Кроме скальных голубятен, с обзорной площадки кафе можно увидеть уже знакомый вулкан Эрджиес
18.
и скальную крепость Учхисар (тур. Uçhisar).
19.
С турецкого Учхисар переводится как «Крайняя крепость» (uç - конец, край; hisar - крепость). Название закрепилось со времён сельджуков (1054-1220 гг.), когда в оборонительной системе из 3-х крепостей (Башхисар в Ургюпе, Ортахисар и Учхисар) она действительно была крайней и защищала сравнительно небольшое одноимённое поселение. А вот кто и когда превратил 60-ти метровую скалу в жилую, сделав из неё неприступную крепость - не известно. Установлено лишь, что во времена хеттов (1800 - 1180 гг. до н.э.) эта крепость уже была.
20.
Ну а следующая наша остановка была по другую сторону крепости, там, где раньше был посёлок Учхисар.
21.
Посёлок тоже не совсем обычный - под стать крепости - все дома устроены внутри многочисленных туфовых останцев. Причём жилища весьма неплохие, можно сказать, роскошные особняки в несколько этажей.
22.
23.
Один из них был выкуплен у местной семьи государством и превращён в музей, а бывших хозяев сделали вроде как смотрителями музея. Но на деле, дверь в дом-музей была закрыта, никаких смотрителей не было, так что пришлось ограничиться лишь заглядыванием через дверную решётку.
24.
25.
Почти все остальные дома опустели т.к. жители предпочли перебраться в современные жилища, и посёлок Учхисар сместился чуть в сторону. Зато туристам раздолье - ходи, смотри где хочешь.
26.
27.
(чудесный вид из окна)
Можно даже, заплатив несколько лир за вход, подняться на крепость Учхисар. Но это, если располагать временем, у нас же этого времени, как всегда на экскурсиях, не было - снова автобус и снова вперёд.
Буквально через несколько минут новая остановка - смотровая площадка, с которой открывается вид на посёлок Гёреме (тур. Göreme), где современные жилые дома перемешаны и смешаны, пристроены и встроены в туфовые останцы. Просто невероятное зрелище.
28.
29.
30.
31.
На этой же смотровой площадке находятся сувенирные лавки и деревья желаний. Одно - вполне обычное, на котором, не особо заморачиваясь, все дружно принялись вязать бумажные салфетки, загадывая свои самые смелые и сокровенные желания. А вот второе дерево разительно отличалось и на фоне вновь помрачневшего неба выглядело мистично и даже немножечко зловеще.
32.
И снова нужно спешить в автобус, потому что дальше нас ждёт новая смотровая площадка, на этот раз над самой популярной долиной Каппадокии. Многие, скромно опуская глаза, называют её Долиной Любви, ну а если отбросить излишнюю скромность и взглянуть правде в глаза на открывающийся пейзаж, то это Долина Пенисов.
33.
34.
Очевидно, дабы не развращать высокоморальных экскурсантов (в смысле нас) срамотным зрелищем, на созерцание сего неподобства нам дали совсем мало времени - никуда не деться, «руссо туристо облико морале».
Ну а следующая остановка - маленькая деревня Чавушин (тур. Çavuşin), известная комплексом заброшенных скальных жилищ, среди которых и одна из самых древних церквей Каппадокии - церковь Иоанна Крестителя, построенная (точнее прорубленная в скале) в V в.
Изначально это место было заселено христианами (армянами), вынужденными скрываться от гонений, но впоследствии турки изгнали их и поселились здесь сами и жили вплоть до 1953 г., пока город не был сильно разрушен землетрясением.
35.
Поведав всё это вкратце, гид махнул рукой в сторону руин и со словами «идите - смотрите» дал нам аж 30 мин. свободного времени. И мы пошли… Мимо старой мечети
36.
строго по указателю на церковь. Но подойдя ближе к руинам, потеряли ориентир и вместо церкви по полуразрушенным древним ступенькам поднялись на самый верх скалы.
37.
Придя в полный восторг от красот, открывающихся сверху, мы вообще забыли, куда и зачем шли, и провели здесь всё отведённое нам время.
38.
39.
40.
41.
42.
Так что никакой древней церкви, куда по рассказам гида приезжают на паломничество, мы не увидели, да и к автобусу пришлось буквально бежать вприпрыжку.
Ещё несколько минут в автобусе и новая остановка - на этот раз в Долине Пашабаг (тур. Paşabağ Vadisi). «Paşa bağ» можно перевести как «виноградник паши» - такое название дано неспроста т.к. с давних времен здесь выращивался прекрасный виноград. Но наш гид представил эту местность как Долину Грибов. И грибы здесь действительно были - невероятных, просто чудовищных размеров.
43.
44.
45.
46.
«Грибы», кстати, тоже жилые. Ранее, примерно в V в., здесь поселились монахи-христиане, устроили целый монастырь с жилыми кельями и церковью - отсюда ещё одно название долины - Долина Монахов.
47.
48.
49.
(ещё один чудный вид из окна)
И опять же, нормально осмотреть всё не удалось - снова нужно было спешить в автобус, который я уже начала ненавидеть, вместе с его гидом - но деваться некуда.
По программе у нас должна была быть ещё одна остановка в Долине Дервент (тур. Dervent Vadisi), которую ещё называют долиной Фантазии или Воображения, но из-за перелимита времени (одна польская экскурсантка задержалась на остановке на целых 15 мин) и особой вредности нашего гада гида, мы её пропустили. А впрочем, к этому времени мы уже успели увидеть столько всего, что наступило некое пресыщение эмоциональное и информационное - мы уже устали удивляться, восхищаться и восторгаться. Поэтому не особо расстроились пропущенной долине.
Официальная часть экскурсионной программы этого дня заканчивалась в городке Ургюп (тур. Ürgüp), где мы остановились на ночлег. Но кроме официальной, гид настойчиво предлагал дополнительную, платную (30$) этно-экскурсию с посиделками в подземном ресторанчике, безлимитной выпивкой и небольшой шоу-программой.
Безлимитная выпивка нас не особо привлекала (этого добра у нас и в отеле хватало), да и хотелось уже хоть на время отколоться от общей группы и никуда не спеша спокойно осмотреться вокруг. Поэтому после ужина мы устроили себе персональную экскурсию, причём совершенно бесплатную. Но об этом в
следующий раз.
Время поездки - июнь 2014 г.
Другие отчёты про Турцию из этой серии:
1.
Аланья - знакомство с городом. 2.
Крепость в Аланье - «Великая Турецкая стена». 3.
Пираты Аланьи. 4.
Подземный мир Аланьи. 5.
Рафтинг.