Сентябрьский номер вот дочитал. Выпуск, похоже, фэнтезийный, я в некоторых сомнениях. Когда-то давно редакция решила всё фэнтези собирать в двух номерах за год, и вот этот производит впечатление второго такого номера в этом году.
С чего бы сомнения? Да произведения какие-то не совсем "сказочные". В смысле есть и безоговорочная мистика, но большинство вещей я лично отнес бы к нормальной сайнс фикшн, использующей некоторые фэнтезийные моменты в качестве антуража, не более. Но и к "сайнс фэнтези" это не прикладывается, это когда магически-мистическая суть маскируется техническим антуражем. Тут скорее противоположность, когда, как у Кларка "технология неотличима от магии".
В номере две повести, шесть рассказов и небольшая зарисовка от недавнего кавалера заслуг перед отечеством. ;)
Сначала о рассказах.
Сергей Булыга "Я маленькая птичка" Взгляд на мир из клетки диктаторского талисмана.
Маленькая птичка сидит в позолоченной (чистое золото не слишком прочно) клетке, и сетует на мракобесов и жертв странного суеверия, которые ненавидят его за то, что пока он, появившийся на свет противоестественным образом (из змеиного яйца), жив, будет жить и его хозяин - генерал тиран-деспот-самодур. Да даже если и так? Сама-то птичка чем провинилась во всех погибших волей генерала?
Представьте, что вы - кощеева смерть, и имеете душу и разум, и все, что вам нужно сделать для того, чтобы избавить мир от тирана, который не сделал лично вам ничего плохого...
Хоть и поток птичьего сознания, но поток текущий ровно и гладко, хорошо написано в общем.
Святослав Логинов "Золушка-news" Городское фэнтези в "дозорном" стиле.
Служба охраны здоровья ловит по городу вампиров, оборотней, колдунов. Вот недавно обложили оборотня, прочесывают парк, видят - волк девку тащит. Ну волка летающим шприцем и в участок, а девку в больницу. А потом глядь - волк обычный, а где девица? ну да, будет она вас там дожидаться. Или вот, в кабаке средней руки стала появляться девушка не то чтобы неземной красоты, а как-то слишком хороша для такой местности. При попытках выследить её, как местными мачо, так и опером охраны с приятелем-аномальщиком, пропадала в районе мусорки, за которой приглядывал таджик-гастарбайтер.
Популярная комбинаторика: в рассказе рассмотрены варианты превращения людей в волков, волков в людей и людей в людей. Не рассмотрен вариант превращения волков в овец и обратно. Ну и про таджиков, не розжыгание, конечно, но вот мысль, что кому-то захочется настолько стать своим среди чужих неочевидна.
Джеймс Стоддард "Закоулки времени" Притча о времени в формате сказки, но временем обычно занимается НФ
Часовщик, заводящий часы в бесконечном доме, вдруг заметил, что со временем происходит что-то странное. И обходя дом наткнулся на комнату, в которой сидели четыре рассказчика, травившие истории в которых время было одно из участников. А потом часовщик рассказал свою сказку.
Сказки коротенькие - только сюжет, но и истории и рассказчики оказались на высоте, не зря пришлось пришлось вмешаться часовщику.
Дарья Зарубина "Сны о будущем" И снова время, путешествия во сне и наяву.
Племяннику-ученому-физику от дядьки досталась пачка старых исторических документов, в том числе несколько записок из скорбного дома. Вот читает он о странных событиях произошедших с автором записок, а ночью ему это вдруг снится как наяву, а на следующий день читает подробности его встречи с автором уже в следующем отрывке. И понимает он, что это ж-ж-ж неспроста. И вспоминают они, вместе с тем другим, странные события из своих детств, связанные с молниями и одним странным местом, где в свое время Яков Брюс, колдун Петра I который чем-то занимался.
Рассказ, в смысле, как оно написано, неплох, а вот сама история, когда персонажи рассуждают о преимуществе сохранения исторической линии перед праздным любопытство, как-то все повисло в воздухе.
Альберт Коудри "Смерти - смерть" Готика Юга и немного черного юмора про призраков.
Юмора действительно немного, хотя фактура располагала, где-то с середины все становится драматичнее.
К экстрасенсу обратился домовладелец по поводу шумного призрака. Пока тот призрак был живым, был он ревностным пуританином, трезвенником и работал палачом, и даже написал книгу "Тридцать лет на службе обществу". А тут, понимаете, новые времена, а у адвоката в доме собрались его клиенты - общество за отмену смертной казни.
Вот пока адвокат-домовладелец суетился, а призрак убеждал, на примере своих клиентов, что как же вот этих не повесить, было забавно. А когда пошли контраргументы все стало серьезно как виселица.
Кэли Уоллес "Ботанические упражнения для девочек" Еще одна история, притворявшаяся сказочной притчей.
Девчонка-инвалид живет в доме, за окнами которого очень быстро сменяются сезоны, а ухаживают за ней горничные с именами Утро, День, Ночь. Человек с опытом делает внутри себя понимающее лицо. Но потом возникает хозяин дома с повадками безумного ученого, который рассказывает пришедшей журналистке о работе над растительными организмами с расширенными сложными рефлексами.
В общем, немного прикладной этики.
Евгений Лукин "Здравствуй, бессмертие" Микрорассказ от кавалера медали ордена. )
Мужик торгуется с чертом за свою душу. Главное условие - бессмертие до конца света. В документе, правда, небольшая отсрочка на выполнение договора прописана, типа пока не завизируют наверху, в смысле внизу. Ну кто ж знал, что времени на самом деле немного...
Рассказ коротенький, на пару завитков, но уровень мастерства обычный.
И две повести про технологию неотличимую от магии.
Далия Трускиновская "Переводчик со всех языков" Разве что временем и местом действия приближается к городскому фэнтези, а вообще принадлежность определить сложно.
Некая обобщенная прибалтийская страна, с упором на Латвию, где-то в наше время. Компания русских городских кладоискателей находят в заброшенном доме странное явление в пробирке с притертой пробкой. Говорящая субстанция, как он сам себя отрекомендовал - демон-симбионт-переводчик, созданный неназываемыми древними во времена Вавилонского столпотворения. Человек, с которым он соединяется, без усилий понимает и говорит на любом языке, иногда не осознавая на каком. Парни, которых подзадолбала местная национально-языковая политика, решили с его помощью маленько на эту политику повлиять, точнее на политиков. А потом, когда их магический жест отчаяния привлек к ним ненужное внимание, к ним пришли конкуренты-кладоискатели из местных и рассказали, что к местному языку присосалась еще какая-то неведомая хрень, которая питается эмоциями говорящих на нем, и ваши бы таланты да на борьбу с ней.
Немедленно вспомнилась "Лавина" Стивенсона, но вот сущности, использующей язык в качестве носителя, у него кажется не было.
И кстати, что, действительно все настолько сурово, или художественное преувеличение? ;)
Анна Каньтох "Миры Данте" Повесть польской писательницы о сошествии в Ад, но без проводников.
На человечество обрушилась непонятная эпидемия и почти одновременно с этим открыли порталы в миры, очень сильно напоминающие загробные миры разных культур и цивилизаций - Ад, Рай, Валгалла, etc... И туда немедленно оправились группы исследователей - искать лекарство от заразы. Эта группа сидит в христианской преисподней, где наблюдает интересный процесс регенерации сгорающих тел. Но вытащить образец никак не удается, пока не решают поискать тут человека, открывшего порталы, благо он при жизни был тем еще сукиным сыном, и быть ему кроме как здесь, больше негде.
Первоначальная идея выглядит уж больно искусственно, но вот дальше, включая последнюю фразу - очень неплохо. Продолжение, когда и если, я бы почитал.
В конце номера кроме рецензий статья к столетию сибирского писателя Михаила Михеева, автора "Тайны белого пятна и разбор Дмитрия Володихина недавней голосовалки посвященной популярности межавторских серий. Вывод - популярны "беззаконные" миры, что-то такое в современном читателе требует похерить все законы, взять пулемет и начать устанавливать справедливость заново.