Не перестающая удивлять и восхищать Турция. Подземный мир Аланьи.

Apr 24, 2015 18:42

Аланья очень интересный и красивый город. Синее море, высокие горы, огромная средневековая крепость, цветы да пальмы, скверы и фонтаны - всё это находится на поверхности и ежедневно восхищает и радует глаз. Но есть ещё скрытая красота, увидеть которую можно лишь окунувшись в полумрак подземного мира.

При этом далеко ходить не надо, погрузиться в подземный мир можно прямо в центре города - с западной стороны аланийского полуострова находится небольшая, но очень красивая пещера. Называется она Дамлаташ (Damlataş Mağarası), что с  турецкого переводится как «Сталактит».

аллея, ведущая ко входу в пещеру

Открыта она была в 1948 г., совершенно случайно - здесь добывали камень для строительства порта и после очередного взрыва открылся вход в пещеру. Обнаружив внутри удивительной красоты сталактиты и сталагмиты, турки быстро сообразили, что к чему, перестали добывать камень, а пещеру взяли под охрану. Сейчас вход в неё платный - 4,5 TL (это примерно 2,5$), для детей до 12 лет - 2,5 TL.

Пещера полностью оборудована для посещения туристами: искусственная подсветка, мостики и ограждения, лестница, ведущая на нижний уровень и даже лавочки для отдыха.

Впрочем, отдыхают здесь не просто так - воздух пещеры обладает целебными свойствами и помогает в лечении астмы. Среди посетителей пещеры я заметила людей, которые пришли вовсе не для любования красотами - мужчины периодически смотрели на часы и снова погружались в полудрёму.

В лечебных целях необходим 3-х недельный курс по 4 часа в день. Поэтому некоторые приходят сюда с маленькими матрасиками, дабы удобней расположиться.

Дамлаташ на удивление тёплая пещера - температура в ней постоянно держится на отметке +22, +23°С (для сравнения, в наших пещерах +9, +10°С) и очень влажная (влажность воздуха 90-98 %), так что спустя какое-то время замечаешь, что тело стало влажным, липким и неприятным, но ради созерцания красот пещеры (ну и пользы здоровью) можно и потерпеть.

Сталактиты и сталагмиты действительно поражают своей красотой. Но вот охрана пещеры весьма сомнительна, это скорее её нещадная эксплуатация - толпы туристов, проходящие здесь ежедневно, не проходят бесследно. Очень многие в погоне за фото-шедеврами «я и сталактит» лезут за ограждения, трогают сталактиты (обнимают, садятся), царапают на них надписи и отламывают на память. И если так пойдёт дальше, то очень скоро пещера станет похожа на обычный подвал.

Видя столь серьёзную угрозу, мы постарались как можно подробней запечатлеть ещё имеющуюся красоту.

В пещере мы провели не меньше часа. Посетителей было немного, так что было сравнительно тихо и спокойно. Лишь пару раз вихрем пронеслись суетливые и шумные туристические группы (посещение пещеры входит в обзорную экскурсию по городу). Причём именно пронеслись, не задерживаясь в пещере надолго. Дело в том, что перед входом экскурсоводы предупреждают, что хоть воздух пещеры и полезен, но для первого посещения достаточно 15 мин., больше может навредить здоровью (тем более, впереди ещё столько важных объектов - сувенирные лавки, магазины кожи, золота, текстиля…).

Кроме Дамлаташ Аланья может похвастаться ещё одной пещерой, которая больше и красивее этой - пещера Дим (Dim Mağarası). Находится она в 12 км к востоку от Аланьи над ущельем реки Дим-Чай (отсюда и название пещеры) в склоне горы Джеби-Рейс. Официально она была открыта спелеологами в 1986 г., хотя местным жителям была известна и раньше - в плохую погоду в ней прятались пастухи да охотники. А вот для туристов пещера стала доступна лишь с 1999 г.

Сейчас посетить пещеру Дим можно либо в ходе одной из экскурсий, либо самостоятельно, взяв машину/велосипед/такси или воспользовавшись общественным транспортом. Мы хотели спокойно насладиться красотой пещеры, а не толкаться среди других таких же туристов, сетуя на тесноту и нехватку времени, поэтому отправились в пещеру сами. Причём добираться решили общественным транспортом (ведь ничто более так не сближает с народом другой страны).
В том направлении ходит автобус №10 с табличкой «Dim Çayı», стоимость проезда - 2,5 TL/чел. К самой пещере автобус не едет, нужно выходить где-то на середине пути, когда начинаются первые пикники - небольшие ресторанчики на реке. Мы вышли как раз возле моста через реку, на котором был указатель к пещере.

До пещеры ещё 5 км, что при довольно приличной асфальтированной дороге и красоте турецких пейзажей вполне приятная прогулка, во время которой нам предстояло любоваться апельсиновыми и банановыми рощами, далёким аланийским полуостровом и близким ущельем реки Дим-Чай, а также вдыхать приятный горный воздух с лёгким хвойным ароматом (вокруг всё-таки сосновые леса).

И вот уже вдали видна надпись «Dim Mağarası».

Даже немножко жаль, что мы уже пришли.

Пещера Дим также полностью оборудована для посетителей и открыта с 9.00 до 20.00 (в летний период; зимой, скорее всего, закрывается раньше). Вход платный - 13,5TL (это 7,5$ или 5Є), для детей до 12 лет - 7,5 TL.
Войдя в пещеру, мы тут же обнаружили развилку и табличку с надписью: «направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - сам пропадёшь», что в турецком варианте выглядело: «направо - 50 м, налево 360 м». Не раздумывая, мы пошли налево (в смысле, в более длинную часть пещеры). И сразу словно попали в другой мир - волшебный, удивительный, сказочный, жутковатый и прекрасный одновременно.

Свешивающиеся с потолка сталактиты поражают своими невероятными формами и размерами. А снизу к ним тянутся не менее впечатляющие и причудливые природные изваяния. Подключив фантазию, в них можно узреть что угодно: замки, водопады, сказочных существ и инопланетных монстров…

Немногочисленные, такие же ранние как мы, посетители разошлись по пещере, скрывшись где-то в глубине её недр. Создавалось впечатление, будто мы здесь совсем одни. А вокруг таинственный полумрак, красота и тишина…
Впрочем, не совсем тишина. Откуда-то издали доносится очень красивая, чарующая, немного грустная мелодия - это в переходе меж залами музыкант играет на флейте. Звуки его инструмента настолько гармонично вписываются в окружающую среду, что кажется, это звучит сама пещера.

К сожалению, недолго мы единолично и безраздельно наслаждались красотой пещеры - очень скоро нагрянуло целое нашествие экскурсионных групп. Они суетились, толкались и шумели, безжалостно разрушая волшебное очарование пещеры.
Дальше мы продвигались небольшими перебежками в перерывах между группами. И так дошли до небольшого подземного озерца, которым заканчивается пещера.

Перед выходом из пещеры заглянули в небольшой зал - тот, что «направо», но после уже увиденного, скажу честно, смотреть там не на что. Поэтому мы поспешили выбраться наружу, к теплу и свету, т.к. порядком уже замёрзли (пещера Дим прохладней, чем Дамлаташ, температура в ней +18, 19°С).
Ещё раз глянули со смотровой площадки на ущелье и горы и пустились в обратный путь.

Решив срезать путь, а заодно спуститься к реке Дим-Чай (тур. Dim Çayı), мы свернули на какую-то пыльную грунтовую дорогу, которая вскоре закончилась самым наглым образом - разрытой землёй. Возвращаться не хотелось. Пришлось кое-как спускаться по разрытой земле да по колючей траве, больно царапающей ноги. Но к реке мы всё-таки вышли.
Какое же это было счастье окунуть свои бедные ножки в прохладную горную речушку!
И тут я снова восхитилась турецкой предприимчивостью. Вот у нас, в Карпатах, тоже полно горных речушек и никому до них нет дела, ну текут себе, та й текут, а вот здесь на несколько километров вдоль реки построено множество ресторанчиков, столики для посетителей в которых расположены прямо над самой водой. Главными в них, конечно же, являются рыбные блюда (в основном форель). А пока готовится еда, можно искупаться в реке - для этого у каждого ресторанчика есть специально оборудованные места с трамплинами для прыжков и даже водными горками. Ну а можно самому наловить себе рыбки к трапезе.

Сюда тоже организовываются экскурсии (что-то вроде «рыбалка-тур»), а ещё очень любят приезжать на отдых сами турки.

Вот такие нам удалось посетить пещеры в Турции.

Время поездки - июнь 2014 г.

P.S. Для сравнения вот отчёты о наших пещерах, в которых я успела побывать:
  1. Пещера Млынки или лёгкий экстрим для офисных работников .
  2. Пещера «Млынки» - Часть 2 (Экстрим не удался) .
  3. «Гострі Говди» - острые скалы подземного мира .
  4. Пещера «Х» .
Другие отчёты про Турцию из этой серии:
  1. Аланья - знакомство с городом.
  2. Крепость в Аланье - «Великая Турецкая стена».