![](https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/228178883.e/0_1a204f_4c922eaf_L.jpg)
Читалась долго и довольно тяжело. Жизнеописание, что-то вроде "романа воспитания" в начале, отстраненный слог хрониста, пишущего о делах давно минувших дней на легкость чтения и восприятия не настраивали.
Напомню, если паче чаяния кто-то не читал, о чем там. В декорациях Германии начала прошлого века описана вымышленная провинция, организованная по образу церковного ордена. Главное дело жизни населяющих ее - сохранение и приумножение культуры и искусств. Важнейшим из искусств ими почитается игра в бисер - некое действо с символами культуры, устанавливающее не очевидные связи между ними. Вообще в романе это своеобразная противоположность фигуре умолчания - когда все ясно, но не произносится в слух, тут говорится об игре много, но при этом не объясняя, о чем же идет речь. Некий историк из отдаленного будущего описывает жизнь великого Магистра Игры. Взятый из обычной школы за способности сперва в элитарную школу в этой самой провинции, далее в местный университет, далее послан был в мир, точнее своеобразным послом в один религиозный орден, а когда вернулся, внезапно выяснилось, что кроме него Мастером Игры быть некому.
Подразумевается, что подобные книги пишутся не для развлечений, а для размышлений. Основная, КМК, расшифрованная мной мысль была такая, что культура запершаяся в башне слоновой кости нежизнеспособна сама по себе, и не способна влиять на окружающий мир, как для спасения его, так и себя в этом мире. Ну и в конце, под видом эссе написанных главным героем, добавлены три притчи с простым как полено месседжем - нести культуру и быть элитой - это значит время от времени приносить жертвы, и зачастую самого себя.
Вряд ли я что-то еще буду читать у Гессе.