Oct 28, 2010 14:44
Вчера вечером вспомнил случай из собственной жизни. Я в то время только начал работать с подростками - мальчишками и девчонками от 11 до 16 лет. Была у нас своя футбольная команда и болельщицы. Ребята сплошь и рядом из семей с трудностями. Все вроде при родителях, но под надзором, в лучшем случае чистили зубы по утрам. Остаток дня проводили предоставленные сами себе. Тот молодёжный контингент, что в клетку уже не посадишь - помрут от заточения, а как пользоваться свободой ещё не знают - никто им не показывал примеров. Сами себе придумывали чем заняться, куда потратить энергию, на что израсходовать неимоверное количество свободного времени. Думаю, картина понятна.
После первого месяца работы, удалось нам понять друг друга, подружиться и найти тот способ общения, когда взрослый остаётся признанным наставником, а дети не чувствуют себя пленниками педагогического эксперимента. И, то, что я понял в тот первый месяц общения с подростками, в дальнейшем оказало и на меня большое влияние. Ребята не заморачивались на материальных вопросах. Они никогда не зацикливались на вопросах «где взять», «как получить». Если подворачивалась работёнка, то просто брались и делали, весело делили заработок на общак. Если кому-то из них нужна была помощь, то сами скидывались без лишних вопросов, а к взрослым шли за помощью в последнюю очередь. Подобная свобода, для меня ничем странным не казалась. Такое поведения абсолютного безразличия к материальным ценностям исходило изнутри ребят, и поводов об этом думать не возникало. Но, как всем известно, все мы были детьми и все мы знали, что за плечами есть взрослые, которые оденут, накормят и спать положат. Однако у моих подопечных положение было другим, а вот отношение к жизни проще, чем у множества их сверстников из более благополучных семей.
Спустя первый месяц работы мне пришлось на пару недель уехать в командировку. После возвращения, первым делом пошёл на место общего сбора - школьный стадион. Когда толпа мальчишек и девчонок увидели меня, то все вместе бросились бегом навстречу. И я стоял, не зная что делать, а они неслись с радостными криками, расставив в стороны руки, готовые обнять. И обняли, все разом. А я, загнанный своей взрослостью в рамки приличий и ещё чёрт его знает чего, стоял истуканом, боясь притронутся к ребятам, словно меня бы за это повесили тут же, на перекладине футбольных ворот.
И только спустя годы я, вспоминая тот случай, кажется понял, в чём было дело в тот трогательный момент. Я нашёл путь к сердцам и головам моих юных друзей, приняв их такими, какие они есть. Не разбирался в причинах их социального положения, а просто выслушивал, пытался понять проблемы волнующие детей. И это не были проблемы быта, денег, будущих профессий. Они говорили всегда об отношениях, о причинах возникновения эмоций и об одиночестве. Во всей этой толпе, каждый был самостоятельным, независимым человечком решающим свои вопросы один на один с самим собой. Они меня любили по-своему, как старшего друга, удобного взрослого, который не домогается идиотскими нравоучениями и нотациями о светлом будущем и приличном лексиконе без мата. Им нужна была именно ответная любовь. Простой знак, что кто-то есть рядом, кто принимает их собственное отношение к тебе. Любовь без желания обладать. Любовь без претензий и надежд. Простое чувство-знание, в котором заключено намного больше значений, чем в общепринятом понятии самого спасительного из всех известных миру чувств.
Вчера вечером, когда я вспомнил этот случай, снова пережил тот момент несуразной встречи на стадионе. И ещё раз пережил этот миг понимания, что мне хотели сказать ребята, какие чувства выразить. И они это сделали. Я же в тот день не понял, как себя надо вести. Но теперь, пусть с опозданием, всё прекрасно понимаю. Понимаю, что такое любовь к ближнему не обременённая желанием иметь, не утяжелённая обязательствами ответного действия. Скорее, это можно ещё назвать знанием. Простым проникновением, позволением любви быть.
молодёжь,
Сьеджин Пасторос,
отношения,
Отношения,
О детях,
образ жизни,
опыт