Яхта "Колхида".

Oct 04, 2014 23:43

В болгарском порту Варна водолазы начали поднимать с черноморского дна корабли, затонувшие в годы первой мировой войны. Это уже, собственно, не корабли, а полуистлевшие скелеты, которые могут пополнить лишь склады металлического лома. Сообщение об этом, появившееся в газете «Работническо дело», само по себе не обратило бы моего внимания: ведь речь шла просто об очистке портовой гавани - неприметной будничной работе. И все же оно оказалось примечательным. Дело в том, что водолазы разыскали и подняли яхту, не похожую на тех своих сверстниц, что служили рыбакам. Очертания судна были необычно стройны и красивы, а на борту сохранилась позолоченная надпись: «Колхида».
Да, это та самая «Колхида», которую по праву называют донской «Авророй» и судьба которой до сих пор оставалась неизвестной. По скупым свидетельствам участников гражданской войны, «Колхида» ушла в 1920 году из Севастополя к берегам Болгарии и с той поры канула в безвестье. Лишь четыре десятилетия спустя находка в Варне позволила нам узнать о ее трагической судьбе.
Яхта была построена в Або на заводе «Крейтон и Ко» в 1898 году для членов императорской фамилии, первоначально называлась «Тамара» и принадлежала великому князю Михаилу Александровичу.
Водоизмещение 992т.
Длина 67м.
Ширина 8,7м.
Мощность машин 125 л.с.



Яхта "Колхида".

[Spoiler (click to open)]



Командир яхты "Колхида" лейтенант А. Е. Трушев.



Корабельные часы с яхты "Колхида".



Столовые принадлежности и посуда с яхты "Колхида".

В июне 1913 года куплена Морским ведомством, которое присвоило судну новое наименование - «Колхида» (прежде так назывался один из боевых кораблей, списанных на слом).
Яхта была перебазирована в Севастополь и превращена в судно связи при штабе командующего Черноморским флотом. Оборудованная мощной радиостанцией, «Колхида» могла поддерживать связь с Санкт-Петербургом.
«Колхида» честно служила русским морякам в годы Первой мировой войны, участвовала во многих смелых и дерзких рейдах. Получив пробоину, в конце 1916 года она пришла на ремонт в Ростов-на-Дону. Здесь и застали яхту бурные революционные события.
Экипаж судна, более чем наполовину состоявший из большевиков, сразу же установил связь с Ростово-Нахичеванским комитетом РСДРП, послал своего представителя в Совет рабочих и солдатских депутатов, поддерживал радиосвязь с Петроградом.
В те дни в Ростове не проходило, пожалуй, ни одного митинга в поддержку большевиков, на котором не присутствовали бы матросы с «Колхиды».
Радиостанция «Колхиды» принесла известие о свержении Временного правительства и о первых декретах Советской власти. На яхте находился военно-революционный комитет - штаб ростовского пролетариата. Огнем своих пулеметов и орудий «Колхида» поддерживала красногвардейские отряды Ростова и Нахичевани.
27 ноября 1917 года на «Колхиду» прибыл с поручением В.И. Ленина член ЦК РСДРП(б) А.С. Бубнов. Он руководил Черноморской флотилией, которая пришла на помощь ростовскому пролетариату, и ежедневно докладывал Совнаркому о ходе боев против белогвардейцев.
В телеграмме, посланной Ленину с борта «Колхиды» 27 ноября, А.С. Бубнов сообщал:
«Нападение юнкеров на Совет, организованное генералом Потоцким в ночь на 26-е, явилось началом вооруженной борьбы. В Ростове весь день 27-го идут ожесточенные схватки. Утром прибыли юнкера из Новочеркасска, которые заняли станцию Нахичевань и повели наступление на бараки 252-го полка, но были отбиты и откинуты к станции, около которой по линии Кизитеринка-Нахичевань идет непрерывный бой. Потери с обеих сторон значительные; одновременно идет борьба за станцию Ростов, где засели юнкера с генералом Потоцким... Черноморская флотилия обстреливает линию Кизитеринка-Нахичевань... Настроение наших частей твердое и бодрое».
Калединцы были разгромлены в Ростове к утру 28 ноября. В городе установилась Советская власть. Докладывая об этом В.И. Ленину, А.С. Бубнов телеграфировал с «Колхиды»:
«В ночь на 28 ноября станция Нахичевань захвачена Войсками военно-революционного комитета. Юнкера отступили по направлению к Новочеркасску. Нами взяты броневые машины и различные припасы. Утром 28 ноября юнкера были выбиты со станции Ростов. Казаки сдались. Генерал Потоцкий и его штаб арестованы... Днем юнкера во главе с Калединым повели наступление на линию Нахичевань-станица Александровская, действует артиллерия. Идет непрерывная перестрелка. Черноморская флотилия подбила несколько орудий».
Но победа еще не была окончательной. Донская контрреволюция готовила удар. Подтянув из станиц и хуторов свои резервы, калединцы заняли 2 декабря Ростов. «Колхида» вместе с Черноморской флотилией двинулась к Азову. У станицы Гниловской судно, однако, безнадежно село на мель, его пришлось оставить. Лишь несколько месяцев спустя, уже после разгрома Каледина, вернулся на «Колхиду», зимовавшую в Гниловском затоне, ее экипаж, и революционный корабль снова включился в борьбу ростовских рабочих. Время было неспокойное. В Новочеркасске окопались белоказачьи генералы, под Таганрогом стояли войска германских империалистов и украинских анархистов. На два противоположных лагеря разделились каждый придонский хутор, каждая станица. И если в ту пору в Ростове поддерживался строгий революционный порядок, то обязан был этим город матросам с «Колхиды» и красногвардейцам из железнодорожных мастерских.
Примечательно, что даже белогвардейский журнал «Донская волна» был вынужден оценить роль «Колхиды» в борьбе против анархистских банд. «Как ни странно, но многотысячные банды считались с маленькой кучкой колхидцев, - писал этот журнал. - Одного появления матросов достаточно было, чтобы делавшие «обыск» беспрекословно прекращали свою «работу» и уходили».
С началом Гражданской войны «Колхида» принимает участие в борьбе с Белой армией на Дону, а в мае 1918 года попадает в качестве минного заградителя в Белый флот и переименовывается в «Пернач».
В ноябре 1920 г. с белыми офицерами на борту, "Пернач" отплыл в последний раз от берегов Крыма. В конце 1920 г. недалеко от входа в Варненский залив "Пернач" налетел на затонувшее судно. Попытка спасти яхту с помощью подошедших пароходов "Колыма" и "Россия" оказались неудачными.
Почти одновременно с этим появились в печати не известные нам заметки И.А. Бунина, относящиеся к 1920 году и, в частности, к «Колхиде».
Бунин покинул Москву в мае 1918 года и некоторое время, как он пишет, «жил на Юге России, переходившем из рук в руки белых и красных, а 26 января 1920 года эмигрировал сперва на Балканы, потом во Францию». И вот заметка «Конец», относящаяся к тому времени, когда писатель ступил на борт эмигрантского корабля «Парнас»:
«Только что разнесся слух, что перед самым нашим отходом из порта было получено на «Парнасе» страшное радио: два парохода, тоже переполненные такими же, как мы, и вышедшие раньше нас на сутки, потерпели крушение из-за снежной бури - один у самого Босфора, другой у болгарских берегов».
Это и была «Колхида», затонувшая в Варненской бухте в конце января двадцатого года...
Существует версия, что турки отказали русским в убежище Стамбуле. После чего белогвардейцы отправились к болгарским берегам. Правительство Турции уже установило отношения с Советской Россией, и возможно что царская Болгария отказала в политическом убежище. Оставалась одна возможность: инсценированное кораблекрушение.
В корпусе затонувшего судна водолазы обнаружили три огромные пробоины, в каютах, заросших водорослями, - «спасительные» медальоны-амулеты, на которые так надеялись княгиня Марчинковская и граф Плавинский с их компанией, находившиеся на судне, бутылки из-под рома и царские ордена...
"Колхида" открыта под водой флотскими военными водолазами в 1922 г. Тогда были демонтированы орудия, магнитный компас с нактоуза, носовое украшение и штандарт в хорошем состояний. В 60-е годы яхта взорвана на куски под водой капитаном Боцаневским, занимающийся в то время извлечением цветных металлов и тяжелых кусков железа с утонувших кораблей по болгарскому побережью.
В последующие годы на поверхность были подняты множество интересных предметов: бронзовые лопасти, телеграф, подвижный фонарь составленный из 14 электрических лампочек с угольными нагревателями (использовались вероятно для стояночного огня) и др. Эти вещи находятся в Военно-морском музее г. Варна.
В 1987 году была проведена совместная экспедиция группы дайверов и областного музея Ростова-на-Дону.
По рассказам болгарских водолазов из клуба "Реликт" г. Варна, побывавших на месте гибели судна в 2002 году, от корпуса некогда величавой яхты практически ничего не осталось.
История легендарного судна вдохновила болгарского поэта Владимира Голева на создание поэмы «Яхта «Колхида».
В Ростовском порту установлена мемориальная доска в память о подвигах революционных моряков с «Колхиды». Золотыми буквами на мраморе начертаны слова о том, что выстрелы с «Колхиды» возвестили победу Великого Октября на Дону.

Использован текст Владимира МОЛОЖАВЕНКО из книги «Донские были». Ростовское книжное издательство, 1970 г.

Участники тех событий.



Андрей Сергеевич Бубнов (1884-1938) - советский политический и военный деятель. Член ЦК партии в 1917-1918 и в 1924-1937 годах. Кандидат в члены ЦК в 1912-1917, в 1919-1920 и в 1922-1924 годах.
Родился 22 марта (4 апреля) 1884 года года в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново).
Окончил реальное училище (1903 г.), учился в Московском сельскохозяйственном институте (исключён за революционную деятельность).
Член РСДРП с 1903 года. Партийная кличка «Химик». 12 мая 1905 года началась всеобщая 72-дневная стачка иваново-вознесенских рабочих, которую организовали революционеры А.С. Бубнов (Химик), Н. Н. Колотилов (Лапа), Н. И. Подвойский (Мироныч), М. В. Фрунзе (Арсений).
В 1917 году - член Московского областного бюро РСДРП(б). В октябрьские дни 1917 года - член Политбюро ЦК РСДРП(б) и Военно-революционного партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Петроградского Военно-революционного комитета (ВРК), руководитель Полевого Штаба Петроградского ВРК.
В 1917-1918 член коллегии Народного комиссариата путей сообщения РСФСР, комиссар железнодорожных вокзалов, комиссар железных дорог на юге России.
В 1918 году примыкал к «левым коммунистам». На VII съезде РКП(б) (март 1918 года) выступил против Брестского мира.
В марте - апреле 1918 года - народный секретарь хозяйственных дел Украины. С апреля 1918 года член Бюро по руководству повстанческой борьбой в тылу врага на Украине. В 1918 году - член ЦК КП(б) Украины. В июле - сентябре 1918 - председатель Всеукраинского Центрального военно-революционного комитета.
С октября 1918 по февраль 1919 года - член Киевского подпольного комитета КП(б) Украины, председатель Киевских подпольных областного и городского исполкомов, председатель Киевского ревкома. С января по сентябрь 1919 года - народный комиссар внутренних дел Украинской ССР. Одновременно в марте - апреле 1919 года - председатель Киевского губисполкома. С марта 1919 по март 1920 - член ЦК КП(б) Украины, член Политбюро ЦК КП(б) Украины. С августа 1919 по сентябрь 1920 - член Совета обороны Украинской ССР.
Одновременно на политической работе в Красной армии. С апреля по июнь 1919 года - член РВС Украинского фронта, с июня 1919 по декабрь 1920 года - член РВС 14-й армии (Южный, Юго-Западный фронты).
С 1920 года в Москве. В 1920-1921 годах начальник Главного управления текстильных предприятий ВСНХ РСФСР. Участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
В 1921 член РВС 1-й Конной армии, в 1921-1922 - член РВС Северо-Кавказского военного округа, член Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), В 1921-1922 примыкал к внутрипартийной «Группе демократического централизма» («децистов»).
С мая 1922 по февраль 1924 года - заведующий Агитационно-пропагандистским отделом ЦК РКП(б).
С февраля 1924 по октябрь 1929 года - начальник Политического управления РККА и одновременно ответственный редактор газеты «Красная звезда».
С июня 1924 по январь 1934 - член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б). В апреле - декабре 1925 года - секретарь ЦК РКП(б). В январе 1926 - июне 1930 - кандидат в члены Секретариата ЦК ВКП(б).
С сентября 1929 по октябрь 1937 - народный комиссар просвещения РСФСР.
17 октября 1937 года арестован. 1 августа 1938 года приговорён к смертной казни. В это же день расстрелян
14 марта 1956 года реабилитирован. 22 марта 1956 года Комиссией Партийного Контроля при ЦК КПСС восстановлен в партии.

Потоцкий Дмитрий Николаевич (1880-1949) - генерал-майор.
В начале ноября 1917 г. прибыл на Дон и был назначен Донским атаманом генералом Калединым командующим Ростовским округом. В конце ноября 1917 г. после четырехдневного сопротивления и осады в Ростовском вокзале сдался Военно-революционному комитету и был отвезен на вспомогательный крейсер «Колхида» в распоряжение матросского отряда, прибывшего из Севастополя. Был обменен на пленных матросов и освобожден. В январе 1918 г. возглавил белый партизанский отряд, который был разбит отрядом Донского военно-революционного комитета Подтелкова. Был взят в плен и доставлен в Петроград, где был заключен в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Весной 1918 г. бежал из заключения и добрался до занятого немцами Киева, где вскоре командование Добровольческой армии назначило его председателем Комиссии по вопросу о военнопленных. Выехал из Киева в Берлин вместе с германскими оккупационными войсками в конце 1918 г. Был назначен уполномоченным Общества Красного Креста в Германии. В этом качестве в 1919 г. помогал отряду князя Ливена наладить систему пополнения личного состава. Позднее этот отряд влился в состав Северо-Западной армии генерала Юденича. В 1920 г. по рекомендации генерала Шатилова, тогда начальника штаба Русской армии, он был назначен военным агентом и представителем Главнокомандующего Русской армии в Королевстве СХС на место генерала Артамонова. В ноябре 1923 г. был уволен с занимаемого поста генералом Врангелем после участия в рауте, данном председателем Болгарского правительства Стамбулийским, находившимся проездом в Белграде. Правительство Стамбулийского выслало ряд генералов Русской армии из Болгарии, и генерал Врангель не рекомендовал генералу Потоцкому участвовать в этом рауте. Члены Державной комиссии также были недовольны генералом Потоцким, и он был заменен на посту военного агента и представителя Главнокомандующего своим заместителем - полковником Генерального штаба Владимиром Иосифовичем Базаревичем. После увольнения с поста военного агента и представителя Главнокомандующего в Белграде генерал Потоцкий организовал частное общество «Техпомощь», которое путем заключения контрактов с французскими фирмами успешно осуществляло переезд из балканских стран во Францию всех желающих русских эмигрантов. В 30-х гг. уехал во Францию, а затем переехал в США. Генерал Д. Н. Потоцкий скончался 31 марта 1949 г. в Нью-Йорке.

Ещё материалы о "Колхиде"


http://www.rostovbereg.ru/publ/jakhta_quot_kolkhida_quot_sudba_korablja_kak_sudba_cheloveka/1-1-0-64

diomedes2, История, СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ, Ростов-на-Дону

Previous post Next post
Up