(no subject)

Jul 27, 2016 11:52


Вернулась на базу дислокации :) после двух недель прекрасного отпуска. Тем, кто читает мой журнал ради арф, арфочек и всего круговорота событий, с ними связанных, интересной покажется только первая часть, которую мы с замечательными Настей и Мариной провели на арфовый школе и фестивале в городе Динан (Dinan), что в Бретани, поблизости от Ренна и Сан-Мало.


Ах, что была за поездка! Бест оф зе бест из всех моих поездок на школы и арфовые фестивали! У нас подобралась настоящая dream team; с этими людьми я теперь готова ехать хоть в Австралию, хоть на Северный Полюс; была распита не одна бутылка хорошего местного сидра, а смеялись мы каждый день столько, что я думала у меня физиономия пополам треснет. Так что теперь говорю со всей серьезностью: хотите получить + 100 к экспириенсу и + 2000 к настроению, собирайте команду. В одно лицо совсем не так круто.  Подробнее о фестивале я обязательно напишу, когда соберу с уважаемых коллег урожай фотографий: мне было как-то лень снимать на “мыльницу”, а вот у мадемуазелей были приличные фотоаппараты.

Но в качестве превью я расскажу о Лише Келли.



Лиша Келли. Думаю, все играющие на неоирландской арфе слышали имя Лиши Келли, а то и играют что-то из ее репертуара, при этом если ирландской музыкой вплотную не интересоваться, то это имя, скорее всего, будет проходить в одном ряду с Руни, Де Барра и Хэмбли, ну, возможно, Логэн и Хахэсей из более старшего поколения. То есть среди людей, которые в основном играют трад., не слишком далеко от него отступая, в соответствующих стилях и манере. Ну то есть  прекрасный арфист, но как сравнивать по степени прекрасности ее и Хэмбли, например? Каков критерий?

Помню, несколько месяцев назад в пабе в Меце у меня зашел разговор с одним из ирландских экспатов по поводу того а если кит нападет на слона, кто кого переборет, кто из ирландских арфистов самый крутой :-D. Мой собеседник предпочитал Руни и Мишель Мулкахи,  но при этом, где-то в середине нашего разговора он сказал что-то в духе “Руни - это Руни и Хэмбли - это Хэмбли, но вот Лиша Келли - о, это сама Ирландия”.  Фраза запомнилась.

Мне кажется, в Динане я впервые по-настоящему услышала Лишу. То есть, сопоставляя факты, я, вероятно, могла слышать ее на концерте в Термонфекине в 12-м году. Очень хорошо помню ее тогдашний мастер-класс по полечкам, но не вечерний концерт. Возможно, в тот вечер пришлось принести концерт в жертву занятиям (многие из нас так делали, дабы на следующее утро не казаться при Мойре безрукими и безухими инвалидами), или  я вконец устала от смены часов и впечатлений и нежно дрыхла в кресле заднего ряда - говорить не буду. Не помню. Попробую поднять свои материалы за 12-й год. Но я слушала много записей Лиши - ровных, сочных, красивых и озорных.

Оказалось, что по сравнению с живым концертом, эти записи были ничем. Тенью на стене. Плохой фотокарточкой моря.

Она пришла на сцену и села за свою арфу. Оператор погасил свет в зале…а Лиша махнула ему рукой, чтобы он вернул все, как было, потому что она должна видеть тех, с кем разговаривает. И она разговаривала. Говорила со сцены - как со старыми друзьями, мешая французский и английский, как будто и не было огромного, забитого битком зала, и этих микрофонов, и прожекторов. Зал сузился до размеров небольшого паба, где все знают всех, и где хороший тюн стоит того, что бы снять его прямо с рук, а потом услышать где, кем и как он был написан. Мне подумалось тут, что за каждым ирландским тюном, песней ли, танцем ли, есть имя. Старое, почти забытое имя, или новое имя, имя нашего современника, близкого, далекого. И Лиша рассказывала, и на сцену слетались имена, и казалось , что люди обнимают за плечи из темноты.

А потом внезапно словно летнее солнце хлынуло в открытый проем, теплое, но не жаркое, мягкое, спокойное. И ленивые тучи спускались к океану. И я словно снова была в Йоле, на холмах,  там, где от залива наконец открывается океан. И листья шумели, и воздух тихонечко дрожал, как предчувствие струны. И столько во всем этом было красоты и истины, той, самой настоящей истины, которая отличает жизнь от подделки, что сердце вот-вот готово было остановиться.



Музыка О’Кэролана - это такой невероятный сплав придворного и искусного с искренним и народным, что играть его можно абсолютно по-разному: от официального и отстраненного до … не знаю, как назвать эту точку на другом конце шкалы. Лиша играла именно так.

И когда последние ноты “Мэйбл Келли” стали гаснуть в воздухе, я снова оказалась там, во Франции, в этом зале, с солеными слезами на подбородке и на кончике носа, и как-то надо было тихонько вытереть лицо и шумно не сморкаться; но это не важно.

Я давно чувствовала это, но не могла подобрать правильное слово. Теперь я знаю, что ирландская музыка в ее сути, это истинность и свет. И я, наверное, не так много слышала музыкантов, которые находились бы так близко к этому идеалу, как Лиша Келли.

Previous post Next post
Up