Продолжаю публиковать перевод статьи
Хелен Лоулор Перспективы искусства игры на арфе в Ирландии, 2012. - часть 7
первая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299045.htmlвторая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299411.htmlтретья часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299729.htmlчетвертая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/299842.htmlпятая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/300213.htmlшестая часть доступна по ссылке
http://sj-hayworth.livejournal.com/300482.html Статья переводится и публикуется с прямого разрешения Хелен и издательства SONUS (SONUS gives permission to publish it). Замечания и комментарии приветствуются, при цитировании и перепечатки статьи ссылки на Хелен (Lawlor, Helen (2012) Perspectives on Irish Harping, 2012. Sonus, 33 (1). pp. 33-50), меня и на этот журнал обязательны.
Контексты выступлений
Одним из ключевых факторов, который влияет на различия в стилях игры на арфе в Ирландии является контекст, в котором происходит выступление. Несмотря на то, что различные ситуации, в которых происходят выступления, сами по себе ничего не говорят о стиле, не диктуют его, тем не менее ряд контекстов выступление более ассоциируется с академической, а другой - с народной музыкой. Если смотреть еще шире, то необходимо также отдельно отметить и обособленные музыкальные события, связанные с игрой на старинной ирландской арфе. Игра на арфе в народном стиле (народной музыки) занимает то же самое место, что и игра на других распространенных народных музыкальных инструментах. Самые распространенные ситуации, в которых происходит исполнение музыки включают в себя сейшены (как неформальные, так и оплачиваемые), фестивали и неакадемические концерты. Арфисты, выступающие в народном стиле чаще всего играют в ансамблях, таких как grupaí cheoil* и меньшие по размерам ансамбли. Они выступают как часть группы музыкантов, играющих на регулярных сейшенах по всей стране, играют на фестивалях. В музыкальных группах в рамках туров Comhaltas Ceoltóirí Éireann чаще всего есть арфист, который как аккомпанирует певцам и другим инструментам, так и исполняет сольные номера**[14].
Такая форма арфового исполнительства представлена на и на некоторых современных коммерческих записях, включая записи Мойи Бреннан и Кормака Де Барры [15]. Арфа также используется и в группах, играющих народную музыку, наиболее заметными среди этих групп являются The Chieftains и Liadán.
Click to view
Опыт игры в ансамбле необходим каждому музыканту. Доступность этой возможности в рамках народной музыки помогает как передаче региональных и прочих музыкальных особенностей, так и знаний о традиции в целом. Однако, еще более важным является то, что ансамблевая игра создает социальный и ориентированный на общество контекст для музыки, в котором игра на инструменте воспринимается как приятное времяпровождение вместе с другими людьми, ценное само по себе, вне ситуаций экзаменов или соревнований.
тут, конечно, не в Ирландии, но сейшены в пабах кроятся во всем мире по общим лекалам, а свои картинки постить проще, чем чужие, личные или копирайтные (прим. пер.)
Игра на арфе в рамках академической музыки предоставляет арфисту тот же музыкальный опыт, что и исполнителям на других оркестровых инструментах и фортепиано, обучение чаще всего происходит в рамках консерваторской модели музыкального образования. Главной проблемой ирландской арфы в данном контексте является ее неопределенная роль, поскольку для игры в оркестре используется педальная арфа и из этого следует, что многие регулярные ансамблевые возможности в рамках академической музыки оказываются недоступными для того, кто играет на ирландской арфе. Причина кроется в самой конструкции инструмента, а не в каком-либо предубеждением против ирландской арфы: дело в том, что концертная арфа - полностью хроматический инструмент, в среднем имеющий 42 струны. Инструмент полностью подходит для музыки, написанной с использованием гармонических структур, принятых в современной западноевропейской музыки и использовался в ней на протяжении двух последних веков. Напротив, ирландская арфа - инструмент полухроматический, и содержит, в среднем, 34 струны. Он не может предложить композитору те же возможности в работе с гармониями. Несмотря на новаторские выступления некоторых арфистов (среди которых наиболее известной является Анна-Мария О’Фаррел, с успехом транскрибировавшая композиции с педальной на ирландскую арфу), ирландская арфа вряд ли может заменить концертную педальную арфу в оркестровом контексте. Ансамблевая игра в контексте академической музыки имеет больше ограничений, чем эта же деятельность в народной музыке. Существует также возможность играть в ансамблях арфистов и в камерных ансамблях, но небольшое количество публикаций музыки для ирландской арфы в ансамбле создает сложности для реализации этой возможности.
Музыкальный опыт арфиста, обучающегося по академической модели (особенно на этапе обучения) чаще всего составляет сольная игра, за исключением уроков или летних арфовый школ и фестивалей (например An Cúirt Cruitearachta )
В таблице 2 представлены различные контексты музыкального исполнения, названные участниками опроса.
Таблица 2, контексты исполнения музыки
Сейшены народной музыки: 9%
Камерная музыка: 4%
Концерты: 8%
Свадьбы: 8%
Церковные службы: 9%
Фестивали: 6%
У себя дома: 16%
Отели: 5%
Пабы: 3%
Фоновая музыка: 7%
Выступления на корпоративах: 4%
Школы: 7%
Колледжи/Университеты: 3%
Экзамены: 8%
Фэши (ежегодные соревнования): 3%
Результаты показывают хорошее распределения результатов между различными контекстами для выступлений, включающие как светские, так и духовные, в дополнение к разделению на академические и народные. Вполне возможно, что высокий процент арфистов-обучающихся среди респондентов опросник повлиял на то, что сравнительно маленький процент арфистов указали “Паб” как место игры, но музицирование в пабах в принципе довольно новый феномен в контексте игры на ирландской арфе. Все контексты можно разделить да две группы: те, что требуют высокого профессионализма или законченного обучения, и те, что доступны и студентам.Первые включают в себя сейшен, камерную музыку, концерты, свадьбы, церковные службы, фестивали, домашние выступления, отели, пабы, фоновую музыку и корпоративы; ко вторым относятся школы, колледжи, экзамены, фэши, концерты, церковные службы и выступления дома.
Некоторые опасения вызывают 16% опрошенных, для которых основной площадкой для выступлений является собственный дом. Несмотря на то, что домашнее музицирование само по себе не является проблемой, полученное значение не зависело от пола, возраста или географического положения арфистов. Таким образом, согласно данным, 16% арфистов очень редко, или никогда не играли вместе с другими музыкантами. Вместо этого они сосредотачивались на сольном музицирование в стенах своего дома. Можно предположить, что часть респондентов, например, репетирует дома с ансамблем, но скорее всего таких будет не много.
Несмотря на то, что игра в ансамбле, принципиально не является более важной, чем сольные выступления (и конечно сольная игра принципиально необходима для улучшения техники и поиска “своего собственного голоса”), она необходима для передачи стиля, ощущения товарищества и принятия другими и создания идентичности музыканта.
И если большое количество арфистов не получаю весь спектр возможностей для выступлений, то это является проблемой. Данная область требует дальнейших изучений, возможно с привлечением исследований других инструментов и стилей. Вполне вероятно. что аналогичное исследование игры на фортепиано в Ирландии может дать похожую статистику. Тем не менее, результаты ставят серьезную задачу перед музыкальными организациями, образовательными институтами и финансирующими фондами, каждый из которых может внести положительный вклад в музыкальный опыт как учащихся, так и обучившийся арфистов.
продолжение следует
Примечания
14. www.comhaltas.com
15. Moya Brennan & Cormac de Barra, Voices & Harps, 2011.
Примечания переводчика
* музыкальная группа из нескольких разных инструментов
** например, в этом году, классные
http://ffmusik.de/ff-musikbuero/Pure_Irish_Drops_2015_introduction.html