Ростовский купец Иван Александрович Супрунов.

Sep 28, 2014 01:51

Дом, о котором пойдет речь, - особенный, возраст его уже давно превысил сто лет, биография складывалась из нескольких этапов, причастны к ней несколько архитекторов, сменилось несколько хозяев, и при всем этом - дом, с архитектурной точки зрения,отличается художественной цельностью и стилевым единством.
Освоение этого земельного участка на бывшем Таганрогском проспекте началось в 1871 году, когда, спустя 8 лет после сооружения «Байковского моста» в низине Генеральной балки, екатеринодарские купцы Матвей и Исаак Елицеры приобрели участок на месте южной части нынешнего дома. Буквально через несколько лет здесь уже были построены склады кошерного вина и спирта, а затем - комплекс построек паровой мельницы, с которой и связано дальнейшее возведение вдоль Таганрогского проспекта доходного дома Матвея Иосифовича Елицера.
Донско-Азовский календарь сообщает об этой мельнице (одной из 8, существовавших тогда в Ростове) следующее: «Мельница действует с 1879 года при одной паровой машине в 80 сил и при 60 рабочих, изготовляет до 200 тысяч пудов муки в год».
Уже в 1888 году на этом участке существовал каменный двухэтажный дом Елицеров, на первом этаже которого размещалась контора мельницы, а на втором - жилье для служащих.
В 90-е годы 19 века Матвей Иосифович Елицер был известен в коммерческих кругах Ростова, как деятельный и успешный коммерсант. Кроме предпринимательской деятельности, он избирался гласным городской думы и состоял директором Коммерческого клуба, а с 1895 по 1898 годы избирался старостой Ростовской хоральной синагоги, при которой его усилиями была создана школа «Талмуд-Тора» и еврейская богадельня, занимался М.И. Елицер и благотворительностью.
В 90-е годы 19 века Ростов-на-Дону охватила «строительная горячка», одной из основных черт которой стало строительство многоэтажных зданий. Однако желание возводить именно доходный дом сложилось у Елицера не сразу. На основании выдаваемых разрешений на строительство, публиковавшихся в газете «Ведомости Ростовской-на-Дону управы» в 1893-1899 годах, анализируя существующую структуру плана и композицию фасада, можно проследить последовательность его возведения.
В 1893-1894 годах сооружались два нижних яруса будущего здания с подвалами. Скорее всего, они включили подвалы и строения, находившиеся здесь с конца 70-х годов - времени сооружения складских и торговых помещений мельницы. Вновь возводимые обширные склады и торговые помещения, согласно полученных разрешений, рассматривались, как пристройка к существующему зданию конторы мельницы. Надзор за строительством вел городской архитектор Николай Соколов.
В 1897 году нижние этажи вдоль по Таганрогскому проспекту надстраиваются торговыми помещениями, а затем весь корпус здания надстраивается двумя этажами, предназначенными для квартир и отдельных комнат. Одновременно возводятся пристройки со двора. Окончательно определяется назначение многоэтажного дома, как доходного. Надзор за строительством продолжает осуществлять Николай Соколов.
Но в начале следующего 1898 года осуществляется переделка фасада построенного четырехэтажного дома. Надзор за выполнением штукатурно-лепного убранства ведет городской архитектор Николай Дорошенко, а после его неожиданной смерти - архитектор Владимир Карпович Шкитко.
Николай Дорошенко занимал в Ростове должность городского архитектора с 1885 года и построил очень много зданий. Изящные фасады его домов и особняков сделали Дорошенко популярным архитектором среди ростовских застройщиков (банкиров, купцов, фабрикантов), а с середины 90-х стали востребованы его проекты многоэтажных доходных домов.
Доходный дом Матвея Иосифовича Елицера на Таганрогском проспекте стал особым случаем в практике архитектора Николая Дорошенко. Этот дом - самое масштабное его творение на участке со значительным уклоном, причем оформления требовал уже возведенный объем здания с заданным ритмом проемов и определенными поэтажными членениями. Диктовала свои особенные условия и уже сложившаяся окружающая застройка: на противоположной стороне Таганрогского проспекта располагался двухэтажный Асмоловский театр и пивоваренный завод, а рядом с домом - другие трех- и четырехэтажные дома.
И фасад у Дорошенко получился замечательным.
В начале 20 века первый этаж дома уже арендовали разные торговые компании, а верхние этажи и дворовые постройки сдавались под квартиры и отдельные комнаты «людям свободных профессий», среди которых были присяжный поверенный В.К. Севастьянов, врачи А.С. Жолков и Г.М. Рейхсфельд.
В 1904 году у дома появляется новый хозяин - Иван Александрович Супрунов. Причем Супрунов купил не только сам дом, но и расположенную рядом мельницу. Интересный факт - после продажи дома Матвей Иосифович Елицер остается проживать в принадлежащей ему квартире до самой своей смерти в 1913 году (подобое не было исключением, а случалось достаточно часто в доходных домах дореволюционного Ростова).



Иван Александрович Супрунов с женой Александрой Васильевной.[Spoiler (click to open)]

Новый владелец здания, Иван Александрович Супрунов, был персоной настолько значимой в Области Войска Донского, что удостоился упоминания о себе на страницах юбилейного издания в память Трехсотлетия Державного Дома Романовых. Там написано следующее: «Супрунов Иван Александрович, ростовский коммерсант, родился в 1874 году в Донской области и образование получил в Ростовском реальном училище. По окончании его посвятил себя коннозаводству и сельско-хозяйственной деятельности в Области Войска Донского, причем дело называется «Донское частное коннозаводство».
Дело это начато еще отцом, Александром Демьяновичем в 1833 году, после смерти которого в 1904 году хозяином стал Иван Александрович.
Деятельность «Коннозаводства» имеет общегосударственное значение и известное количество приплода с каждого участка поступает для ремонта кавалерии. Прекрасные результаты дало неутомимому Ивану Александровичу и сельское хозяйство: хлебопашество, овцеводство и скотоводство, также паровая мельница, основанная по последнему слову техники и вырабатывающая 8500 пудов в день.
Район деятельности фирмы - восток, север Донской области, Кавказ и местный край.
Иван Александрович - председатель общества Донских коннозаводчиков, председатель правления товарищества Ф.В. Солодова и пайщик трех частных банков».
В первое десятилетие обновляется не только мельница, но и вся деловая жизнь доходного дома. Первые этажи арендуются известными состоятельными торговыми учреждениями: конторой товарищества американской резиновой мануфактуры «Леопольдъ Нейшеллеръ», ведущей оптовую продажу обуви русского и иностранного производства, склад ее фирмы «Треугольник», контора акционерного общества по производству кирпича, «Донская аптека И.К. Валентинова». В квартирах живут присяжные поверенные, врачи, предприниматели.
В эти годы и сам Иван Александрович вместе с семьей проживал в этом доходном доме. Семья состояла из жены, Александры Васильевны, сыновей, Константина, Василия, Александра; дочерей - Елизаветы, Людмилы, Натальи. Проживали ли в это время в доме мать И.А. Супрунова - Евдокия Семеновна (отец к этому времени уже умер) и сестра Евгения - неизвестно.
Именно у доходного дома И.А. Супрунова происходил сбор участников Праздников Древонасаждений, которые проходили в Ростове. Иван Александрович с супругой Александрой Васильевной были среди благотворителей Праздника Древонасаждений и вносили значительные средства на его проведение.



Первый Праздник древонасаждения был проведен в Ростове-на-Дону 7 апреля 1910 г. по инициативе местного Общества садоводов. Тщательно разработанный план будущих посадок и порядок праздничного шествия по улицам были заранее опубликованы в городской печати. Главное управление землеустройства и земледелия бесплатно отпустило для праздника необходимый посадочный материал и выделило инструмент. В Совет по организации праздника, возглавляемый Г. Бахчисарайцевым, вошли градоначальник Н.Зворыкин, городской голова Б.Хмельницкий, владельцы торговых домов Кистов, Рамм, известный композитор и музыкант М.Гнесин и другие. В фонд праздника поступили многочисленные пожертвования: от попечительницы 3-го женского училища госпожи Дутиковой, владельца завода «Южная Бавария» Эрнеста Профета, от крупных предпринимателей Асмолова, Славгородского, Павлова и других. Часть средств поступила с благотворительного концерта, состоявшегося в театре В. И. Асмолова накануне.
7 апреля 1910 года с 8 часов участники праздника начали собираться неподалеку от нынешней Ростовской консерватории на Таганрогском (ныне Буденновском) проспекте. В 9 часов праздничное шествие, в котором приняло участие около 7000 человек, в том числе представители 50 учебных заведений города, направилось по Таганрогскому проспекту на окраину города, к нынешнему Новому поселению. Там им бесплатно предложили завтрак и чай. На месте будущего парка участников праздника встречала громадная арка с надписью: «Деревья - наши зеленые друзья». Колонна шествия была украшена транспарантами, флагами, макетами с монументальной живописью. Местный художник А. Конторович оформил множество оригинальных колесниц в античном и русском стиле. Шествие сопровождали любительские оркестры. В тот день ростовчане посадили 10 тысяч деревьев!
Грандиозный успех первого праздника способствовал тому, что уже через год, в 1911 году, к его подготовке были привлечены разнообразные организации и сообщества.
Второй Праздник древонасаждения не уступал первому, и даже в чем-то превосходил его. Шествие по центральным улицам Ростова открылось под звуки оркестра, игравшего марш. Впереди всех в открытом экипаже ехал градоначальник, сразу за ним - свита, верхом на белых конях, украшенных цветами. Далее следовал отряд велосипедистов, а следом - колонны учащихся, несущих знамена. Великое множество цветов создавало ощущение движущейся цветочной реки.
Непосредственно на месте посадки деревьев все происходило также организованно и торжественно. Градоначальник произнес речь, в которой поприветствовал участников весеннего праздника.
После официальных выступлений учащиеся, как по команде, приступили к посадке, разделившись на группы по три человека и действуя быстро и аккуратно, словно единый механизм. Так самая важная часть праздника - посадка деревьев - была завершена.
Праздник, начавшийся в 9 часов утра, завершился в 14 часов дня, когда был спущен флаг, и колонны участников постепенно потянулись обратно в город. И долго еще после этого весеннего события все обсуждали, делились эмоциями, радовались.
Спустя 100 лет весенний праздник был возрожден по инициативе Общества охраны памятников истории и культуры и генерального директора компании «ТИТУЛ» Евгения Геннадиевича Сосницкого. 7 апреля 2010 года возле памятника великому писателю А. П. Чехову на пересечении улиц Пушкинской и Чехова состоялась торжественная церемония высадки деревьев. Была заложена небольшая вишневая аллея, организацию красивого весеннего праздника решено было сделать традицией.

Памятный знак к 100-летию праздника древонасаждения.




Доходный дом И.А. Супрунова по достоинству оценивался современниками и достаточно частно изображался на дореволюционных открытках с видами Ростова-на-Дону.



В конце 1911 года семья Супруновых переселилась в новый особняк на Пушкинской улице, загадочная история которого может быть предметом отдельного рассказа…
Особых высот до поры до времени коммерция не давала. Мельниц в одном Ростове было в избытке - Посохова, Парамонова, Чурилина, Гурвича, Филонова и др. Да и зерном торговали куда более значительные фамилии, имеющие собственные пароходства.
И тогда Иван Александрович решился на восхитительный пиар-ход, которого до него никому не приходил на ум. Результаты, по его разумению, вполне должны были оправдать взятый на душу грех.
В начале XX века после поездки по делам фирмы в Италию Супрунов приобрел участок земли на лихо застраиваемой тогда Пушкинской, огородив его высоким забором. После чего через местных «бобчинских-добчинских» распустил слух о том, что-де присмотрел на Апеннинах (полный тезка Хлестакова так и не определился, в Неаполе или в Генуе) поразивший его особняк. После-де долгой торговли с хозяином Супрунов-де посулил тому такую цену, что обалдевший итальянец-де с радостью продал ему домину на корню (то есть на фундаменте). Донской лошадник, вещали в клубах бойкие «добчинские-бобчинские», густо «смазанные» самим слухораспространителем, повелел-де распилить итальянский домик на блоки и на барже за цельный мильон переправил его в Россию. Собирать будут уже на месте строго по античному образцу.
За высоким забором обыватели не видели, что именно там собирают, что еще больше добавляло интриги. А вскоре на Пушкинской, 79, действительно вырос аккуратненький домишко (по сравнению с громадами Генч-Оглуева и Мелконова-Езекова), сильно отличавшийся от иных хотя бы своей оригинальной дисгармонией со строчной застройкой улицы - особняк появился в глубине, с зарешеченным палисадником спереди и небольшим садиком сзади.

Особняк И. А. Супрунова.







Архитектура действительно не походила на местный классицизм и эклектику, но у знающих людей она вызывала серьезные сомнения своей родственностью апеннинской, хотя и признавали, что цветной мрамор и облицовочная майолика действительно родом из итальянской Каррары. Кто-то даже припоминал, что видел подобный проект на Всемирной выставке 1910 года в Брюсселе.
Однако знающих были единицы. Еще меньше тех, кто смог сопоставить предполагаемый доход Супрунова и потрудился справиться в официальном налоговом кадастре, где «итальянский дом» был оценен всего то в 17 тыс. целковых.
Тем не менее слухи о сумасшедшем мильонщике и его сказочном доме мгновенно распространились по Ростову, вызвав жгучий интерес вперемешку с завистью у коллег-купцов. А где интерес с завистью, там и продвижение в бизнесе.
Вскоре вальцовая мельница уже молола по 8,5 тыс. пудов зерна в день, лошадки Супрунова живо заинтересовали дотоле переборчивых заказчиков из военного ведомства. Вскоре выпускник ремесленного училища стал одним из главных поставщиков для государевой кавалерии (нынешний Юловский конезавод в Целине - наследник супруновских лошадок) и был произведен в купцы 1-й гильдии. Стал председателем правления Ростовского-на-Дону общества по производству силикатного кирпича и других строительных материалов и Товарищества Ростовской-на-Дону паровой вальцовой мельницы Ф. И. Солодова. Его степенство даже прошел гласным на выборах в городскую думу.
А вскоре наступил 1917 год. Революция. Гражданская война. Семья Супруновых вместе с отступающей Белой армией отправилась в Крым, в Феодосию. Но там, увидев эмигрантов, рвущихся на корабли, побежденную белую армию и хмурых офицеров, Супрунов решает вернуться в Ростов, не желая покидать Родину. Это было роковое решение.
Семья возвращается в свой особняк на Пушкинской улице, где живет до января 1920 года. Исключение составляет только младший сын Константин, который был за границей на лечении и в Россию не вернулся, и старшая дочь, которая вышла замуж и жила в Батуми.
В первых числах января 1920 года отряды 1-й Конной Армии С.М. Буденного заняли Ростов. Начались аресты…
И не только… По свидетельствам очевидцев, «буржуазный элемент» рубили шашками прямо на улицах, не разбирая возраста, пола, чинов и званий… Красные конники убивали даже молодых людей, появлявшихся на улицах в гимназических шинелях, похожих на военнные, не напрягая себя разбирательствами типа «в каком полку служили»…
По одной из версий, Супрунова арестовали дома, на Пушкинской. По другой, Иван Александрович вышел по делам, одев калоши и котелок. Больше его никто не видел… То ли на улице убили, то ли арестовали, а потом убили… Одновременно была реквизирована вся мебель и все ценности, которые находились в его особняке на Пушкинской.
Александра Васильевна, супруга Ивана Александровича, добилась приема лично у С.М. Буденного. Сообщив ему об исчезновении мужа и конфискации мебели и ценностей, она просила Буденного освободить мужа. Такая решительность Александры Васильевны имела немалые основания, поскольку Иван Александрович Супрунов и Семен Михайлович Буденный были лично знакомы еще с дореволюционной поры: Буденный служил урядником в тех местах, где Супрунов арендовал землю под коневодческую ферму (земли на реке Юле - ныне Целинский район Ростовской области). А во время формирования первых отрядов Конной армии Буденный обращался к Супрунову с просьбой предоставить для лошадей седла и сбруи. Тогда Супрунов не отказал.
Не отказал и Буденный. Он распорядился найти и освободить Супрунова, все реквизированное вернуть, а семью Ивана Александровича впредь не трогать. Из этих распоряжений выполнено было только последнее - семью больше красные конники не трогали. Ценности и мебель куда-то уже подевались и вернуть удалось только часы, шкаф-горку, трюмо и диван. Ивана Александровича найти не удалось, и по сей день не известно, как он погиб и где похоронен…
Существует легенда, по которой И.А. Супрунов смог выжить, спрятался и, спустя годы, приходил к своему бывшему дому на Пушкинской и смотрел в освещенный окна, спрятавшись за деревом. Якобы его даже видели и узнавали...
В советские 20-е годы 20 века и доходный дом, и мельница были национализированы, но профиль использования остался тот же. Мельница Супрунова превратилась в Госмельницу №3 имени С.М. Буденного. В этом же доме разместился весь ее аппарат управления, а в соседнем - квартиры руководства мельницы.
Склады и магазин фирмы «Треугольник» сменила контора и магазин «Резинтреста», рядом обосновался «Трансмосторг», а на верхних этажах продолжали проживать уцелевшие люди «вольных профессий» - врачи, адвокаты, учителя.

17 апреля 2007 года в 12:00 у входа в офис компании «Титул», находящийся в бывшем доходном доме И. А. Супрунова, произошло торжественное открытие скульптурной композиции «Горожанин».
Скульптура изображает типичного горожанина - жителя Ростова-на-Дону начала XX столетия, который остановился возле доски объявлений и внимательно ее изучает.
Автор памятника - Букке Светлана Андриановна.
Идея установки памятника принадлежит генеральному директору компании «Титул» Е.Г. Сосницкому. По первоначальной задумке должны были установить памятник Ивану Александровичу Супрунову, но эта идея встретила некоторые препятствия при согласовании, поэтому было принято решение установить памятник, который бы олицетворял собирательный образ типичного горожанина, представителя ростовской интеллигенции. Тем не менее, прототипом для памятника послужил И.А. Супрунов и многие отмечают портретное сходство с его изображениями, которые по сей день хранятся в офисе компании «Титул».







Иван Александрович Супрунов.




Использована статья Е. Г.
Сосницкого.

Праздник древонасаждения, Семен Михайлович Буденный, diomedes2, Ростов-на-Дону, Иван Александрович Супрунов, ЛИЧНОСТИ

Previous post Next post
Up