ЕСЛИ 06/11

Aug 22, 2011 20:13


 Очень, можно сказать, актуальный номер, тут тебе и королевская свадьба, тут и "Рассвет" над Вестой. Решил отложить пока старые номера и читать боле актуальные вещи. Номер без какой-то общей темы, несколько сравнительно новых ракурсов не очень новых тем.

 Сперва о рассказах
 Юджин Мирабелли "Дворец в облаках".
Истории о летающих домах и живущих в них семьях уже встречались, надо полагать, хоть с ходу назвать ничего такого не возьмусь. Здесь история большой общины - венецианцев сбежавших в свое время от очередной оккупации в облака - с попыткой встроить эту историю в наш мир. Получилась романтическая история об угасании и последних из.

Брэд Эйкен "Система ответов". Не очень убедительный наезд на систему контроля, созданную через страховые компании.
Картина общества, в котором отклонение от предписаний страховых компаний не просто повод лишить кого-то лицензии и страховки, но федеральное преступление с судом и каталажкой. Для фантастичности добавлена машина диагност, которая и принимает все медицинские решения. И вот главный герой - доктор - печально взирает на то, во что превратилась профессия, и думает, не присоединится ли ему к подпольной клинике или даже организовать свою, и хрен с ним - пусть сажают.
 Вот интересно, страховой бизнес напрямую связан с кредитным, который сейчас пинают за различные пузыри, и если пытаться изображать посткризисный мир, эту деталь, возможно, тоже стоит учитывать. Изменится кредит, должна измениться и страховка, и ее возможности контроля тоже.

Николай Романецкий "Третий вираж". Вот кстати еще пара мыслей о пенсионном и медицинском страховании.
 Редких отобранных кандидатов в космопилоты обрабатывают наноботами так, что они начинают видеть структуру космоса и перестают воспринимать прочий окружающий мир. Иногда их перемыкает, и они перестают ориентироваться в космосе, но на этот случай разработана процедура. После нескольких таких перемыканий, процедуры помогать перестают, и возникает вопрос - возвращать ли их в прежнее состояние или пусть так помирают, и спрашивать ли их мнение на этот счет. Ведь тот, кто принимает решение сейчас и тот, кто будет жить по этому решению, фактически разные люди. Ну а сам рассказ довольно сухое описалово.

Пол Корнелл "Исчезнувший пруссак". О! Посткибер-, нано-, паропанк, ретрофутурология и еще много разных красивых и замысловатых слов в попытке определить стиль и жанр рассказа. Про королевскую свадьбу, кстати.
 Выдают замуж замуж британскую принцессу за шведского принца. Свадьба, да и весь мир в декорациях позапрошлого века, а технологические примочки не самого ближайшего будущего. Во время одной из церемоний исчезает один из гостей, прямо посреди зала и у всех на глазах. Охрана начинает рыть носом складки пространства, а начальник охраны, пользуясь давним знакомством с принцессой, копает историю с другой стороны. Странно, что автор не сделал злодеями русских, впрочем, тогда бы Ватикан к сюжету плохо пристегивался.
 Интересный мир, хорошо рассказанная интересная история. Один из лучших рассказов, прочитанных за довольно большое время.

Франк Хаубольд "Возвращение домой". В европейском университетском городке образовалась зона остановленного времени.
 Случилось это под Рождество, и один из тех, кто там жил и работал, но в этот день оказался снаружи, каждое рождество приезжает навестить. В этот приезд на него насел один из исследователей "События" - дескать, а что вы там делали с обломком того метеорита, который вам дал этот русский, который потом тоже исчез, и нет ли тут какой связи. И герой проникается этой связью и вселенским одиночеством.
Романтично, но почему бы и нет.

Отметить еще стоит довольно сильный конкурсный рассказ из "Роскона-грелки", напечатанный особняком.
 Дмитрий Витер, Владимир Семенякин "Салли и Сальвадор"
 Уборщик в музее Сальвадора Дали, когда-то подававший надежды художник, но авария, инсульт..., сперва замечает какого-то жулика, торгующего поделками в стиле Мэтра, от которых потом людям плохеет, а потом замечает, что из картин начинают пропадать предметы. И вместе с приятелем-охранником решает устроить засаду на нехорошего человека.
 Интересные образы, неровный, но местами очень неплохой слог и стиль

И еще две небольших, но интересных повести, напомнивших про Хэмингуэя. Специально сейчас глянул в вики, вроде никакой большой годовщины, видимо случай.

Борис Руденко "Остров которого нет". Морской рассказ напомнивший про Хэма или, скажем, Джека Лондона.
 Осень в рыбацком поселке, конец сезона и паровые, но на нефти, рыбачьи катера ставятся на ремонт. В трактире появляется компания из двух взрослых и подростка и размахивая пачкой денег хочет, что бы их доставили к местному феномену - острову окруженному стоящим почти на месте круговым ураганом. Иногда ураган сдвигается и тогда на остров можно добраться. За компанией гонятся два типа, изображающих из себя столичных полицейских, а после того, как свернули шеи двум невезучим грабителям, еще и местные мафиози. В общем катер рассказчика с пассажирами и погоней на хвосте прорывается к острову, и все высаживаются на берег едва не утопив при этом посудину. И дальше начинаются разговоры об истории колонизации миров, сети телепорт-кабин между планетами, открытии сделанном отцом парня, касающегося этой сети и какое отношение к этому имеет герой-рассказчик - капитан катера.
 Идеи, в общем-то, не новые, но поданы в довольно качественной обработке.

Майк Резник "Шесть слепцов и чужак". Автор вновь про свою любимую Африку.
 К столетию выхода Хэмингуэевского романа "Снега Килиманджаро" группа из журналистов, прихватив с собой еще кой какой публики, решила пройтись по следам автора, и может даже найти тушку того самого леопарда, почему бы ему все еще там не лежать, подумаешь - сто лет прошло. Снежная шапка на вершине, с тех пор изрядно подсократилась, но вдруг повезет. Леопарда не нашли, нашли инопланетянина, впрочем, тоже лежащего там в снегах уже давно. И вот все шестеро, разглядывая чужого, придумывают для себя истории - как и зачем он тут оказался без оружия и снаряжения - истории уголовника, колониста, спортсмена, профессионального революционера в ссылке ит.д.. Истории так себе, надо сказать, возможно была такая стилизация под примитивность представлений. Часть разгадки я вычислил просто попробовав продолжить монолог рассказчика - ученого - когда тот давал интервью журналистам. (вау, какой я умный :) ).

Большой обзорно-литературоведческой статьи в номере не было. Есть биографическая статья посвященная Мюррею Лейнстеру и названная "Первый контакт". Как бы отсылка к напечатанной выше повести. Большая рецензия на "Железный совет" Чайны Мьевилля, все никак не соберусь продолжить читать этого автора.
 И опрос Алексея Пехова о межавторских проектах вообще и, основанных на известных авторских мирах, в частности. Я тут у себя где-то на эту тему размышлял. Если коротко, то допускаю, что отдельные вещи могут быть интересны и талантливы. Связываться с этими редкими жемчужинами и тем паче их выискивать, учитывая, что развитие мира дано во многих произведениях, смысла для себя не вижу, даже если бы мне был интересен мир. Из существующих миров-проектов апокалиптика и боевка "сталкера", "метро" и чего-то там по АБС не интересны от слова совсем. "Этногенез"... ну может быть, но опять же заявленность как подросткового чтения (они ваще читают?), ну и если кто нибудь бы прочитал и указал стоящее, но на фанатов и штатных рецензентов надежды мало. Единственно, что бы я точно попытался бы читать - книги по мирам Дугласа Адамса, но про перевод единственной известной книги Йона Колфера ничего не слыхать.

Если, sf & fantasy, книги

Previous post Next post
Up