Продолжаю публиковать перевод статьи
Хелен Лоулор Перспективы искусства игры на арфе в Ирландии, 2012. - часть 10
первая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299045.htmlвторая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299411.htmlтретья часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299729.htmlчетвертая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299842.htmlпятая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/300213.htmlшестая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/300482.htmlседьмая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/300578.htmlвосьмая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/300941.htmlдевятая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/301231.html Статья переводится и публикуется с прямого разрешения Хелен и издательства SONUS (SONUS gives permission to publish it). Замечания и комментарии приветствуются, при цитировании и перепечатки статьи ссылки на Хелен (Lawlor, Helen (2012) Perspectives on Irish Harping, 2012. Sonus, 33 (1). pp. 33-50), меня и на этот журнал обязательны.
Жанры исполняемой музыки
Колетт Молоуни поясняла, что “поскольку условием белфастского арфового фестиваля было исполнение именно ирландской музыки, а также учитывая последующий интерес Бантинга к ее записи….вполне возможным представляется, что арфисты имели в своем репертуаре и музыку других стилей, но она не была записана” [20].
С точки зрения исторического контекста, таким образом, весьма вероятно, что арфисты во все времена играли музыку различных стилей, даже не смотря на ограниченные гармонические возможности старинных ирландских арф. Молоуни также отмечает, что “арфисты на фестивале в Белфасте выступали, как минимум, в двух жанрах: аккомпанируя пению или играя инструментальную пьесу… существуют упоминания о том, что Хиггинс пел, и что Блэк “пел под арфу весьма сладко”[21]. При проведении опроса в 2011 году мы просили респондентов указать жанры музыки, которую они играют. Это был вопрос с множественным выбором и мы не ставили ограничения на число выборов, которые мог сделать арфист. 94 процента опрошенных в качестве музыки, которую они играют на арфе, выбрали “ирландскую народную музыку”. 40 процентов используют арфу для аккомпанемента голосу, 43 процента - для аккомпанемента другим музыкальным инструментам. 61 процент опрошенных играет на арфе “классическую музыку”, 27 процентов - “барокко”, 23 процента - “романтическую музыку” и 24 процента - “современную музыку”. Прочими отмеченными категориями являлись “старинная музыка” (14 процентов опрошенных), “джаз” (9 процентов опрошенных), и “камерная музыка” (22 процента опрошенных).
Определение “народной ирландской музыки” является нечетким и многообразным, начиная от музыки арфистов-композиторов и заканчивая танцевальными композициями. В своей работе 2009-го года Джон О’Флинн исследовал определения ирландской музыки и показал широту связей и описаний ирландской народной музыки[22]. Дальнейшие исследования представлений арфистов о том, что является “ирландской” музыкой, скорее всего даст нам интересную этномузыкологическую информацию. Сам факт того, что 94 процента опрошенных отметили ирландскую народную музыку ( в любом ее определении) еще раз показывает мощь арфового возрождения. С конце 1970-х/начала 1980-х арфа постепенно становилась инструментом основного течения ирландской народной музыки.
В те времена арфа была очень редким инструментом, но за последние 30 лет она приобрела широкую популярность в народной музыке.
продолжение следует
Примечания
20. Moloney, The Irish Music Manuscripts of Edward Bunting (1773-1843), p. 87.
21. Moloney, The Irish Music Manuscripts of Edward Bunting (1773-1843), p. 86.
22. John O‟Flynn, The Irishness of Irish Music (Surrey: Ashgate, 2009).