Пишем сценарий. 14-я часть. ПОРОК - КИРПИЧ ИСТОРИИ

Oct 17, 2011 12:31


Ничто так не возбуждает, как порок. Право осудить за прегрешение - чуть ли не лакомство для самолюбия. Пища для гордыни. На фоне чужих промахов, собственная натура возвышается над миром, а над головой чуть ли не появляется нимб. Всё относительно. Это и есть ключик к разгадке такого явления, как осуждение. И если зритель фильма во время просмотра всё соизмеряет со своей персоной, то будьте уверены, отрицательные качества персонажей рассматриваются так же тщательно, как и положительные.

В рецензиях критиков часто можно прочитать о пресности персонажей. Тонкости разбавления сладких тонов горькими ароматами, которые придают композиции изящества, ещё в 1536 году открыл Мишель Нострадамус, когда составлял купажи духов. Чёрный перец, несмотря на его резкий вкус и запах, приправа номер один в кулинарии на протяжении тысячелетий. Без соли, которую отдельно есть никто не будет, немыслим ни один шедевр поварского искусства. Чёрные краски на картинах подчёркивают контуры ярких линий. Тень добавляет в полотно живости и натурализма. В прямом или переносном смысле, полынь, соль, перец, тень - оттенки, позволяющие разбавить пресность восприятия.

Идеальных людей не бывает. Любой человек несёт за пазухой что-то от камушка до булыжника. В шкафах хранятся мумии или скелеты. В голове роятся не только светлые мысли. Когда я учился в школе, у нас в классе была отличница - дочка преподавателей университета. Девочка не симпатичная, и, казалось бы, по своему социальному статусу непригодная для ухаживаний со стороны отвязных разгильдяев, коих в процентном соотношении в каждой школе всегда больше, чем хорошистов и будущих медалистов. Однако, Лена, так её звали, была, чуть ли не любимицей хулиганов, которые не только бились до крови за право пройтись с ней до дома, но и старались подтягиваться по некоторым предметам. Лена брала своей любовью к дворовому фольклору и умением сыграть больше трёх блатных аккордов на разбитой гитаре в беседке детского сада после захода солнца. Так изящно материться не мог ни один человек, которых я встречал в то время, да и после. Сейчас Лена филолог, доктор наук.

То, что мы называем отрицательными чертами характера или из ряда вон выходящими поступками, как правило, и привлекает внимание. Если человек всегда говорит правильно, одевается аккуратно, не устраивает танцев на столе под прицелом камеры мобильника, со временем интерес к персонажу угасает. Психология восприятия устроена так, что девушка в бикини привлекательнее раздетой красотки. Мушка на щеке вызывает дополнительные чувства, а на отвязного хулигана, который позволяет себе поспорить с участковым, а потом убежать крышами от наказания, пытаются быть похожими половина мальчишек со двора. И если любовь, преданность, дружба - делают персонаж образцом для подражания, то дерзость и безбашенность привлекают к нему внимание.

Пороки - главное средство для конфликта. Если мы имеем протагониста и антагониста, то в каждом из них существует две стороны, как у пресловутой медали. И эти стороны всегда различаются. Не только рисунком, но и сутью.

Страх
Зависть
Ревность
Жадность

Самые крепкие кирпичи для фундамента истории. Этими качествами в той или иной мере обладает каждый человек. Кому-то удаётся с ними справиться, или свести к минимуму, но рано или поздно наши поступки основываются именно на них.

Любой человек имеет причины к волнению, к переживанию, к страху за: близкого человека, ребёнка, семью, место работы, повышение по службе, потерю имущества. Страх это не только тряска всем телом с покрытой мурашками кожей. Страх может быть невидим, но крепко сидеть в душе и управлять нашими действиями.

Сравнения своей жизни, своего достатка и, даже, гардероба вызывает зависть. У кого-то она проявляется в виде ржавого гвоздя рисующего полосу на борту соседского лимузина. Кто-то из-за этого чувства бежит по магазинам, скупая в кредит ненужные, но уже купленные знакомыми вещи. Другие недоедают год, чтобы по осени выложить Вконтакте серию фоток о своём отдыхе в Египте - как у всех.

Ревность испытывают даже грудные дети, когда не получают достаточно внимания, видя при этом, что мама целует папу. Спортивные соревнования смотрят миллионы людей во всём мире, а футбольные фанаты дерутся именно из-за ревности к успеху чужой команды. 90% тяжких преступлений в бытовой сфере, так или иначе берут начало в этом порочном чувстве.

Маслом кашу не испортишь. Хорошего много не бывает. Так думают те, кто твёрдо уверен, что счастье не в деньгах, а их количестве. Имея маленькую власть управлять сотрудниками отдела, начальник уже и дома ведёт себя как большой босс. Жадность может проявляться не только в материальном, но и в других проявлениях. Погоня за списком красавиц, с которыми переспал, пачки карточек с автографами звёзд, забитый холодильник или заваленный хламом балкон - тоже жадность.

Возьмите любой фильм, и Вы увидите, что антигерой наделён одним или несколькими пороками. Сюда можно приплюсовать обиду, месть, тупую злость. Но это уже производные от основных, самых сильных чувств, которые всегда идут вопреки положительным качествам и здравому смыслу. Умение драматурга сформулировать основную проблему героя и есть путь к успешному сценарию. Не бывает скрытых конфликтов, внутренних переживаний и борьбы героя с самим собой. Существуют только понятные причины поступков, ярко выраженные недостатки и пороки.

Вместе с главным героем, антагонист имеет все шансы привлечь не меньшее внимание зрителя. Верх мастерства - показать схожую причину конфликта в обоих персонажах, оставляя в каждом из них свою индивидуальность. Ведь любой порок проявляется в отдельно взятом характере по-разному. Страх может вызвать реакцию ступора - 15% людей гибнут на дороге именно поэтому. Застывают статуей перед надвигающимся многотонным грузовиком. От страха многие убегают - но это не решение для кинематографа. Герой в обоих случаях исчезает с экрана навсегда. Третья реакция - противодействие. Вспомню ещё одно наблюдение из жизни:

По футбольному полю местной школы несётся мальчишка лет восьми. По каким-то своим, неимоверно важным делам. Ему навстречу, немного наискосок, с лаем бежит дворняга высотой сантиметров шестьдесят в холке. По бегу и движениям пса можно догадаться, что зубы уже предвкушают крепость детских костей на ещё не обросшей достаточным количеством мяса голени. Пацан замечает свирепую морду, когда до финального прыжка остаётся три движения. Тут он останавливается как вкопанный, поднимая вокруг клубы пыли.

Я в ужасе слежу за картиной, понимая, что никакое моё действие не сможет предотвратить трагедию. У собаки остаётся два движения мышцами по прямой и пасть со слюной уже распахнута. И тут происходит неожиданная развязка:
Малец падает на четвереньки, раскрывает рот и орёт нечеловеческим голосом прямо в морду взбесившейся дворняги. Псина подлетает на месте, выворачивается чуть ли не на изнанку (с моей точки так показалось), и в последний момент я вижу её убегающей прочь с каким-то жалостливым визгом и скулением.

Пацан поднялся с земли с видом полностью офигевшего разума. Покачиваясь, и глядя в сторону убегающей угрозы, он медленно побрёл туда, куда раньше бежал. Потом прибавил ходу и вновь бросился к своим делам. А я, остался стоять с глазами на всё лицо. Такого противодействия мне не приходилось видеть ни до, ни после. Но какова интрига! Ещё пару лет я вспоминал этот случай с огромным желанием узнать, что произошло с психикой мальчишки, и почему он так себя повёл в экстремальной ситуации. Согласитесь, я поймался на крючок.

Такими крючками и цепляется внимание зрителя. Любой порок становится видимым камнем в здании, которое строится на фундаменте идеи. Облицовочные кирпичики всегда красивее тех, что спрятаны внутри стен. И именно такие неожиданные дизайны, вызывающие страсть и соучастие, есть действие навстречу зрительскому интересу. Только представьте, сколько форм может иметь страх, зависть, ревность, жадность.

творчество, искусство, Кино, Сьеджин Пасторос, сценарист, Технологии

Previous post Next post
Up