Оригинал взят у
arcady_agapitov в
Малоизвестные людиНесмотря на множества изданий, публикаций и исторической литературы, посвященных событиям, происходящим в ходе Сталинградской битвы, приходится с сожалением замечать, что есть еще у многих (в том числе и у меня) некоторые пробелы в знаниях истории тех дней. Это касается не военных или крупных, масштабных действий, а того, что совершили и как отдали жизнь за этот город на Волге те люди, которые не были солдатами, не принимали присяги. Имена таких, как Саша Филиппов знают многие, но мало кто знает о сталинградском художнике Николае Николаевиче Любимове.
Вот копия справки из Волгоградского областного архива записи актов гражданского состояния. В ней написано "Актовая запись о смерти Любимова Николая Николаевича... Время смерти - 11 октября 1942 года. Возраст - 47 лет. Причина смерти - расстрелян немцами..." То есть сложилось так, что он остался в дни войны в Сталинграде и погиб в родном городе от рук фашистов, которым был весьма хорошо известен, но об этом после.
Николай Любимов в свое время считался известным Царицынским художником, сделавшим не мало для развития изобразительного искусства нашего края. Рисовать он начал с детства и это увлечение переросло в желание стать художником. В шестнадцать лет Любимов поступает и с отличием оканчивает Пензенское художественное училище и получает рекомендации для поступления в Петербургскую академию художеств. Но мечта о счастливой жизни заставляет Николая Николаевича в годы Революции оставить учебу. Два года учился Любимов в академии, а в 1917 году возвратился в Царицын. В дни гражданской войны он воюет в рабоче-крестьянском полку, затем позже в составе особого батальона и ему лично приходилось общаться Рудневым, Пархоменко, Буденным и Ворошиловым.
В истории культуры нашего города художник Любимов отмечен полезными начинаниями такими, как открытие в 1918 году первой послереволюционной картинной галереи, в 1921 году он организовал художественные курсы для простых людей, где сам стал преподавателем, но вместе с этим не мало времени уделяя личному творчеству. Прошу прощения, не смог представить работы художника, почти все было испепелено войной, у родных осталось малое, но если у кого есть возможность посетить Волгоградский областной краеведческий музей, то некоторые картины Любимова составляют жемчужину коллекции изобразительного искусства музея. Серию графических рисунков приобрел Волгоградский государственный тракторный завод, в частных руках находятся несколько плакатов, фотографии .
Так же остался в Комсомольском саду, возле театра НЭТ памятник, где похоронен Яков Ерман - организатор установления советской власти в Царицыне, сделанный по проекту Николая Любимова в стиле двадцатых годов.
Арестовывали Любимова не один раз. Первый арест был когда его обвинили, что ранее написанный им портрет И.В.Сталина был выполнен в мрачных тонах и не соответствовал требованиям того времени. Около года пришлось пробыть под следствием, пока не выяснилось, что виной тому качество красок, которые потемнели со временем от содержащегося в них свинца. Случился даже арест по анонимному доносу из за соперничества за женщину (по видимости за жену Николая Любимова).
Но последний арест был в разгар Сталинградской битвы из-за предательства одного из соседей и впервые Николай Любимов был арестован иноземцами - врагами-фашистами.
Вот я подошел к тому о чем отошел в начале. В начале Великой отечественной войны Николая Любимова пригласили работать в Сталинградское отделение "Окна ТАСС". У Любимова, помимо всей его творческой работы, было увлечение карикатурой и взять в руку карандаш как оружие требовал его гражданский долг. Карикатуры были хлесткие злободневные, отличавшиеся высоким агитационным действием: "Смерть Гитлеру", "Фриц -мародер" и другие, они наводняли весь город, выставлялись в витринах магазинов и рядом со сводками Информбюро. Сталинградцы с интересом рассматривали выразительные сатирические картины, предсказывавшие бесславный конец фашизму.
Фашистская разведка работала на должном уровне, имела обширную агентурную сеть и была подробно осведомлена о всех, кто мог представлять какую либо опасность Германии. По этому немцы не могли не оставить без внимания эти работы Николая Любимова и к концу второго года войны его имя было впечатано в соответствующие документы гестапо как имя врага, которого необходимо уничтожить. Во время боев немцы стали разыскивать Любимова, они знали, что перед ними не просто дерзкий художник а опасный идейный противник. За него было обещано вознаграждение, и нашелся тот, кто прельстился этими посулами. И вот Николай Любимов усталый, окровавленный сидит на пеньке возле своего дома, его мать, кто-то еще рвутся к нему через цепь фашистов с автоматами.
Требования которые выдвинул старший офицер были конкретны: либо смерть, либо сотрудничество, что предполагало так же начать рисовать карикатуры, но только на советских солдат и офицеров, на Сталина, на Родину. И чтобы утвердить свою лояльность к третьему рейху и Германии необходимо было написать портрет Адольфа Гитлера. Ответ Николая Любимова был однозначен: - "На фашистов не работаю!" и выбрал смерть! Расстрелян он был не далеко от центра Сталинграда, примерно там, где проходит ныне улица Пугачевская.
После Победы советские власти не уделили много внимания советскому художнику, так, несколько упоминаний в газетах. Всего то лишь и вышло, что сталинградец Николай Любимов сидел за портрет Сталина и погиб за портрет Гитлера. Но герои не должны умирать, память о них должна увековечиваться, запечатлеваться в бронзе, камне, названии. Может на памятнике Якову Ерману все же найдется место для плиты с памятной надписью о его авторе.
Фотографии художника были любезно предоставлены родственником художника А. С. Бубиным.