Люди, сидящие в зале, читающие книгу или смотрящие телевизор, в большинстве своём не задумываются о собственной уникальности. По крайней мере, напрямую. Этот процесс происходит на подсознательном уровне и выплывает на поверхность в экстренных случаях. Такие проявления осознанности своего Я, как чего-то из ряда вон, сопровождаются выбросом огромного количества энергии, которая передаётся окружающим. Энергия эта называется эмоциями. А поводами служат экстремальные события, происходящие вне серого вещества и физического тела, то есть в окружении индивида. Например, кто-то опростоволосился, и наш разум моментально распахивает дверки микроскопического ящичка Пандоры, где спрятаны собственная уникальность и гениальность. На смену лузеру должен прийти мачо, коим подсознание давным-давно наделило оказавшегося рядом гения.
При соприкосновении с любой чужой историей, в качестве наблюдателя за купленный билет, зритель ищет близкий ему персонаж. Подсознание легко меняет свои приоритеты, если перед глазами появляется кто-то круче собственного самомнения. Как бы зритель не был горд собой, но с младенчества в кровяных тельцах находятся гены, способные на сравнительный анализ. «Я не хуже» - основная аксиома работы собственного Я. Простой пример - вопрос, который рогатый супруг задаёт изменившей жене в 90% случаев: «Чем он лучше меня?»
Я сейчас возвращаюсь к теме главного героя по двум причинам: первая - повторение никогда не вредило усвоению материала; вторая - есть момент, который связывает характер основного персонажа фильма с развитием истории и появлением поворотных моментов. Протагонист в фильме тянет на себе всю сюжетную линию, крепко привязанный к содержанию картины. Любой истории нужен свой герой именно из-за привлечения внимания слушателя. Когда вам удастся заставить работать подсознание зрителя и открывать путь к сравнениям, начинающимся с фразы «Чем он лучше?», считайте, что часть дела сделана. А прийти к такому результату легче, чем отстоять в очереди за новым iPhone в сезон распродажи.
Пример из жизни: в 1584 году, английский фокусник Реджинальд Скотт опубликовал первую книгу, открывающую секреты мастерства иллюзионистов. Это действие само по себе не интересно. Главное прячется в причинах, по которым мастер по части ловкости рук раскрыл публике свои секреты. Сделал он это ради своих коллег, коих король Шотландии Яков казнил, обвиняя в связях с дьяволом.
Факт такого поступка сразу ставит Реджинальда Скотта на пьедестал героев. Сам поступок продиктован чувствами, которые испытывал иллюзионист к себе, к своим близким и собратьям по цеху. Спасти жизни путём откровения, которое лишит мастера заработка - поступок. А поступки характеризуют героев. Не слова, не диалоги, а именно действие во имя, или ради. В этом и кроется секрет неразрывной связи характера героя с развитием сюжета. Ведь сюжет - действие. Характер - игра. Оба понятия находятся в разных плоскостях выразительности. И кино даёт возможность совмещать эти плоскости для создания третьего измерения, в котором начнётся более оживлённая работа подсознания зрителя.
Если бы я делал фильм о Реджинальде Скотте, то начал с показа головокружительных фокусов, зацепив внимание зрителя трюками в руках обычного человека. Пусть произойдёт первое отождествление с главным героем - «Он такой же, как я, имеет жену, детишек, но творит чудеса на подиуме! Он крут, а значит и я не хуже!» Потом я бы дал зрителю возможность сопереживать, испугаться за главного героя. К примеру, его коллегу, с которым они дружны, арестовывают гвардейцы королевской стражи. Пусть наши персонажи лукавят друг с другом в части секретов мастерства, но признание талантов товарища даст зрителю вторую зацепку - дружба. Вечные ценности, такие как любовь к семье и настоящая мужская дружба закроют зрителю дорогу обратно к скуке. В тесной «мышеловке» будет легче управлять эмоциями созерцателя. Как аллегорию, я покажу темницу, где в крошечной камере без окон сидит несчастный иллюзионист, судьбу которого наутро решит суд во главе с епископом лютеранской церкви. Финал напрашивается сам собой - дровосеки отбирают сухие поленья для приведения приговора в исполнение.
Главный герой будет переживать за товарища, а ещё больше за судьбу собственной семьи. Ведь и у арестованного коллеги тоже есть дом с близкими, родными людьми. Мой герой проникнется опасностью и придёт к неминуемой точке выбора - спасаться бегством, уехать на чужбину и навсегда завязать с фокусами, или выступить в пику ситуации с неожиданным решением.
В боевых искусствах и в командных играх победы рождаются контратаками. Защита всегда вязнет и даёт шанс побеждать противнику. Король с церковью считают, что нападают на ведьмаков, дурачащих население фокусами. Суд превращается в аттракцион демонстрации силы монарха. Но никто не ожидает, что поступок Скотта превратит действия церкви из превентивного нападения в вялую защиту собственной власти и интересов государства. Книга с раскрытием секретов иллюзионистов поменяет приговор на мошенничество, за которое обвиняемый отделается штрафом в пять мешков зерна. Отец семейства спасён, мужская дружба становится крепче, а поступок протагониста сделает его настоящим героем. Зритель, выходя из зала, подумает: «Как я крут! Спас целый пласт искусства, дошедшего из глубины веков до наших сцен и цирковых арен!»
Нет сомнения, что сопоставление зрителем себя с персонажами будет ярким. Народ никогда не любил спесивых правителей, несправедливые суды и хитрых умников вроде епископов. Но герои, противопоставившие себя опасности и мощной машине общественного страха, всегда вызывают любовь масс. У победы всегда много родни, а поражение всегда сирота. Главный герой фильма, уже на фоне финальных титров должен обрести столько же матерей и отцов, сколько было продано билетов на сеанс. В этом будет заключаться успех фильма.
Помимо чисто физических решений проблемы творческого ступора, о которых я писал в предыдущей части, выход в развитие сюжета так же лежит через действие главного героя, основанного на эмоциях и принятии решений. Поворотных моментов в фильме может быть столько, сколько драматург считает нужным для яркости изложения идеи. Если приходит чувство, что сюжет увяз, одним из решений может быть создание нового перелома для основных действующих лиц. И это должны быть не слова, а действия. Появление скрытой опасности, новой угрозы, возникающих извне обстоятельств. Но все эти действия должны иметь логическое объяснение и причинно-следственные связи со всей историей.
Сюжет - это череда действий, не дающих скучать зрителю. История - общий фон происходящего на экране, ведущий зрителя от знакомства с персонажами к финалу с яркой мыслью, то есть к идее. Последнее слово или действие на экране обязано стать кульминацией, по силе выше всех уловок, которыми драматург цеплялся за внимание посетителей кинотеатра каждую секунду. И всё это априори есть работа подсознания, выдающего на поверхность сидящего в кресле лица энергию, то есть эмоции.
Мы закаляемся элементарными процедурами типа «из огня да в полымя». Вспомните, сколько счастья испытывается после минутного купания в проруби разогретого в баньке тела. А сколько радости через танцы, язык тела, мимику, проходит в момент, когда на смену долгим поискам работы вы получаете предложение от самого крутого продюсера в обозримом пространстве. Припомните, сколько раз вы были готовы расцеловать лицо одного с вами пола, без оглядки на кривотолки, только за то, что вам дали больше ожидаемого. Такие грандиозные выбросы энергии и делают ощутимым такое неуловимое понятие как счастье. Пусть на несколько секунд или минут, но запоминаются моменты радости надолго.
Герой, которого мы создаём на экране и все его приключения ничем не хуже любого, сидящего в зале человека. Героев так же нужно полоскать в проруби, мучить ожиданиями, давать повод к действию. Нескучно станет сразу, ни вам, не персонажу, ни зрителю. Дорожек к путешествию по сюжетным линиям тоже станет больше. Главное выбрать те, которые не ведут в тупики. Остальное сделает воображение, чувства любви и дружбы, страх, выбор, победа.
И в таких подводках к поворотным моментам истории всегда нужно идти под прицелом всевидящего ока. Третий глаз, интуиция, дикость возникающих идей - темы, которые ещё предстоит обсудить в следующих публикациях.