точнее ещё один агрогородок, Удело (бел. Удзела), в котором находится древний католический монастырь ордена Францисканцев.

Основал монастырь воевода Юзеф Корсак в 1642 г.
Поначалу монастырские постройки и главный храм были деревянными, но в 1766-1791 гг. на месте старого был возведён новый храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (бел. Касцёл Беззаганнага Зачацця Найсвяцейшай Дзевы Марыі) уже из кирпича. А следом отстроены и монастырские корпуса.



Для меня такой вид костёла достаточно непривычен, больше напоминает филармонию или дом культуры. А всё потому, что в 1837 г. его перестроили, придав черты классицизма: убраны боковые башни, на фасаде появился треугольный фронтон.



Позже построена колокольня-брама.



В 1851 г. монастырь был закрыт, а монастырский храм стал обычным приходским костелом. В советское время закрыли и костёл. Впрочем, с концом советов храм возродился.



А в 2000 г. сюда вернулись монахи-францисканцы, и вновь был организован полноценный монастырь - отреставрированы жилые и хозяйственные корпуса, облагорожен сад, установлены скульптуры и памятники, организованы фотовыставка и традиционная белорусская «батлейка» (кукольное представление на религиозную тему).

Территория красивая, ухоженная, но всё же чувствуется какое-то запустенье, да и храм явно нуждается в ремонте.



А может, просто виной всему хмурая погода, тяжёлые серые тучи и всё усиливающийся дождь, но на меня накатила грусть-уныние, а, возможно, не только на меня, так что мы поспешили в машину.

Следующий пункт в нашем маршруте - ещё одно село Глубокского района - Мосар. Здесь находится Костёл Святой Анны (бел. Касцёл Святой Ганны).



Построен он в 1792 г. на средства владевших этими землями Роберта и Анны Бжостовских. И назван в честь покровительницы Анны - Святой Анны, матери Богородицы, которую всегда особо почитали католики.



До наших дней костёл дошёл практически в своём первоначальном облике, и что бы ни происходило, он всегда оставался действующим: и во время Второй мировой войны, и после, несмотря на попытки советских властей закрыть храм, даже когда у прихода не стало священника, верующие продолжали приходить и молиться.



Новая жизнь для храма началась в 1989 г., когда сюда приехал ксендз Юозас Булька. При нём был восстановлен костёл, окультурена территория вокруг - создан целый культурно-дендрологический комплекс.



И… не знаю, в чём причина, но именно это место произвело на меня самое сильное впечатление.
То ли удачно «подыграла» погода, даровав луч света в тёмном царстве - пропустив сквозь мрачные тучи солнечный луч, осветивший в аккурат изваяние Богоматери, оплакивающей снятого с креста Иисуса (копия статуи Микеланджело).



То ли те старания, любовь и забота, с которой люди создавали и продолжают поддерживать всю эту красоту… Не знаю. Но находясь здесь отчётливо ощущаешь - это место особенное!



А ещё именно здесь я впервые в своей жизни увидела лотосы. Вот так вживую.



Много лет изучая индийские танцы, я была уверена, что этот священный в индуизме цветок растёт исключительно в тёплых южных странах. А тут вот он, в такой холодной Беларуси, под тяжёлыми свинцовыми тучами.

И я, возможно, ещё долгое время тешила бы себя мыслью, что видела настоящие лотосы, если бы меня тут в комментариях не разочаровали, что это никакой не лотос, а кувшинка :(



У костёла Святой Анны очень большая и красивая территория, но нам не удалось её всю обойти - начиналась гроза.
Ну а поскольку время было уже самое обеденное, мы заехали пообедать в кафе при страусиной ферме - никогда ещё не ела страуса, и интересно было попробовать.

Действительно ли мы ели там страусиное мясо - не знаю, но было вкусно и от известных мне курицы, утки, индюка вроде отличалось. А вот самих страусов мы там не увидели, по словам недружелюбной администраторши, их уже забрали в другое место на зимовку. Зато были козлы.



И тут я, наконец, поняла, почему непорядочного мужчину называют именно козлом. Когда я попробовала покормить козлиное семейство, то козёл очень активно отгонял свою «даму сердца» и детей от еды. Вот КОЗЁЛ!



После этого - небольшая остановка в городке Поставы (бел. Паставы), где расположены ещё два храма: католический и православный. На этот раз не один напротив другого, но тоже довольно недалеко - на противоположных берегах протекающей здесь реки Мяделка.

Католический Костёл Святого Антония Падуанского (бел. Касцёл Святога Антонія Падуанскага), построенный в 1898-1904 гг. на месте более старого храма францисканского монастыря.



И православный Храм во имя Святого Николая Чудотворца (бел. Храм у імя Святога Мікалая Цудатворца), построенный в 1894 г.



Ну а дальше - прямиком «на всех парусах», т.к. день как-то неожиданно повернул к вечеру, в агрогородок Гервяты Гродненской области, к главному объекту нашего сегодняшнего маршрута - костёлу Святой Троицы (бел. Касцёл Святой Тройцы).



В 1526 г. епископ Ян заложил тут деревянный храм Святой Троицы в честь основания католического прихода. Но только спустя три столетия, в 1899-1903 гг., на его месте архитектором Вацлавом Михневичем был возведён величественный каменный храм.



К строительству подошли очень ответственно: ежедневно в работах участвовало более 70 человек, специально был построен завод по производству высококачественного кирпича, в известковый раствор для прочности добавляли яйца, которые тысячами собирались у местных крестьян, а черепицу для крыши привозили из Германии.

Старания были не напрасны. Сейчас Гервятский костёл входит в тройку самых высоких храмов Белоруси (высота 61 м).



Да что там высота, его считают самым красивым в стране. Я не видела все храмы Беларуси, но охотно соглашусь, т.к. он действительно очень красив.

В середину мы не попали, он закрылся буквально перед нами, пока мы ходили вокруг да восхищались. Впрочем, судя по описаниям в нете, его интерьер довольно скоромен, вся красота снаружи - сам костёл и территория вокруг, очень ухоженная с интересными растениями, лавочками и статуями.



Вот такая у нас вышла поездка.



Время поездки - 21 сентября 2017 г.

P.S. Возможно нет никакой связи, но!.. С костёлом в Мосаре, который особо впечатлил меня, связана ещё одна интересная история: в 1838 г. туда привезли мощи святого Юстина (был такой обычай возить мощи святых по храмам). Так вот, приехав в Мосар, повозка остановилась - лошади никак не хотели двигаться дальше. Сие восприняли как знак и оставили мощи в костёле. Вот… А святой этот особый - помогает алкоголикам обрести трезвую жизнь. Да и священник Юозас Булька, возродивший храм, прославился ещё и тем, что вёл активную борьбу с пьянством, при храме он организовал антиалкогольный музей и заложил в парке «аллею трезвости».
Мощи я не видела, в музее - не была, по аллее не ходила, да и вообще знать об этом ничего не знала, но месяца примерно через три обуяло меня непреодолимое желание (хоть на время, в порядке эксперимента) отказаться от употребления алкоголя. Всего. Вот прям совсем.
Достаточно странное желание для нашего человека.
И я отказалась.
На 1,5 года.



храмы, Беларусь

Previous post Next post
Up